160
161
162
КОМПОНЕНТЫОГНЕТУШИТЕЛИОГНЕБОРЦЫ РЕвгений Борисенков. Фото: Константин Якубов азумеется, конструкторы позаботились, чтобы пламя бушевало лишь в цилиндрах двигателя. Но порой оно возникает в самых неожиданных уголках. К сожалению, происходит это не так редко - в 2003 году сгорело 14 438 легковых машин, в которых 108 человек погибли и 319 были травмированы. При загорании должен выручить огнетушитель - недаром Правила дорожного движения требуют иметь его в каждом авто. Почему же порой проку от спасительного устройства не больше, чем от силикатного кирпича?СИЛЫ И СРЕДСТВА Надежной альтернативы огнетушителю у автовладельца нет. Кошма хороша, чтоб тушить пролитое топливо на асфальте. В моторном отсеке она бесполезна, поскольку не изолирует очаг от поступления кислорода. Воду надо лить сразу и много - но окажутся ли под рукой колонка, пожарный гидрант или водоем? Неплохо действуют автоматические системы пожаротушения, но они, во-первых, довольно дороги, во-вторых, не подходят для тушения салона (им ведь не объяснить, что заливать салон пеной или посыпать порошком надолишь после эвакуации пассажиров) и, в-третьих, не избавляют от обязанности иметь на борту огнетушитель! Последние выпускают трех видов. Самый, пожалуй, эффективный хладоновый. Он не только тушит огонь, но и резко сбивает температуру в зоне горения. Однако купить сертифицированный экземпляр в наше время, увы, не удастся. Дело в том, что Россия, подписав в 1987 году Монреальский протокол, отказалась от использования хладона. Те, что встречаются на рынке, - контрабанда из неприсоединившихся к запрету стран. Разумеется, проверки ониХороший огнетушитель способен бороться с огнем, плохой - лишь усыпить бдительность.•*160 За рулем' ОГНЕТУШИТЕЛИщгда~^метТакие конструкции у нас ныне запрещены, ибо сориентировать почти симметричный баллон головой вниз и соплом вперед в суматохе пожара удается не каждому. Впрочем, оценить неудобства на практике не удалось: на заводе сопло наглухо запечатали пластилином (!), а сифонный баллончик закрепили в гильзе кое-как. При ударе он, сохранив герметичность, провалился в недра, полные слежавшегося порошка. Слева - ходовой размер, предлагаемый в автомагазинах, справа -рекомен дуемый специалистами (масса порошка 2 кг). А вот «пожарный» из Могилева - чистой воды контрабанда. При испытании «лыльнул» было хорошо, но уже при второй попытке клапан заклинил - две трети содержимого навсегда остались внутри. Порошковый закачной огнетушитель от «Пожтехники» из Торжка и снаружи хорош, и работу выполнил без изъяна. Лишь на этикетке вновь отсутствовала дата выпуска. Может, в ОТК закончился календарь?Порошковый огнеборец из Витебска - иммигрант легальный: все необходимые реквизиты налицо. Но сработал неважно - слишком малое внутреннее давление плохо отразилось на интенсивности распыла и времени непрерывной работы. нетушителя. Самых распространенных конструкций три. Закачной огнетушитель с манометром легко контролировать. Пока стрелка в зеленой зоне, влага в сосуд под давлением не проникнет. Однако слепо доверять нежному прибору не стоит - измученный тряской и перепадами температуры, он в конце концов может соврать. Огнетушитель с баллоном вытесняющего газа к запорной арматуре не требователен - давление «хранится» в высокопрочном сосуде. Визуальный контроль невозможен - по истечении гарантийного срока его придется либо перезаряжать, либо заменять новым. Огнетушитель с газогенерирующим устройством по принципу действия похож на гранату. Но вместо запала-детонатора здесь применен капсуль-воспламенитель. Он поджигает пиротехническую таблетку, а та создает нужное давление. Конструкция надежная, но дорогая. Кроме того, сорвав чеку и открывне проходят, и нет гарантии, что содержимое не подольет масла в огонь. Углекислотный огнетушитель (УО) содержит в чреве двуокись углерода под давлением около 70 атм. Прост, надежен, обслуживание сводится к регулярному (раз в год) взвешиванию. Утечка единственная, пожалуй, возможная неисправность. Еще один плюс - огнетушащее вещество не оставляет следов и не провоцирует коррозию. К сожалению, углекислотой не потушить твердые (тлеющие) горючие вещества, коих полно в салоне автомобиля. Порошковый огнетушитель (ОП) обычно лишен этого недостатка. Мало того, по огнетушащей способности он многократно превосходит углекислотный. Но ничего не дается даром - ОП требует перезарядки раз в 2-5 лет. Беда в том, что при потере давления порошок интенсивно впитывает влагу, постепенно превращаясь в твердое тело. Впрочем, виды отказов зависят от устройства огклапан, придется подождать, пока завершится химический процесс. ПОЖАРНАЯ АЗБУКА Как оказалось, специальных огнетушителей для автомобилей не выпускают - подбирать нужный приходится из универсальных. «Способности» каждого отражены на