Русские долго запрягают, но быстро... Увы, в гонках лучше про это забыть, иначе быстро ездить будут другие, да к тому же не у нас! Проектов трассы формулы 1в России было великое множество. Обсуждались весомые бюджеты, конфигурации, инфраструктуры будущих трасс, а уж перечня всех мест, где их планировали строить, сейчас и не вспомнишь. А что в результате? У нас по-прежнему пусто, а самой доступной для россиян трассой формулы 1в нынешнем году станет «кольцо» в Стамбуле. Комплекс планируют сдать в июне, а первый турецкий Гран-при формулы 1 состоится 21 августа 2005 года. Очевидно, в разгар курортного сезона наша всероссийская «зарубежная здравница» будет привлекать не только пляжами, но и новым зрелищем - королевскими автогонками. В ОДИНОЧКУ ИЛИ В СКЛАДЧИНУ? Формально строительные работы еще не завершены. Но в том, что трасса будет сдана вовремя - нет сомнений. В конце минувшего года инфраструктура - спортивные сооружения - была готова на 95%, а дорожное полотно - на 97%. Последний (пятый) слой асфальта уложат в мае нынешнего года. И во сколько же обойдется Турции билет в элитный клуб больших гонок? Так вот, цена проекта порядка $80 млн. С точки зрения обывателя - огромные деньги. А с точки зрения государства или состоятельного мецената? Да, в общем, вполне восполнимая трата, сулящая к тому же огромные барыши. Более того, подобная «брешь в бюджете» по силам даже некоторым миллиардерам. Как известно, дорогая океанская яхта может стоить и $90 млн., и $130 млн., и даже больше. А если собраться нескольким бизнесме-% нам, да при всесторонней помощи государства? Стать гоночной державой за цену одной яхты куда как важнее для престижа страны, нежели частная собственность одного ее гражданина. Что и доказали турки.174За рулем 02/2005 СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖИнициатором выступила местная федерация авто- и мотоспорта (TOMSFED). Конечно, не обошлось без поддержки и ^гарантий со стороны государства. Инвесторами проекта стали Стамбульская торговая палата и Фонд формулы 1 (FTYAS), объединивший около ста бизнесменов. Новая трасса формулы 1 расположена в районе Тузла азиатской части Стамбула в пяти километрах от аэропорта. Общая вместимость стационарных и временных трибун - 155 тыс. зрителей. Но в непосредственной близости от комплекса гостиниц возводить не предполагают. Зрители и участники Гранпри будут селиться в городе. А для того чтобы удобно подъезжать к трассе, построены широкие автобаны. ГОНКИ КРУГЛЫЙ год Длина дорожного полотна турецкого кольца 5378 метров, ширина от 12,5 до21,5. Число виражей - 13: семь левых и шесть правых. Еще одна особенность шестнадцать мест с перепадами высот. Протяженность старт-финишной прямой 655,5 м. И это единственный плоский участок трассы. Любопытны и широкие зоны безопасности, состоящие наполовину из асфальта, наполовину из гравия. Уже сейчас известна расчетная скорость болидов формулы 1 на каждом из секторов трассы. А максимальная скорость, которую разовьет здесь формула, должна составить 320 км/ч. Хотя посетивший недавно стройплощадку тестпилот команды «Вест Мак-Ларен Мерседес» Педро де ля Роса утверждает, что можно разогнаться и до 330-340 км/ч. Разумеется, страна, проявляющая активность в автоспорте, возводя трассу для формулы 1, надеется и на дивиденды иного порядка. В конфигурацию полотна заложены срезки, позволяющие про-водить мото Гран-при, заезды младших формул, национальные кольцевые состязания. Внутри основной трассы строят миниатюрную дорожку покороче и поуже - комплекс для картинга. А представители компании, которая будет управлять всем «кольцом» после его сдачи в эксплуатацию, утверждают, что заставят дорожку работать 365 дней в году. Ведь они намерены быстро окупить проект. Кроме того, новая трасса повысит интерес не только к Стамбулу, но ик Турции в целом. Знаете, что такое белая зависть? Это когда развивающиеся и вполне развитые страны оперативно строят гоночные трассы, а мы все еще продолжаем запрягать. Наша медлительность оборачивается тем, что государство, пополняющее свой бюджет нашими «курортными» миллионами, теперь станет обладателем и миллионов спортивных. •Трибуны еще достраивают, а цена билетов уже известна. Абонемент на уик-энд F1 будет стоить Тест-пилот команды «Вест Мак-Ларен Мерсеот 80 до 350 евро. Детям до 1б лет полагается пятидесятипроцентная скидка. Помимо стациодес» Педро де ля Роса не удержался от сонарных трибун предусмотрены еще и временные. блазна «прохватить» по новой трассе.уном стороны не нашли общего языка в финансовых вопросах. 0 вариантах Гран-при России начали говоТема Молжаниновки всплыла еще раз рить в конце 90-х. «Придворный архитекосенью 2003-го во время шоу команды фортор» ФИА Герман Тилке, спроектировавший мулы 1 «Рено» на Воробьевых горах. Мэр, гоавтодромы в Малайзии, Бахрейне и Турции, товящийся к очередным выборам, пообеприезжал в Москву на рекогносцировку мещал горожанам, что Россия получит Гранстности. Он посчитал тогда, что более всего при в 2006 году. Судя по всему, вряд ли. предпочтительна площадка в МолжаниновПохожее ис петербургским проектом. ском районе близ аэропорта «ШереметьеТри года назад большой группе журналиво». Но столичные власти выбрали Нагатинстов показали участок неподалеку от аэроскую пойму - парк, превращающийся в пуспорта «Пулково»: здесь также к 2005 году тырь для выгула собак. под патронажем того же Тилке должен был * Ателье Тилке по заказу московского возникнуть современный комплекс для правительства разработало проект трассы формулы 1. По слухам, вариант не умер - эскизы представили общественности в окончательно, но в Пулково до сих пор за2002 году. Однако работы в Нагатино так и метных подвижек не произошло. не были начаты: на встрече мэра Юрия ЛужРанее назывались еще Ярославль, Тула, кова с хозяином формулы Берни Экклстодругие пункты. Кто вспомнит их теперь?А ЧТО У НАС?За рулем 02/2005 175