109
ЭКСПЕРТИЗА: ТОРМОЗНЫЕ КОЛОДКИ HYUNDAI ACCENTТОРМОЗИМ ПО-АЗИАТСКИ*• Михаил ВасильевГоворят, качество отечественных автомобилей неуклонно улучшается - как иначе объяснить чуть не ежемесячный рост их стоимости? Цены «нашенских» авто постепенно приближаются к стоимости бюджетной иномарки, пусть даже собранной на территории России. К примеру, каких-то 2000 долларов разделяют «Ладу-112» и «Хёндэ-Акцент»... «Акценты» бегают по России довольно давно, однако значительная их часть пока находится на заводской гарантии. Но рано или поздно «сказке» конец - тогда вспоминают о магазинах запчастей и рядовых автосервисах, что находятся поближе к дому, да и подешевле. Например, пора заменить передние тормозные колодки - какие выбрать? Довериться мастеру - дело святое, но и свое мнение иметь не вредно. Тем более, что очень часто сервисмены посылают в магазин именно владельца - мол, делаем все в лучшем виде, но извольте принести деталь, которую сами выберете. Скажем сразу - выбор в магазинах невелик. В автосалоне «Хёндэ» мы купили оригинальный комплект за 1600 рублей, а колодки фирмы «Эллайд Ниппон», также подходящие для «Акцента», обошлись в обычном магазине запчастей в два с лишним раза дешевле - за 700 рублей. Посмотрели, оценили внешний вид, подумали и... поехали в НАМИ - без экспертов тормозной лаборатории истинное качество колодок не распознать.Оказалось, колодки обоих производителей существенно меняют свои фрикционные свойства в процессе работы - причем с точностью до наоборот. К примеру, у оригинальных колодок эффективность торможения со скорости 80 км/ч (грубо говоря, коэффициент трения) уменьшается на 19,5%, а после второго нагрева - на 27% относительно первоначального уровня. Эти показатели стабильны в течение всего срока эксплуатации колодок. При тех же режимах колодки «Эллайд Ниппон» после первого нагрева на 20% повышают эффективность торможения, и она также стабилизируется. Заметим, что этот показатель ГОСТ не регламентирует, поэтому в данном случае некорректно делать выводы о том, какие лучше. По износостойкости оригинальные колодки «Хёндэ» несколько уступают конкурентам, что, по мнению экспертов, обусловлено негативными изменениями в их фрикционном материале при высоких температурных нагрузках. А вот различий в прочности соединения фрикционной накладки с основанием колодки нет! У обоих производителей она одинакова и соответствует требованиям ГОСТа. Вернемся к главному вопросу: какие все-таки колодки покупать? Эксперты из НАМИ разъясняют: хотя эффективность торможения колодок обеих марок соответствует ГОСТу, водителям, использующим оригинальныеПроизводитель - HYUNDAIОриентировочная цена - 1600 руб. • Оригинальные колодки Hyundai хоть и соответствуют ГОСТу, но ахиллесову пяту все же имеют - боятся высокого нагрева. Эффективность торможения при этом падает и остается на низком уровне в течение всего срока эксплуатации колодок. Да и по износостойкости они уступают изделию фирмы Allied Nippon. Неизменно на высоте лишь цена!Производитель - ALLIED NIPPONИЗМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОРМОЖЕНИЯ ПОСЛЕ ДВУХ ЦИКЛОВ НАГРЕВА 2X 100010О0 ^ " ^ " Allied Nippon (иос состояние)*' ~ Allied Nippon после у, 1-го нагрева f.' ••••• Allied Nippon после £•' 2-го нагреваI£ О SШ Ориентировочная цена - 700 руб. • Колодки фирмы Allied Nippon также соответствуют требованиям ГОСТа, и в них тоже есть «нюанс» - склонность к изменению фрикционных свойств в процессе работы. После первого же высокого нагрева эффективность торможения увеличивается и стабилизируется на весь срок службы. К плюсам отнесем и цену - в два с лишним раза ниже, чем оригинальных.800800о 600sо. 6004004002004 68 Давление в приводе, МПа2004 68 Давление в приводе, МПаколодки «Хёндэ», нужно учитывать, что режимы движения, приводящие к высоким термонагрузкам, для них нежелательны. А при использовании новеньких «Эллайд Ниппон», наоборот, целесообразно подвергнуть их так называемому «термоудару», то есть несколько раз резко затормозить, чтобы колодки нагрелись до высокой температуры - это улучшит эффективность торможения. Только внимательнее смотрите в зеркало, иначе «термоудар» придется аккурат в область багажника... DЗа рулем 01/2005 109