176
177
178
179
СПОРТ И ТЮНИНГКАРТ «ИНТЕРКОНТИНЕНТАЛЬ С»ЧЕМПИОНЫ ВЫБИРАЮТ «С»Евгений Борисенков. Фото: Александр Кульнев артинг - самая демократичная дисциплина кольцевого автоспорта. Техника - под стать: от примитивной прокатной «табуретки» до машин, по энерговооруженности и обилию настроек не уступающих мировым «формулам». В России самый мощный класс - «Интерконтиненталь С». Его еще называют королевским. А самый титулованный гонщик - восьмикратный чемпион страны, мастер спорта Кирилл Ладыгин. Он-то и познакомил нас со своим «боевым товарищем». ГИБКИЙ подход В основе машины - рама оптимальной формы из цельнотянутых легированных труб. Она здесь не только несущий, но и демпфирующий элемент, поскольку у карта нет подвески. Однако под воздействием мощных знакопеременных нагрузок в ходе гонок конструкция постепенно теряет жесткость - «плывет». Кое-что удается компенсировать, изменяя настройки. В передней и задней частях рамы есть сменные элементы - стабилизаторы; подобрав нужные, достигают требуемой жесткости на кручение. Но порой этого мало, а небольшие размеры машины не позволяют использовать иные элементы. Тогда, в частности, в ход идут сиденья пилота (их три, разные по жесткости) и различные растяжки их крепления. Тем не менее к концу сезона рама перестает быть «быстрой» и подлежит замене. В «Интерконтинентале» очень тонко настраивают и ходовую часть. Задняя ведущая ось, как правило, двух диаметров (40 и 50 мм) существует в десяти ва-К176За рулем 02/2005 КАРТ «ИНТЕРКОНТИНЕНТАЛЬ С»риантах каждого, отличающихся упругостью. Этот показатель можно изменять, подобрав еще и ступицу нужной длины. В довершение всего механик, сместив ступицы вдоль оси, варьирует колею. У передней возможностей меньше - ширина задана только вылетом ступиц, вариантов которых по регламенту всего три. Зато спереди можно менять кастер (продольный угол наклона оси поворота колеса), сход-развал и соотношение углов поворота управляемых колес. Рулевой механизм на машине предельно прост - тяги крепятся к рычагу рулевого вала. Изменяя плечо рычага, пилот находит компромисс между радиусом поворота и усилием на руле. А вот с колесами не поэкспериментируешь - правилами разрешен лишь один тип. Легкосплавные диски (импортные или наши - ВСМПО) крепятся на ступице тремя гайками и обуты в обязательный для всех «Бриджстоун» - слик модели YGK либо дождевой YGR. Зато давление в шинах не оговорено и его можно менять от 0,5 до 3 атмосфер. Оптимальное подбирают экспериментально, с учетом количества левых и правых поворотов. Тормоза на «Интерконтинентале» гидравлические, двухконтурные. И здесь есть что настроить - используются три типа колодок и ручной регулятор тормозных сил по осям.Но больше всего удивляет возможность изменения клиренса. Казалось бы, чем шасси шире и ближе к дороге, тем лучше - колеи, выбоины, люки и трамвайные пути на картинговых трассах не встретишь. Причина в другом - повышая центр тяжести, можно существенно догрузить внешнюю по отношению к центру поворота пару колес, что особенно важно на скользком покрытии. МАЛЬЧИК С ПАЛЬЧИК На первый взгляд, 125-кубовый двухтактный мотор достоинствами не блещет. Даже система смазки здесь не раздельная, а комбинированная (это когда масло добавляют в топливо). Но так только кажется - на самом деле итальянский «tm» при 14 500 об/мин способен развить аж 52 л. с ! Этого хватит, чтобы легко разогнать карт, минимальный вес которого вместе с пилотом всего 170 кг, за 200 км/ч! От перегрева мотор защищает рубашка охлаждения. Воду гоняет центробежная помпа, ее привод от задней оси. «Тосол» не используют - разрешены только одноконтурные системы охлаждения, заполненные водой. В системе питания - 8-литровый пластиковый бак, диафрагменный насос с вакуумным приводом и однокамерный карбюратор. Топливо - товарный АИ-98. Регулировка двигателя сводится в основном к подбору свечей, выбору жесткостиЗа рулем 02/2005 177 СПОРТ И ТЮНИНГКАРТ «ИНТЕРКОНТИНЕНТАЛЬ С»Это не аэродинамический «обвес», а обязательные элементы пассивной безопасности. Боковые понтоны и передний «бампер» защищают пилота при столкновениях. Дуга безопасности и ремни не предусмотрены - если карт опрокидывается, гонщик просто вылетает из седла. При этом срабатывает вторая линия обороны - комбинезон и защитный шлем.Руль карта больше чем на пол-оборота в каждую сторону не вращается. Поэтому там и поместили приборный щиток - всегда на глазах и не мешает управлять. Справа под рулем - рычаг управления коробкой передач, слева - сцеплением.Положение радиатора - важный элемент настройки машины. Отклонение от вертикали снижает теплообмен, но улучшает аэродинамику. И наоборот. Технические требования разрешают только одноконтурную систему охлаждения, заполненную водой.лепесткового клапана и настройке карбюратора. Служит мотор куда меньше рамы. Моторесурс до ревизии порядка восьми часов (2-3 гонки). Такова картинговая мера времени. А чтоб не угодить в преждевременный ремонт, на руле стоит ин178 За рулем 02/2005формационный дисплей AIM - он сообщает о жизнедеятельности основных систем в ходе гонки. От маховика поток мощности через пятидисковое сухое сцепление устремляется к шестиступенчатой секвентальной коробке передач с кулачковыми муфтами. Она омологирована - заменять шео*» терни в ней нельзя. Зато можно менять ведущую и ведомую звездочки цепной передачи заднего моста. Диапазон довольно велик: число зубьев ведущей от 13 до 21, ведомой - 22-32. Дифференциал в приводе не предусмотрен - незачем. КАРТ «ИНТЕРКОНТИНЕНТАЛЬ С»ГЛУХАЯ ЗАЩИТА Как и всякий спортивный автомобиль, карт щедро оснащен системами безопасности. Правда, по большей мере пассивными. К активным можно отнести, пожалуй, лишь непромокаемый плащ да так называемый турбовизор. Так мудрено нарекли пропеллер из прозрачной пластмассы, который отбивает капли дождя от лица гонщика. В пассиве - боковые понтоны и передний отбойник. Они смягчают удары и не дают сопернику наехать на колесо,что для него крайне опасно: опрокинуться в такой ситуации ничего не стоит. Заднюю защитную дугу с некоторых пор упразднили - она при контактах часто вспарывала «собственную» покрышку и карт вылетал с трассы. За здоровье гонщика отвечают и легкосминаемая рулевая колонка, и шлем, и омологированный комбинезон. Предусмотрена и система экологической безопасности. Это расширительные бачки для улавливания масла и бензина при утечке через вентиляционные отверстия.Картинговый спорт у нас на подъеме, хотя «профессиональных» трасс пока только две - в Питере и Курске. Чемпионат проходит в пять этапов, собирая в классе до тридцати участников. Но вотвот появятся новые картодромы в Икше и Подольске. На королевский класс заглядывается талантливая молодежь. Пора и на международную арену. Глядишь, будем восьмикратными ив Европе. Жаль, что чемпионаты мира в этом классе не проводят. А то бы... DЦепной привод - предмет постоянных забот: надо регулярно смазывать цепь и подтягивать крепеж ведомой звездочки.Тормоза в гонке важны не меньше, чем резвый Двухтактный мотор с водяным охлаждением мотор. Недаром вентилируемые диски по диаспециально сконструирован для спорта. «Прометру почти равны колесу. тивогаз» на впуске - настроенный фильтр.За рулем 02/2005 179