MAN LION'S CITY«ЛЬВОВСКИЙ» АВТОБУСНиколай Мордовцев. Фото: MANСделать ровный низкий пол проще — на шасси с заниженными осями, поэтому у «городского льва» передняя подвеска или с цельной низкой балкой, или независимая шкворневая на двойных поперечных рычагах, подобно старушке «Волге».Хорошо, если пол у городского автобуса не выше 200-250 мм от дороги. Тогда и пожилой человек легко войдет в салон, и молодая мама закатит коляску. Однако с таким клиренсом даже по ровным европейским дорогам ездить небезопасно, поэтому в движении автобус приподнимается. «Вдох-выдох» делает пневматическая электронно-управляемая подвеска.У нового МАНа стальные бока едва прикрывают арки колес. Остальное вклеенное тонированное стекло. Спереди и вовсе узкая полоска стеклопластика - чтобы только разместить светотехнику и пристроить бампер. Зато " водитель видит все, что творится у него «под носом».Из-за частых остановок на маршруте коробки передач городских автобусов должны быть только автоматическими. Переключатель справа на панели как раз и управляет коробкой. На МАИ их поставляют «Фойт» и ZF. «Фойт» делает классические ГМП с гидротрансформатором, четырехступенчатым планетарным редуктором и широким применением электроники. ZF - шестиступенчатую механическую, где сцеплением и переключением передач управляет через пневмоцилиндры электронный блок, связанный с блоком управления двигателя. Хотя конструкции принципиально разные, в работе они одинаково удобны. Тянуть же на всю длину автобуса тяги или тросы не нужно - достаточно пучка проводов. 120 За рулем 03/2005 M AN LION'S CITYКаким должен быть современный городской автобус? Наверное, таким, как «МАН-Лайонс Сити» - победитель конкурса «Автобус 2005 года». Жюри высоко оценило новаторское сочетание конструкторских решений, ранее встречавшихся только порознь.В угоду экологии дизели городских автобусов на Западе душат нещадно - уложиться бы в шум да в драконовы Евро. Все дизели - рядные «шестерки» с турбонаддувом, интеркулером, топливной системой «коммон рейл» - отвечают нормам Евро III. Самый большой - 12-литровый D2866, дефорсированный с 410 до 260 л. с. Второй D0836 почти вдвое меньше объемом, но силой не обделен - 6,9 л, 280 л. с. Третий 02066 представлен только весной 2004 года. При сопоставимой с 02866 мощности и лучшей топливной экономичности он легче на 100 кг. Еще одна его особенность - раздельная циркуляция масла и охлаждающей жидкости в блоке и головке." Сзади портальный мост: его балка расположена гораздо ниже осей колес. Сам МАН их не делает, а покупает у давнего партнера ZF. Тем более что мосты нужны своеобразные - с главной передачей, максимально смещенной влево.Чтобы максимально увеличить площадь салона, автобус обули в сверхширокие одинарные шины. При той же грузоподъемности они на треть уже спаренных - арки получились компактней.Ради низкого ровного пола двигатель разместили необычно для автобуса поперек и вертикально. Благодаря этому уменьшился задний свес, а о моторе напоминает только высокий и узкий кожух в салоне под задним стеклом. Обратите внимание: сиденья крепятся растяжками-поручнями к потолку, ничто не мешает уборке. Есть вариант планировки с креслами вдоль бортов в ущерб числу сидячих мест.В 2001 году объединились два производителя автобусов «Неоплан» и МАН. «Дитя» альянса, названное НЕОМАН (NE0MAN), вышло на третье место по объемам продаж в Европе, а его родители получили возможность собирать унифицированные автобусы. Но внешне индивидуальность сохранили. МАН назвал свои автобусы «львами» фигурки их появились на облицовках с начала 70-х, после объединения с «Бюссингом». Львиное семейство делится на классы: Star - туристические, премиум-класса, Coach - туристические, стандартные, Regio - междугородные маршрутные. Classic - маршрутные городские и City - низкорамные городские.За рулем 03/2005 121