130
131
132
РЕМОНТ И СЕРВИС РЕГУЛИРУЕМ ФАРЫНынче фары используют по разным поводам, но главное их назначение - освещать дорогу. Исторически в мире сложились две системы - американская и европейская. Заокеанский вариант четкой границы между светом и тенью не предусматривает. С одной стороны, это хорошо: ведь на дороге (особенно неровной) скачущий вместе с фарой луч не рябит, меньше утомляя глаз. С другой - плохо: приходится ограничивать яркость ламп, чтобы не слепить встречного водителя. Схема «европейский луч» (она принята ив России) работает по-другому. Под нитью ближнего света установлен экран, закрывающий нижнюю часть отражателя. В результате на дороге появляется контрастная картинка асимметричной формы с длинным 130 За рулем 02/2005«языком» вдоль обочины. Очевидно, яркий свет в этом случае встречному не помеха. Правда, только если луч не переходит за отведенную черту, то есть фары правильно ориентированы. Регулируют их в двух взаимно-перпендикулярных плоскостях на специально размеченном экране. Чтобы проверить, как относятся к этому ответственному делу на СТО, мы посетили несколько столичных сервисов. ЛУЧЕВАЯ БОЛЕЗНЬ Разумеется, фары выставляют еще на заводе. Что, казалось бы, изменяется в эксплуатации? Со временем поизносилась резина, подсели пружины - уменьшилась и высота фар над дорогой. А если передняя и задняя подвески «устали» неравномерно, оптическая ось фары уйдетв небо либо упрется в асфальт. Порой сбивают настройку, поставив, скажем, покрышки нештатной размерности или подложив проставки под пружины. Что уж говорить про усталостную или аварийную деформацию кузова, когда «уплывают» сами установочные места. Подвести может и бракованная лампа, ведь кривая колба в фокус фары не попадет! Словом, проверять и регулировать свет стоит не только перед техосмотром. ПРОСТЫЕ ДВИЖЕНИЯ «. Сама регулировка никакой трудности не представляет. Поочередно вращая пару настроечных винтов, совмещают светотеневую проекцию луча с линиями на экране. Правда, натурный способ требует много места. Дело даже не в размере эк- РЕГУЛИРУЕМ ФАРЫПрибор для регулировки фар много места не требует, но нуждается в точной пространственной ориентации. Сверху - зеркальный визир для определения продольной оси.Регулятор смещения. Сам параметр характеризует отклонение луча от горизонтали. Конструктивно экран поднимается или опускается на пропорциональную величину.k1<икX•С'11Проекция «европейского луча» на контрольный экран: Н - высота центра фары над опорной поверхностью; h - высота светотеневой границы; е - смещение. Параллельность осей в плане позволяет устранить «косоглазие».рана - источник света должен отстоять от него аж на 10 метров. С учетом длины самого автомобиля придется «заморозить» метров пятнадцать свободного пространства. Сжать его позволяет оптический прибор: мощная линза проецирует изображение на расположенный в фокусе миниатюрный экранчик - точную копию «настоящего». При измерениях расстояние между прибором и фарой лишь около полуметра. Пол непременно должен быть ровным: продольный и поперечный уклон опорной поверхности не может превышать 1%! Разумеется, фары должны быть сухими и чистыми, иначе на экране забрезжит рассеянный свет. Прежде чем поставить корректор фар в «ноль», надо убедиться в его работоспособности: настраивать неисправную систему не имеет смысла. Давление в шинах следует привести в норму, но выравнивать его по колесам, стравливая воздух, нельзя. Ведь на приспущенных покрышках фары окажутся ближе к земле. И еще - при измерениях водитель должен сидеть в машине обычная загрузка авто (о других вариантах побеспокоится корректор). Подготовив машину, можно браться за прибор. Первым делом надо сориентировать его так, чтобы оптическая ось была параллельна продольной оси автомобиля. Последовательность действий зависит от конструкции прибора. Иногда пользуются выравнивающими стержнями с распорками, которые образуют прямоугольную раму, упирающуюся в передние колеса машины. В других приборах роль распорок играют стержни, одновременно касающиеся центров рассеивателей фар. Но самое