166
167
168
169
СПОРТ И ТЮНИНГ«FORD PUMA»SS1AЩ•«.•IЕвгений Борисенков . Ф ото : К онстантин ЯкубовЗВЕРЬ-МАШИНон страны и вице-чемпион Европы Илья Резниченко. ПЛОДЫ СЕЛЕКЦИИ Снаружи автомобиль походит на серийный аналог лишь очертаниями. Изменение пропорций явно пошло ему на пользу: из элегантной львицы он преобразился в грозного'хищника, готового разорвать любого соперника. Впрочем, агрессивный имидж - не самоцель, а лишь результат технического перевооруже- •* ния. От прежнего кузова в дело пошло немногое: ветровое и заднее стекла, элементы пола, крыша и... водительская дверь. Последняя (усиленная противоударным брусом) попала в этуПума - горный лев, живущий в Америке, нашим поклонникам автоспорта не очень знаком. Зато многие из них видели тезку царя зверей - кроссовый «Форд-Пуму 4x4 Турбо», который успешно выступает в чемпионатах России и Европы. О его особенностях нам рассказал мастер спорта международного класса, чемпи166 За рулем 01/2005 Одна из проблем - высокая инерционность турбокомпрессора. Если, скажем, перед входом в поворот сбросить газ, нужной тяги на выходе не дождешься - турбина ведь в самом конце рабочего цикла. Избежать провала можно, подняв в нужный момент давление перед турбиной. К примеру, спалив в выпускном коллекторе часть дополнительного топлива. Это сделает система «Антилаг», тумблер управления которой смонтирован на рулевом колесе.компанию по соображениям безопасности и требованию регламента. Будь она, как и правая, из стеклопластика, не удалось бы надежно защитить пилота при столкновениях. А контакты с машинами соперников и ограждением трассы случаются в кроссе часто - силовая борьба здесь не противопоказана. По этой жепричине заменены боковые стекла: закаленные' лопаются при ударе, осыпая пилота градом осколков, оргстекло лишь дает трещину. Вместо фар вообще закреплены пластиковые колпаки - ночью гонки на треке не проводят. Из пластика и весь остальной декор: крылья, бамперы, крышка багажника и капот.Под навесными (по сути - декоративными) панелями - мощный остов, пространственный каркас из цельнотянутых легированных труб. Пол и крыша лишь несколько увеличивают жесткость. Кстати, слово это в конструкции - ключевое. В целях четкого взаимодействия всех систем тут отказались от демпфирующих элементов. Узлы и агЗа рулем 01/2005 167 КРОССОВЫЙ «FORD PUMA»Рабочее место пилота комфортным не назовешь. Зато из кокпита можно подняться на подиум. Заезды проходят на фунтовых треках, где 4 воздухозаборники быстро забиваются песком и грязью, поэтому с подачей забортного воздуха пришлось повозиться. Остановились на трехканальном варианте: два боковых заборника разместили на задних крыльях на уровне остекления, а в качестве третьего подошло стекло третьей двери. Его закрепили в проеме с зазором, применив в качестве дистанционных втулок... бутылочные пробки.У капота, кстати, нет петель - его снимают целиком. Так удобнее обслуживать силовой агрегат. Мотор кроссовой «Пумы» хоть и «фордовский», но не родной. Двухлитровый четырехцилиндровый «Косворт» установлен продольно и выдает «на-гора» 520 л. с. мощности и 700 Н-м крутящего момента. Разумеется, с помощью турбины, которая при коэффициенте наддува 1,7 позволяет ему сравняться доблестью с безнаддувным собратом объемом аж 3,5 литра.Топливный бак (само собой - специальный, с пористым наполнителем) вмещает около 20 литров - этого хватает на один заезд. В целях безопасности кокпит отделен от топливохранилища прозрачной (чтобы не мешала обзору) несгораемой перегородкой.