46
47
48
49
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ Каких-то 20 лет на конвейере и вот в минувшем году ВАЗ окончательно прекратил выпуск старой «Самары». Ее место заняла «Самара-2», официально именуемая ныне Lada Samara. Исчезла из индексов первая цифра: стало Lada 113,114 и 115. Первые «восьмерки» для своего времени оказались настолько новыми - тут и передний привод, и необычный трехдверный кузов, - что покупали их весьма настороженно. А вот ВАЗ-21099 с привычным трехобъемным кузовом, появившийся позже, пошел, как говорится, на ура. Этот опыт для завода не пропал даром. Обновленное семейство открыл седан: они издавна популярны и престижны в России, независимо от класса. В 2000 году «пятнадцатая» из опытнопромышленного производства полностью перекочевала на главный конвейер. Вскоре появился пятидверный хэтчбек, а осенью 2004-го и трехдверный. Наконецто все семейство в сборе. Присмотримся к родственникам повнимательнее. СМЕНА ДЕКОРАЦИЙ Вторую «Самару» остромодной не назовешь - нет в ней ни шарма, ни полета фантазии. Однако нет и рубленых поверхностей, меньше стало резких граней: меткое прозвище «зубило» ушло 46 За рулем 01/2005 в историю. Мягкий профиль капота, «прищуренные» фары, объемный передний бампер - вот характерные особенности силуэта этой машины. Наиболее помпезно выглядит седан «Лада-115». Приподнятый багажник, открывающийся от самого бампера, крупные задние фонари со сдвоенными стоп-сигналами, спойлер. А профиль каков! Полоса широкого молдинга на боковине благодаря темным вставкам сливается с бамперами и зрительно удлиняет автомобиль. Сами бамперы в цвет кузова уже не выглядят чужеродными элементами, как на старых «самарах». У переднего, кроме того, нижняя кромка опущена и прикрывает кронштейны растяжек передней подвески, прежде вызывающе торчавшие. В общем, смотрится хорошо, а как с точки зрения практичности? С размерами бамперов дизайнеры, похоже, погорячились - уменьшились углы въезда и съезда, ухудшился доступ к буксирным проушинам. Привязать трос к задней и не перемазаться не так-то просто. Но это полбеды - в поворотах он обречен елозить по нижней кромке бампера - того гляди, выломает кусок или сам порвется. А вот бамперы «восьмерки» не боялись контактов и без следа восстанавливали прежнюю форму после столкновений даже средней силы.•Модель • ВесовыеСергей Мишин. Фото автораС позиции функциональности бессмысленны и боковые накладки обновленных машин - резиновым цены бы не было, а жиденький царапающийся пластик машину не убережет - сам развалится. К тому же под ними скапливаются килограммы песка и дорожной грязи. Хэтчбеки 113 и 114 выглядят относительно современно лишь спереди. Даже перелицованный бампер с мягкими РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ«ЛАДА- «ЛАДА- «ЛАДАИД» 113» 115»Снаряженная масса, кг Нагрузка на ось, кг: переднюю заднюю Дорожный просвет, мм •МОП Разгон,с 0-100 км/ч 0-400 м 0-1000м Максимальная скорость, км/ч Погрешность спидометра, %943 573 370 160970 582 388 163984 585 409 16513,9 19,2 35,9 15в,113Л 19,0 35,7 159,0 7,6 59814,1 19,3 36,0 157,7 6,8 630 173604— „._50-0 км/ч со 100 км/ч: тормозной путь, м замедление, м/с2 Усилие на педали, Н45,6 8,46 23045,0 8,58 25046,5 8,30 235 ТЕСТ: LADA SAMARAПанель приборов обрела мягкие обводы - под стать внешности. Руль «десятый», но в сравнении с «Самарой» несколько сдвинут вперед.Вместо верхнего ящичка теперь делают небольшое корытце без крышки.«Лада-Самара» простой, относительно недорогой автомобиль с проверенной временем механикой и покладистым двигателем. Впрочем, чего еще ждать от двадцатилетней модели? Характерные черты - острый руль, спортивные манеры и теснота на заднем сиденье.За рулем 01/2005 47 Сзади по-прежнему тесно: колени пассажиров упираются в спинки сидений, а сверху давит потолок. Комфортно разве что детям.У «113-х» остались старые обивки дверей, у «114-х» и «115-х» они новые.обводами и спойлер под задним стеклом - элементы немудреного тюнинга не могут скрыть возраста базовой модели, а ведь был вариант модернизации без ступеньки на «затылочной» части, со «сто пятнадцатыми» фонарями и пятой дверью до бампера. Но тогда решили - дороговато. Сегодня эти элементы хэтчбекам пригодились бы. Механика новых «самар» почти не изменилась, разве что полуторалитровый двигатель вместо карбюратора получил впрыск да слегка модернизовали коробку передач. «За кадром» остались более современные передние тормоза «десятки» и рулевая рейка с переменным передаточным отношением, но рулевая колонка с регулировкой по углу наклона и48 За рулем 01/2005генератор 2112 с максимальным током отдачи 80 А («восьмерочный» отдавал лишь 55) оказались востребованы. Немного изменился отопитель. На «Самаре-2» он повышенной производительности, с противопылевым фильтром и без крана для охлаждающей жидкости. БАЛ-МАСКАРАД Панель приборов обрела мягкие обводы - под стать внешности. Комбинация приборов - «десятая», со спидометром и тахометром, дополнена часами и уличным термометром (датчик спрятан под передним бампером). Консоль чуть повернута к водителю, как на иномарках.