22
23
24
25
\РЕПОРТАЖ В АБХАЗИЮ З^МАНДАРИНАМИ»к«№«•«4АЕСЛ ВЕЗ ПАТРШЫ?Андрей Сидор-ов ОРАНЖЕВЫЙ КАРАВАН Новый год - праздник с запахом мороза, елки и, конечно, мандаринов. И если елки и мороз свои, отечественные, то ближайшие мандарины зреют в Абхазии. Судя но карте - заграница. но у большинства жителей российские паспорта, в ходу рубли. О пророссийских настроениях и говорить нечего. Главный экспортный продукт - мандарин - кто только не везет его в Россию! Попробуем и мы заняться этим бизнесом - узнать, как дается мелкому перевозчику его хлеб. Поэтому наш «верблюд» - грузопассажирская «Газель» и «дозор* - сопровождающий ее ВАЗ-2П5 выходят на караванную тропу М4 «Дон». Два дня пути - и из морозной московской слякоти мы попадаем в золотую осень Краснодарского края, а там ив бархатное лето Абхазии. Но прежде была таможня. В четыре часа дня пристраиваемся в хвост вереницы автомобилей на таможенном переходе «Веселое». Очереди здесь - явление сезонное. Первый пик - начало марта, когда многократно подскакивает спрос на мимозу. Второй - предновогодний, обусловленный масштабной переброской мандаринов. В остальное время переход, говорят, отнимает не более двух часов. К полуночи в нашей колонне наметилось оживление, а с сопредельной стороны повалили машины, как следует груженные цитрусовыми. «Газель» берет на борт три (!) тонны, УАЗ - не менее двух, а «Жигули» - всего 900 кг. 'Го есть двукратный перегруз, как видим, норма в тех краях. Еще каких-то два часа - и российская таможня передала нас в руки та- В АБХАЗИЮ ЗА МАНДАРИНАМИ• , :«•1|ТОЧКА ВОЗВРАТА Как и предполагали, порожняя «Газель» с трезвым водителем никакого интереса для ГИБДД не представляет. Теперь же наш статус изменился - из Абхазии в Москву идет частная машина с коммерческим грузом! Из разговоров с опытными «мандаринщиками» следовало, что на каждом посту нас обязательно будут тормозить и под любым благовидным предлогом (а то и без него) вымогать штраф. Поэтому, чтобы не терять времени, лучше заранее «забыть» в документах50-100 рублей. Но это по слухам, а что же по существу? Первые несколько постов минуем засветло и обычным порядком; остановка, проверка документов, регистрация в журнале и пожелание счастливого пути. И никаких «наездов», вымогательства и намеков на оказание материальной помощи. Мы уже были готовы поверить, что разговоры о взятках и поборах на дорогах Абхазии не более чем байки. ...Отметившись на посту ГАИ в Новом Афоне, не проехали и пятисот ме-Забавно, что мандаринами (на санскрите мантрин - советник) португальские колонизаторы называли китайских чиновников, весьма охочих до взяток...**UКолонна под протекцией «толкача» - внеочередной проезд. Коммерческая очередь (пользуется приоритетом).Легальная очередь (не двигается уже 10 часов).можни абхазской. Проверка по ту сторону шлагбаума заняла минут двадцать, и мы, наконец, на свободе. Отметим здесь, что купить цитрусовые можно уже на приграничном базаре. Цены по московским меркам очень приятные - от 13 до 20 рублей за килограмм. Только наша задача - пройти маршрут до конца, поэтому, приценившись, едем дальше, на оживленный центральный рынок Сухуми. Там находим «выгодное» предложение и грузим «Газель» солнечным фруктом.пограничник.Главный на границе - «толкач». За 5-6 рублей с килограмма груза он переправит машину без таможенного досмотра, санитарного контроля и прочих казенных действий. «Толкачи» распоряжаются всем: формируют колонны (фото вверху), командуют пограничником у шлагбаума (фото слева), регулировщиком (на досмотр или мимо), гаишником, сверяющим документы, и, кто знает, может, паспортным контролем. По крайней мере там, где проход запрещен, они ходят запросто и пользуются уважением служивого люда по обе стороны границы. Откуда такая любезность, можно догадаться. РЕПОРТАЖI!Лучшая тара дпя мандаринов - деревянные ящики. Б них фрукты не мнутся и не гниют.гров, как вплотную к Газели- пристроилась темно-красная «шестерка» без номеров ис наглухо затонированными стеклами. Истошно моргая дальним своюм. легковушка го равнялась С нами, грозя обгоном с подрезанном. то гудела клаксоном, призывая остановиться. Остановились. Шестерка» - параллельно .