этикетке, надо только правильно расшифровать символы. ОУ - означает, что огнетушитель заполнен углекислотой, ОП - порошком. Ближайшая цифра масса огнетушащего вещества. На борту легковушки надо возить не менее 2 кг. Если вы в пожарном деле не профессионал, лучше иметь еще столько же про запас. Буква в скобках - способ вытеснения (3 - закачной; Б - баллон; Г - газогенератор). И, наконец, набор букв в конце означает класс пожаров, которые данному огнетушителю «по зубам». А - твердые горючие вещества, В - горючие жидкости, С - горючие газы, Е - электрооборудование под напряжением. Лучше, если в За рулем 03/2005 161 КОМПОНЕНТЫОГНЕТУШИТЕЛИЕдинственный полноценный - двухкилограммовый ОУ-2 из Торжка (его делают несколько заводов) и по одежке соответствовал почти всем стандартам. Не оказалось лишь даты выпуска. Однако в деле ОУ порадовал тугой струей углекислоты. Жаль, твердые горючие вещества ему не по силам, а то лучшего нечего было бы и желать. маркировке присутствуют все четыре буквы. Перед первыми двумя дополнительно указывают ранг пожара (перед А обычно 1-2, перед В - 21-55) - чем выше цифра, тем лучше. Остальная аббревиатура не столь существенна. На маркировке приведена и пиктограмма последовательности пользования. Ее лучше изучить заранее и ни в коем случае от нее не отступать. Дата выпуска - важная справочная величина, ведь огнетушитель (особенно порошковый) - товар скоропортящийся! Достойное место на корпусе должен занимать значок сертифицирующего органа. В его отсутствие ссылки на зарубежные допуски недействительны! Изучив надписи, не худо ознакомиться с сертификатами. Продавец должен предъявить два - соответствия и пожарной безопасности. Оба они не вечные срок действия составляет всего три года. Бесполезные «перечницы» хоть и объявлены вне закона, часто встречаются в продаже.Ярко выкрашенный заморский гость No Fire из Италии (!) никаким ГОСТам, разумеется, не соответствовал. Содержимое также осталось тайной. Достигнув пламени, струя спровоцировала мини-ядерный взрыв хлопок, яркую вспышку и гриб копоти. Не иначе, баллон по ошибке заправили жидкостью для розжига отсыревших дров. Прежде чем отправляться в кассу, тщательно осмотрите понравившийся экземпляр. Огнетушитель - сосуд под давлением, поэтому предпочтителен металлический (для газогенераторных устройств это обязательное условие). Прибавка в весе невелика, а вероятность разрушения корпуса куда ниже. Посовещавшись, мы решили, что нам подошел бы двухлитровый закачной порошковый огнетушитель в металлическом корпусе. Оставалось лишь купить его в магазине или, в крайнем случае, подыскать достойную замену. КУДА ПОДАЛЬШЕ Вообще-то огнетушители лучше приобретать в специализированных магазинах пожтехники - вроде салона «01» на Каланчевке в Москве. Но автомобилист, не искушенный в тонкостях огнеборства, предпочитает близкие сердцу «Автозапчасти», где непрофильный аксессуар должным уважением, увы, не пользуется. Объехав пол-Москвы, мы обнаружили лишь семь разновидностей. Все они (за исключением ОУ-2) оказались слишком «мелкокалиберными». По словам профессионалов, огнетушащего вещества в них (от 400 г до 1 кг) едва хватит на тушение спичечного коробка. Тем не менее мы решили проверить покупки в деле. ГОРИ ЯСНО! Горим! Из семи образцов только два способны на совесть побороться с ог-Аэрозольный красавец из Санкт-Петербурга (судя по маркировке - водоэмульсионный) иностранцу не уступил ни в чем, включая способность... поддерживать горение. Возможно, тут виноват слишком сильный напор, взбаламутивший горящее топливо. Как бы там ни было, огнетушащая способность устройства вызвала сомнения.НАШИ РЕКОМЕНДАЦИИ Главное - не терять головы! Первым делом высадите пассажиров, затем оцените, что, где и как горит. Желательно сразу обесточить автомобиль. Помните, что при открывании капота появляется тяга и интенсивность горения резко возрастает. Поэтому тушение надо начинать, едва приоткрыв капот. Огнетушители, рекомендованные для комплектации автотранспорта, способны работать не более 9-15 секунд. Однако можно (и нужно!) периодически прерывать подачу огнетушащего вещества, чтобы оценить эффективность тушения. И главное - огнетушитель может помочь лишь в начальной стадии возгорания! Если машина запылала вовсю, пора отступать на безопасное расстояние - жизнь и здоровье дороже. нем. Мысль о том, что недобросовестные поставщики будут тлеть в геенне огненной, - утешение слабое. Неужели в очередной раз надо изучать ГОСТы, символы и сертификаты? А может, автозаводам пора выпускать укомплектованные (как того требуют Правила) автомобили? Ведь большинство их владельцев в пожарном деле разбираются плохо... D"*•Редакция благодарит сотрудников ВНИИ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ОБОРОНЫ за помощь в подготовке материала.162 За рулем 03/2005