Руль «десятый», но в сравнении с «Самарой» несколько сдвинут вперед, так что рослому водителю не придется излишне заваливать спинку сиденья. Замки ремней закреплены на сиденьях и не мешают при их продольной регулировке водителю и переднему пассажиру. Основной перчаточник очень скромен - часть его зарезервирована под подушку безопасности. Когда она появится, неизвестно, а пока под крышкой при*ютился дополнительный ящичек, открывающийся кнопкой из основного. Впрочем, со второй половины 2004 года вместо него делают корытце без крышки. Для дорожной мелочи есть небольшое гнездышко в передней части консоли ТЕСТ: LADA SAMARAДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ«ЛАДА- «ЛАДА 113» 114» 115» «этчбм хэтчбекгэзмеры, мм. длина ширина высота база колея спереди сзади Радиус поворота, м Снаряженная масса, кг Полная масса, кг Время разгона 0-100 км/ч, с Макс, скорость, км/ч Топливо Запас топлива, л Расход топлива, л/100 км: 90 км/ч 120 км/ч городской цикл4122 1650 1402 2460 1400 1370 945 13704122 1650 1402 2460 1400 1370 5,2 970 1395 14,2 158 АИ-95 434330 1650 1420 2460 1400 1370 985 14105,7 7,8 8,9Кол-во дверей/мест Объем багажника (УОА),л3/5 3305/5 3304/5 430Двигатель - старый знакомый, только вместо карбюратора получил впрыск, каталитический нейтрализатор отработавших газов и адсорбер.Расположение Конфигурация Число клапанов Рабочий объем, см 3 Степень сжатия Мощность, кВт/л. с при об/мин Крутящий момент, Н-м при об/минспереди поперечно Р4 8 1499 9,8 56,4/76,7 5400 115,7 3000РЕЗЮМЕ Lada Samara 113 - по сути старая добрая «восьмерка» с минимумом изменений, позволяющих поддержать к ней интерес покупателей.J По-прежнему неплохие скоростные качества, хорошая управляемость. А Мал объем багажника, нет версии с 16-клапанным мотором, тесное заднее сиденье.^Тип Коробка передач • Ходовая часть Подвеска: спереди сзади Рулевое управление Тормоза: передние задние Размер шинпереднеприводная М5Lada Samara 114 - по мере сил совмещает функции пятидверного хэтчбека и универсала, которого нет в этом семействе., } Те же, что у 113-й, 5-дверный кузов более удобен в эксплуатации. А ^ Мал объем багажника, тесное заднее сиденье, к тому же, как и на 113-й модели, неразрезное.типа «Мак-ферсон» упругая балка реечное дисковые барабанные 175/70R13Lada Samara 115 - обновленный седан с претензией на представительность.£^ Большой, удобный багажник, современный внешний вид. А Нет люка в спинке заднего сиденья для перевозки длинных предметов.да карманы в обивках передних дверей и на спинках сидений. Кстати, «113-е» выпускают с «восьмерочными» обивками дверей и, соответственно, ручными стеклоподъемниками, «115-е» и «114-е» с электрическими. Сзади по-прежнему тесно. Да и откуда взяться простору - база не изменилась, а «восьмерочные» сиденья остались на своих местах. Заднее еще и неразрезное. Хорошо хоть, что легко скла•«•цывается и какие-то грузы перевезти можно. Запаска традиционно уложена в нишу в глубине багажника - не очень удобно доставать, если он доверху загружен. Однако другого места нет: снизу, как на «Оде», - еще хуже.Механизм переключения передач не претерпел изменений. Как и раньше, суетливый новичок вместо первой может включить заднюю - ощущение «упорчика» приходит со временем. Двигатель - старый знакомый: попрежнему легко разгоняет машину, хорошо тянет во всем рабочем диапазоне. Намекают на возможность перехода (в будущем) на восьмиклапанные 1,6-литровые. Если ориентироваться на ощущения, то комфортная скорость вторых «самар» около 130 км/ч; на «десятках» чуть больше. Вместе с тем рулится машина гораздо острее «десятки», но нарастание усилия на руле не соответствует ожидаемому. В этом особенность поведения вторых «самар», унаследованная от первых. Движение с высокой скоростью даже по прямой требует предельного внимания, особенно на хэтчбеке. Он (хоть трех-, хоть пятидверный) еще в первой жизни был неплохо приспособлен для энергичной езды по сложным траекториям, быстро реагируя на руль и газ. С седаном сложнее. В аналогичных условиях при сбросе газа для подкручивания в мягкий поворот «сто пятнадцатая» норовит забросить «хвост» наружу. Если в этот момент еще и притормозить - машину развернет, так что спортивные амбиции на седане лучше не проявлять. D Благодарим толъяттинскую фирму «АЛЬЯНС-АВТО» за содействие в подготовке материала.За рулем 01/2005 49