Газелина встречной полосе. Из машины вышли два абрека и затеяли, как водится, градационный разговор о грузе. плате за проезд и своем безграничном влиянии на этом участке дороги. В общем, заурядный сценарий примитивного грабежа. Однако, хотя один из вымогателей временами картинно запускал руку под полу пиджака, стволов бандиты не обнажали, а платить за неаргументированные угрозы кто Наконец, третий. - видимо, старший бригады. - наблюдавший за развитием событий через приспущенное стекло Жигулей», сопоставил несговорчивость коммерсантов со звуками работающей в Газели рации и остановившейся позади -пятнадцатой с московскими номерами. дал атакующей группе отбой. а нам - j верение вi ом, ч го распорядится далее по маршрут} нас не трогать.\ jj ч'цу•1iI В АБХАЗИЮ ЗА МАНДАРИНАМИ«Оборотней в погонах-- мы не встретили. Повезло?из машины и топают в Россию пешком. Водитель же гонит машину яму - - место досмотра. С этого момента все, что есть в машине, считается его багажом. Естественно, что ящики с мандаринами тащить на себе никто не станет. а норма их беспошлинного провоза. отнесенная к одному водителю. будет превышена. Уверения, что груз этот принадлежит пассажирам, в расчет не берутся - их в эту зону не пускают. а машину уже не выпускают. Остается одно - платить! Теоретически существует механизм, позволяющий декларировать свой груз каждом] пассажиру, но сделать это не так-то просто. Задача таможни - взять пошлину. а уж способов решения хватит с избытком! В крайнем случае найдут во фруктах средиземноморскую муху, а вас объявят носителем ящура.Главный на границе «толкач». При его посредничестве через границу можно переправить все что угодно. Вспомним «Норд-Ост».Возможно, этот инцидент не стоил бы упоминания, если бы не ряд совпадений. Во-первых, ночью на постах останавливают и регистрируют все машины, значит, и эти Жигули - без номеров отмечены в журнале поста в Новом Афоне. Более того, сложилось впечатление, что бандиты работают в сговоре с милицией - наши «Газель» и «пятнадцатая» проезжати посты с интервалом в несколько минут, но ни между нашими машинами, ни за нами этой «шестерки-> не было. Значит, она стояла на посту. Во-вторых, откуда такая осведомленность о грузе и составе нашей команды, если ни с кем. кроме I ЛИ. мы не общались? И в-третьих. так нахально «работать» под самым носом у милиции могут только свои. Такой вот симбиоз получается. полтора - от наших никаких сигналов. Наконец рация ожила - из «Газели- порадовали: их «перехватил» гаишник и за 100 рублей провел тайной тропой на таможенные весы, а оттуда в скоростную «коммерческую-- очередь. Чтобы не потерять из виду своего «верблюда•-. разыскиваем того самого инспектора-проводника. Такса за рокировку пятнадцатой - - 800 рублей (где логика?!), и человек в форме втискивает машину в отдельную колонну особо привилегированных внеочередников. Интересно, что все воспринимают это нахальство с рабской покорностью - раз лезет, значит имеет на то право!...А КАРАВАН ИДЕТ Возвращение домой под впечатлением перехода границы показалось приятной прогулкой. Гаишники в большинстве своем учтивы, денег откровенно не вымогают и ради проверки документов вне постов не останавливале инспектор затреоовал медицинскую книжку, коей у водителя «Газели ->. разумеется, не было. Обещал даже найти (это в горах-то?) бомжа, который разгрузит мандарины, а уж там обязательно что-нибудь вскроется. Впрочем, встретив наше полное одобрение своего плана, почему-то передумал. Ну а какова же коммерческая выгода экспедиции? Расчет прост: мандарины в Абхазии стоят 8-18 рублей за килограмм, в столице 40-50. Таможенные издержки не превысят 7 рублей. Плюс расходы на бензин, амортизацию автомобиля, ночлег, еду. Добавим к этому издержки при реализации товара и сумму вычтем из ожидаемого дохода. Получившаяся разница и будет платой за труд. нервы, риск и бессонные ночи. К сожалению. гораздо меньшей, чем хотелось бы. Впрочем, поднакопив опыта. можно заработать и вполне приличную сумму. Ведь по-прежнему, как мы убедились, наличные ускоряют решение любых проблем. А если бы он вез патроны? • 25НА РОДИНУ Россия встречает гостей огромной грязной лужей, сооруженной прямо на проезжей части моста. Проезд по ООО «ГРАНИЦА» ней стонг 50 рублей и называется Переход границы в обратную сторону санобработкой автомобиля. Дейстоказался куда более познавательным! "~1г Очередь машин к 10 часам вечера уже вие вроде бы добровольное, но миновать сто нельзя. Старший над, лужей растянулась на километр и продолжавыдает таможенные декларация и рула энергично расти. Наша «пятнашководит милиционером, поднимаюка- дисциплинированно встает в ее щим очередной шлагбаум. хвост, зарезервировав перед собой местечко для -Газели - - та чуть заСледующий этап - таможенный домешкалась на подъезде. Ждем час. смотр. При этом пассажиры выходят