142
143
144
145
КЛУБ «ДВЕНАДЦАТЬ ЦИЛИНДРОВ» ..... .....ромкое имя, индивидуальный дизайн, шикарный интерьер - откарный интерьер - отличительные черты личительные черты гих автомобилей. Но дорогих автомобилей. Но одна особенная деталь, есть одна особенная деталь, рая выделяет элиту из которая выделяет элиту из ;й массы. Самые дорообщей массы. Самые дорогие, престижные, быстрые быстрые ины щемашины традиционно щеют 12-цилиндровыми голяют 12-цилиндровыми 142 двигателями. Уже многие десятилетия это символ достатка, могущества, величия, а не просто агрегат с большим литражом и выдающимися характеристиками. В элитарном сообществе выделяются различные подгруппы. Так и агрегаты с 12 цилиндрами можно развести по разным углам. Речь оt • фирмах - < «Феррари» и «Ламборгини»! боргини» и британской компании «Астон-Мартин». Впрочем, для англичан 12цилнндро! цилиндровые двигатели собирают в Кельне на заводе «Форд», ко которому с 1987 года и приг принадлежит английская марка. Моторы с головками и блоками цилиндров из алюминиевого сплава выпускают в двух вариантах. отличающихся формой камеры сгорания и калибровками управляющего блока - 450-сильный aipeгат предназначен модели DB9, а более мощный устанавливают на «VI2 Вэн- Как ив болыпинстве моторов V12, у двигателей «АстонМартин» два ряда цилиндров Ф по шесть в каждом, расположены под углом 60°. Такая конструкция идеально уравновешена - отсутствуют вредные силы и моменты первого и второго порядков, возникающие при движении деталей кривошипно-шатунного механизма, следовательно, снижаются вибрации и шум. «Феррари» - исключение из правил. Угол развала цилиндров двигателей из Маранелло по традиции составляет 65°. Под капотом новой модели «Скальетти» - модернизированный агрегат предшественницы, «Феррари575М Маранелло». В тот же рабочий объем итальянским мотористам удалось загнать дополнительные 25 «лошадок». Прибавку получили, оптимизировав форму камеры сгорания - степень сжатия выросла с 11 до 11,2. . # Кроме того, пришлось поколдовать над впускным трубопроводом, изменить геометрию и объем выпускного тракта. Но главный в семье - двигатель эксклюзивной «Феррари-Энцо». Шестилитровый мотор с заводским обозначением F140 - самый мощный не только в модельном ряду, но и среди всех серийных 12цилиндровых агрегатов. Пожалуй, он лидирует ив другой номинации - удельная масса (отношение массы двигателя к мощности) составляет всего 0,48 кг/кВт. В погоне за отменными динамическими характеристиками «Феррари» впервые установила на все распредвалы (их четыре) гидравлические поворотные устройства для регулирования фаз газораспределения. Что9- бы достичь лучшего наполнения цилиндров, длина впускных каналов тоже меняется в зависимости от скорости коленвала: на низких и высоких оборотах воздух идет по короткому пути, а на среднихвыдвижная секция «наращивает» трубопровод на 90 мм. Еще один «итальянец» - из Болоньи. 12-цилиндровый мотор «Ламборгини-Мурсьелаго» также наделен неплохими данными. Одна из изюминок - устройство VACS (Variable Air-flow Cooling System), регулирующее подачу воздуха для охлаждения двигателя. В огромные воздухозаборники перед задними колесами вмонтированы подвижные заслонки. В обычном режиме они прикрыты, что благотворно сказывается на аэродинамике и динамических показателях. Если температура охлаждающей жидкости близка к критической, электронный блок отдает исполнительным механизмам команду повернуть заслонки. С недавнего времени марка «Ламборгини» принадлежит фирме «Ауди», которая выпускает 12-цилиндровый двигатель собственной конструкции. Не исключено, что следующие моторы для мощных купе из Болоньи будут на базе немецкого агрегата. НЕМЕЦКИЕ ОРИГИНАЛЫ Мотористы «Ауди», точнее, концерна «Фольксваген», часто удивляют нестандартными техническими решениями. Дюжина цилиндров вписана в букву W - две узкие V-образные «шестерки» объединены под углом 72°. Агрегат длиной всего 513 мм и шириной 690 мм претендует на звание самого компактного среди 12цилиндровых. Мотор удается разместить под капотами «Ауди-А8» и «Фольксвагена-Фаэтон» (автомобили сделаны на одной платформе), причем даже в сочетании с полноприводной трансмиссией. Команда под руководством Фердинанда Пиеха стремилась сделать мотор не только компактным, но и легким. Для изготовления основных деталей использовали алюминиевые и магниевые сплавы. Впрочем, метал-Двигатели для «Роллс-Ройса» собирают вручную на заводе в Мюнхене. Перед отправкой в Гудвуд, где их устанавливают на лимузины, все моторы тщательно проверяют. Из этого множества деталей и узлов состоит 12-цилиндровый двигатель БМВ.