регаты составляют с каркасом как бы единое целое, а необходимые перемещения обеспечивают в основном сферические шарниры (ШС). Под столь необычной личиной кроется и неординарная начинка. ЛЬВИНОЕ СЕРДЦЕ Ради достижения требуемых для гоночного мотора кондиций, пришлось пойти на ухищрения. Головкой блока с металлической прокладкой, коваными168 За рулем 01/2005поршнями и масляным поддоном с противоотливными шторками никого, пожалуй, не удивишь. А вот промежуточный вал привода передних колес, который проходит сквозь картер, встретишь не часто. Система охлаждения включает аж три (!) радиатора. Охладитель промежуточного воздуха турбины (интеркулер) и масляный радиатор двигателя стоят спереди, а вот теплообменник для охлаждающей жидкости там при-строить не удалось - пришлось перенести его в багажник. Благо баулов и чемоданов в гонке не возят. Обдув организовали принудительно с помощью электровентилятора. Топливо - «Спектрол-Торнадо» с ок-' та новым числом 102 единицы (и ценой 2,3 евро за литр) двигатель потребляет с огромным аппетитом - 100 литров на 100 км! Обеспечивают столь внушительную подачу два насоса и восемь форсунок - по паре на цилиндр. КРОССОВЫЙ «FORD PUMA»Передать огромный потенциал двигателя на трансмиссию оказалось по силам лишь двухдисковому керамическо* му сцеплению, рассчитанному на крутящий момент 1000 Н-м. Коробка передач - шестиступенчатая кулачковая секвентальная (с последовательным включением). Дабы в пылу гонки пилот по ошибке не перешел на нейтраль, а тем более не включил задний ход, эти режимы заблокированы. В этом же корпусе спрятан межосевой редуктор. Соответствующий дифференциал отсутствует - мощности мотора с лихвой хватит, чтобы уровнять момент, провернув колеса даже на сухом асфальте! А вот межколесными дифференциалами пренебречь нельзя, иначе при постоянном полном приводе автомобиль будет неуправляемым. На «Пуме» они дисковые самоблокирующиеся.Обе подвески - независимые на поперечных рычагах - соответствуют международному регламенту группы А (специальные спортивные автомобили). Он предусматривает амортизаторы с изменяемой характеристикой, стабилизаторы с регулируемой жесткостью и возможность изменения углов установки каждого из колес. Осадить «Пуму» призваны четырехпоршневые тормозные суппорты АР Racing в паре с вентилируемыми перфорированными дисками той же фирмы. Сцепление с дорогой обеспечивают кованые 15- или 16-дюймовые колеса, обутые, в зависимости от условий, в различные типы покрышек (от гладких псевдосликов до «злобных» грязевых). УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВОГО Приручить этого яростного зверя непросто. Порой не хватает даже незаурядного мастерства - возможности кроссмена все же не безграничны. И тут на помощь приходят технические решения. Возьмем старт. Если раскрутить двигатель на всю катушку, момент на колесах окажется столь велик, что машина просто зароется в землю. Если газовать вполсилы, после троганья «посидишь в турбояме», ожидая, пока нагнетатель наберет нужные обороты. Решить проблему помогает «кнопка старта». Нажав ее, пилот может смело давить на газ обороты двигателя не превысят средних значений. Зато полностью открытый дроссель будет держать турбину в нужном тонусе. Едва тронувшись, кнопку отпускают, и мгновенный подхват гарантирован. Таких вещей, больших и малых, в этом чудо-автомобиле не счесть. Главное - освоить их до тонкостей и, укротив автозверя, привить ему вкус к победе. QАвтомобиль скроен под конкретного пилота. Даже единожды настроенное зеркало закреплено «намертво».Розетка «прикуривателя» необходима для запуска двигателя от внешнего источника. Штатную батарею лучше поберечь.Мощные форсунки хорошо сбивают грязь. Даже секундная потеря обзора чревата вылетом с трассы. За рулем 01/2005 169