компактное устройство - зеркальный визир. Это закрепленГоризонтальная ось оптической камеры должна быть параллельна опорной поверхности. РЕМОНТ И СЕРВИСРЕГУЛИРУЕМ ФАРЫНАШИ РЕКОМЕНДАЦИИ Проверять фары нужно регулярно. В сервисе для этих целей необходим специальный участок с выведенным «под уровень» полом. Прибор должен быть чистым и комплектным - отсутствие выравнивающих стержней или визира сводит эффективность работы к нулю. Желательно удостовериться, что прибор, как и всякое средство измерения, прошел очередную поверку. Не расписывайтесь, что удовлетворены качеством регулировки. Вы не эксперт - пусть за работу отвечает исполнитель! Здесь фары регулируют в темноте и «на глаз». В автосервисе «Лихоборский» место для регулировки - на диагностическом участке. Свой угол свидетельствовал о серьезном подходе - по крайней мере, на ровный пол можно было рассчитывать. Прибор оказался чистым и был укомплектован визиром. Мастер действовал грамотно, разве что посмотреть давление в шинах поленился. Уплатив за работу 115 рублей, итог посчитали удовлетворительным. Увы, больше таких высот не достиг никто. Как правило, автомобиль загоняли на свободное место и, подкатив прибор к фаре, начинали священнодействие. Как при этом удавалось совмещать оптические оси (да и удавалось ли?), мы, признаться, не по«Заповедник социализма» - мастер был груб, носработал по правилам. Лучше так, чем наоборот. няли. Характерно, что ни один из шести ное на стойке прибора зеркало с гориму. Здесь световое пятно должно упемастеров не признал работу предшестзонтальной линией на отражающей пореться в центр экрана. В фарах с единым венника. Бормоча под нос ругательства, верхности. Она должна равномерно каотражателем это происходит автоматикаждый перенастраивал свет на свой саться изображения каких-нибудь парчески. Если фары дальнего света расповкус. Были и особо отличившиеся. Перных элементов кузова. Например, центложены отдельно, придется повторно насонал расписанного в психоделическом стиле ангара в Керамическом проезде ров опорных чашек передних стоек. строить прибор. предложил приехать ночью (!), дабы После этого прибор ориентируют по сделать регулировку «на глаз». А у одногоризонту, используя встроенный уроУГОЛ ПАДЕНИЯ го из официальных дилеров ВАЗа автовень. Для совмещения по высоте рекоНа сей раз столичным сервисменам предмендуют пользоваться рулеткой и шкаложили простейшую, на наш взгляд, замобиль и прибор расположили на разлой на стойке прибора, но можно сделать дачу - отрегулировать фары на «Ладе- ных берегах ливневого стока. Их взаимэто и на глаз - свойства линзы прощают 115». Однако оказывают эту услугу даленый наклон составил никак не меньше погрешность в три сантиметра. ко не везде. Особенно странно, что по15 градусов! Чтоб задрать фары до «нужного» уровня, еле-еле хватило резьбы на Совместив оптическую ось фары и добной безделицей не утруждают себя прибора, вводят установленный размер многие станции кузовного ремонта. регулировочных винтах. В кассе нам «е». Это величина отклонения светотенеМол, наше дело воссоздать внешний вид, предложили подписать приемосдаточный акт, согласно которому мы не имевой границы от линии, означающей выа «косоглазие» пусть другие исправляют. А у «других» - своя психология: нили претензий к качеству услуг. Удобная соту центра лампы над дорогой. Численкак не могли взять в толк, что означает вещь - расписался и взял ответствен-^ ное значение (у каждой модели свое) указано на наклейке близ корпуса фары. настроить оптику «для себя». Пришлось ность на себя. А чтобы оказанному доверию соответствовать, остается одно Так, 1,3% соответствует понижению луча поменять легенду: мол, «завернули» на Q техосмотре. Почувствовали разницу? учить теорию автомобиля! в 13 см на каждые 10 м. Фактически картинка в приборе просто опускается на соВ одном случае критерием будет дорога, ответствующую величину. Отрегулиров другом - только штампик в диагностиБлагодарим ЗАО «СФЕРА СЕРВИС» вав ближний свет, приступаем к дальне- ческой карте. за помощь в подготовке материала.<ОбОРС.^?1°£ЕРВИС132 За рулем 02/2005