Уbe* O taЛг^Ш£&$$&tt* *За рулем 02/2005 143 ОБОЗРЕНИЕ: ДВИГАТЕЛИ VI2доведение прилежно изучали и их коллеги-конкуренты, в том числе из концерна «Даймлер-Крайслер»... Головки блока цилиндров у «Мерседеса» также отлиты из магния. Но в отличие от других марок, 12-цилиндровые моторы с трехлучевой звездой обходятся тремя, а не четырьмя клапанами на цилиндр. Как утверждают специалисты фирмы, у такой конструкции меньше потери тепла на выпуске, соответственно, нейтрализатор быстрее прогревается и начинает эффективно работать. Кроме того, трехклапанная схема позволила разместить в камере сгорания две свечи. Кстати, система управления двигателем сама определяет пропуски зажигания и, чтобы не погубить нейтрализатор, отключает подачу бензина в цилиндр с неработающей свечой. Нишу наиболее тиражных двигателей V12 занимает еще один именитый немецкий производитель БМВ. Пока только его моторы с дюжиной цилиндров оснащены непосредственным впрыском топлива ради достижения лучших мощностных характеристик, выгодных экономических и экологических показателей. Скорее всего, рано или поздно и другие производители тоже перейдут на этот принцип подачи топлива. Другим обязательным атрибутом бензиновых моторов, в том числе 12-цилиндровых, станет наддув. На нынешнем баварском VI2 его пока нет, а у «Мерседеса» он появился в последнем поколении двигателей. Делайте выводы! ШИКАРНЫЕ ПРОИЗВОДНЫЕ Некоторые фирмы, потерявшие самостоятельность, были подмяты мощными немецкими концернами, о которых шла речь выше. Так, на«Бентли-Континенталь GT» устанавливают двигатель W12. Догадались, откуда его корни? щ Правда, полностью заимствованным агрегат назвать нельзя. Перед разработчиками стояла задача поднять мощность. Конфигурацию и объем двигателя сохранили, а чтобы получить желаемые показатели, установили два турбонагнетателя и радиаторы для охлаждения воздуха, загоняемого в цилиндры. Степень сжатия снизили, установив поршни, специально разработанные для этой модели. Кроме того, изменили впускные и выпускные тру-Рабочий объем, см* Диаметр цилиндра х ход поршня, мм Мощность, кВт/л. с. при об/мин Крутящий момент, Н м при об/мин5935 89,0x79,5 343/466 6500 542 50005998 84,0x90,2 331/450 6200 580 40005998 84,0x90,2 411/560 6100 650 16005972 89,0x80,0 327/445 6000 600 39505998 92,0x75,2 485/660 7800 657 5500м&Рабочий объем, см Диаметр цилиндра х ход поршня, мм Мощность, кВт/л. с. при об/мин Крутящий момент, Н-м при об/мин36192 87,0x86,8 426/580 75005513 82,0x87,0 405/550 52505513 82,0x87,0 368/500 50005980 82,6x93,0 450/612 48006749 92,0x84,6 338/460 53506505400144 За рулем 02/2005 ОБОЗРЕНИЕ: ДВИГАТЕЛИ V12Новая буква в двигателестроении - в двигателях W12 для мощных моделей «Фольксвагена» и «Ауди» цилиндры скомпонованы в четыре ряда. Первый двигатель VI2 рабочим объемом 7л появился 90 лет назад, в 1915 году на модели «Паккард-Твин Сикс».В отличие от большинства моторов VI2, в головках двигателя «Майбах» (как, впрочем, и «Мерседеса») вращается только по одному распредвалу. Для компактности и повышения КПД турбокомпрессоры (по одному на каждые шесть цилиндров) встроены в выпускные коллекторы. Уже на 1800 об/мин двигатель развивает крутящий момент 800 Н-м.V12 - членский билет элитарного клуба престижных, дорогих, быстрых. В нем состоят проверенные временем марки.1000 Н-м - пожалуй, самый высокий крутящий момент среди 12-цилиндровых моторов. AMG лидирует еще в одной номинации. Двигатель мелкосерийного спорткара «Пагани-Зонда S7.3» (ЗР, 2004, № 11) - наибольший по объему V12. Но моторы «Мерседес» форсируют и другие фирмы, например «Брабус»(ЗР, 2003, № 8 ) . Кто, по-вашему, разрабатывал двигатель для «РоллсРойса Фантом», если британская марка недавно стала собственностью БМВ? Мотор, выпускаемый штучно, по конструкции немногим отличается от серийного агрегата баварской «семерки»: непосредственный впрыск топлива, регулировки фаз и подъема клапана, одинаковы большинство материалов. Рабочий объем, следуя доброй традиции, увеличили: на «роллс-ройсах» в прошлом устанавливали именно такие - 6,75 л. Мощность новые хозяева скрывать не стали. Но глядя на показатели, понимаешь, что старая формулировка по-прежнему верна: лошадиных сил достаточно. Жаль, но многие оригинальные конструкции безвозвратно уходят. Одни марки умирают, другие прибирают к рукам более удачливые конкуренты, и они теряют индивидуальность. Образовавшийся вакуум заполняют новые представители, как, например, 12-цилиндровый агрегат концерна «Ауди-Фольксваген». А значит, солидным, мощным, технически совершенным моторам вымирание не грозит. Конечно, многим эти шедевры окажутся не по карману. Но вовсе не обязательно покупать произведение искусства, чтобы по-настоящему его оценить. •За рулем 02/2005 145fбопроводы, чтобы полностью реализовать возможности модернизированного агрегата и наделить его подобающим голосом. Под капотом эксклюзивного «Майбаха» (марку возродил концерн «Даймлер-Крайслер») басовито урчит двигатель, в основе которого конструкция мотора «Мерседес» V12. Прибавку в мощности и крутящем моменте мотористам удалось получить, увеличив с1 до 1,3 бар давление наддува и скорректировав управляющую программу. Из придворных тюнингистов ближе всех к «Мерседесу» фирма AMG. Специалисты форсируют серийный 12-цилиндровый мотор для дорогих седанов S65 и купе CL65. Алюминиевый блок растачивают до 82,6 мм, устанавливают доработанный коленвал, увеличивающий на 6 мм ход поршня. В постели головки блока укладывают распредвалы с иными кулачками, чтобы изменить высоту подъема впускных клапанов. Кроме того, поднимают давление наддува до 1,5 бар, применяя турбокомпрессоры с увеличенными лопастными колесами. И вот результат: