КАПРЕДСТАВЛЯЕТ КО^г¥КтеГт<¥АЗ--ПАТРИ0Т»ч* »ШиШ ""V,{jl.'y/J.л,/ОПЛ(|__ ПАТРИОТИЗМАЧерез несколько месяцев начнутся продажи новой модели Ульяновского автозавода - UAZ Patriot. Машина создана на новой платформе с базой 2760 мм и призвана сменить на конвейере «Симбир». Нам удалось заглянуть за кулисы нового проекта, побеседовать со специалистами. О том, как рождался автомобиль и что в нем нового, рассказывает Сергей ГАЙСИН, руководитель проекта. 182 За рулем 03/2005История UAZ Patriot (заводской индекс 3163) восходит к 1990 году, когда по экономическим соображениям приняли решение создавать новую модель УАЗ-3160 на старом шасси (ЗР, 2001, № 8). Времена были не лучшие для страны и для завода, а двигаться вперед нужно. Вскоре после появления серийных машин стала очевидна необходимостьих доработки. Тогда, в 1999-м, мы увеличили базу на 360 мм и на удлиненном «62-м» автомобиле серьезно поработали над подвеской. Были эксперименты с колеей, вылетом, стабилизаторами, в " * том числе сзади. Позже, в 2000-м, немного изменили внешний вид, модернизировали систему отопления и вентиляции, снизили шум, озаботились безопасностью (и все же, судя по редак- ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ• Модель UAZ PATRIOTРазмеры, мм: длина ширина высота (с релингами) Снаряженная масса, кг Полная масса, кг Время разгона 0-100 км/ч, с Максимальная скорость, км/ч Топливо/запас топлива, л Расход топлива, л/100 км: смешанный цикл4647 2080 1900(2000) 2070 2670 н.д. 150 АИ-92/87 13,2Конструкция Количество дверей/мест Объем багажника (VDA), лВВ Прамная 5/5 (+4) н.д.Расположение Конфигурация Число клапанов Рабочий объем, с м3 Степень сжатия Мощность, кВт/л. с. при об/мин Крутящий момент, Н-м при об/мин Тип Коробка передач Раздаточная коробка Размер шинспереди продольно Р4 16 2693 9.0 94/128 4400 218 2500 полноприводная М5 1:1,00; 11:1,95 235/70R16 245/70R16Предусмотренывариантыкомплектации с механическим или электрическим люком, а также без него. Противосолнечные козырьки будут новые, приятные на ощупь ис удобной фиксацией.ционному опыту эксплуатации, модель 3162 оставалась сырой. См. публикации 2002-2004 гг. -ред.). «Шестьдесяттретья» - это результат совершенствования прежней конструктивной схемы в сочетании с новым уровнем качества. Исследования рынка дали понять, что даже в глубинке потребитель заинтересован в комфорте и хорошей эргономике, но вместе с тем желает сохранить свободу передвижения по всем типам дорог. Все это мы учитывали, создавая новый УАЗ. Испытания показали: несмотря на возросшую базу и ряд других изменений, автомобиль сохранил традиционно высокую проходимость.Так что на российском рынке УАЗ поИзучив потенциал российских производителей, мы пришли к выводу, что прежнему вне конкуренции. внутри страны найти надежную коробку передач для новой машины не удастО КОНСТРУКЦИИ Производство машины начиналось не ся. Из зарубежных поставщиков выбор с чистого листа - кое-что обкатывалось пал на корейскую компанию «Даймос» на «Симбире». Однако основные из(Dymos), входящую в группу компаний менения появятся только в самом «Пат«Хёндэ». риоте». Корейцы предложили современный Потребители часто критиковали арзаагрегат, способный удовлетворить намасскую коробку передач за непривычшим перспективным требованиям. ный алгоритм переключения и недостаБлагодаря трехконусным синхронизаточную надежность, нелестно отзываторам на первой и второй передачах, лись о рулевом управлении. Поэтому двухконусным на третьей-четвертой в первую очередь мы начали работу над усилия при переключениях минимальэтими узлами. ны. Ресурс узла - 350 тыс. км, а маслоЗа рулем 03/2005 183 ТЕХНИКАПРЕДСТАВЛЯЕТ КОНСТРУКТОР «УАЗ-ПАТРИОТ»«УАЗ-ПАТРИОТ»: ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПО СРАВНЕНИЮ С МОДЕЛЬЮ 3162 «СИМБИР». блок управления светотехникой, комбинация приборов, кресла передние, подрулевые переключатели, противосолнечные козырьки, рулевое колесо, внутренние ручки дверей, рычаг коробки передач, формованные звукоизоляционные панелиоблицовка радиаторанужно менять только после 200 тыс. км. Кстати, напомню, что сейчас завод ставит на все машины новую косозубую раздаточную коробку, управляемую одним рычагом. Разумеется, у «Патриота» будет именно такая. Базовый двигатель - бензиновый ЗМЗ-409.10 мощностью 94 кВт/128 л. с. Прорабатываются и другие варианты, но окончательное решение по ним пока не принято. На заволжский мотор, предназначенный УАЗу, с недавнего времени устанавливается импортное навесное оборудование, включая все датчики системы впрыска. Серьезные изменения снова претерпела подвеска. Пока доводка еще не завершена, но о многом уже можно говорить с уверенностью. На «Патриоте» появятся газонаполненные амортизаторы, спереди - новый стабилизатор поперечной устойчивости. Эти устройства позволят снизить крены и раскачку машины в поворотах. Также для улучшения управляемости и плавности хода незагруженного автомобиля в задней подвеске установим трехлистовые рессоры, которые обеспечат грузоподъемность 600 кг. А те, кому необходимо перевозить грузы, смогут заказать машину с увеличенной до 800 кг грузоподъемностью и четырехлистовыми рессорами. В этой комплектации будут предложены откидные задние сиденья еще на четверых. Улучшить управляемость поможет и новый рулевой механизм с гидроусилителем. Наконец, свой вклад в удобство управления внесет и рулевое колесо того же изготовителя, что обеспечивает конвейер СП «Джи-ЭмАВТОВАЗ». Конечно, сразу обо всем не расскажешь, есть огромное количество мелочей, из которых потребитель составляет общее представление об автомобиле; формованные шумоизоляционные панели, современная светотехника, множество элементов интерьера, включая комбинацию приборов и органы управления, даже удобные буксировочные проушины или открывающийся на большой угол капот. Планируется установка кондиционера и ABS; правда, на первых серийных экземплярах этого оборудования не будет.бампер фары Пер € Д НИЙ фары противотуманные коровка передач Dymos сцепление LuKпромежуточная опора карданной передачи передние амортизаторы поворотный кулак рулевой механизм стабилизатор поперечной устойчивости буксировочная петлянасосгидроусилителя (не показан)Проработав разные варианты комбинации приборов, остановились на этой: с крупными, хорошо читаемыми шкалами спидометра и тахометра.Такой дизайнеры видят переднюю панель автомобиля.184За рулем 03/2005 На правах рекламыСТО ДОРОГ - ОДНА ОПОРАообще говоря, про опоры верхней стойки передней подвески для «самар» — они же поворотные опоры — «За рулем» рассказывал совсем недавно (ЗР, 2004, №12). К сожалению, сегодня многие детали, продаваемые под личиной годных, на деле не могут называться опорами: внешнее сходство есть, а вот содержание, увы, хромает. Вот и приходится порой посетителям магазинов проводить у прилавков собственную «мини-экспертизу». Постараемся немного облегчить их задачу — оценим еще одно изделие. Встречайте — «Опора верхней стойки передней подвески для автомобилей ВАЗ-2108,-2109» производства ЗАО НПО «БелМаг». Экспертиза начинается с осмотра изделия. Опоры фирмы «БелМаг», как положено, упакованы в коробку, на которой указана вся необходимая информация. На самом изделии также фирменная маркировка и даже лазерная голограмма. Основных требований по внешнему виду — два: антикоррозионная стойкость и современная эргономика. Что ж, корпус опоры имеет цинковое термодиф фузионное покрытие высокой стойкости против воздействия соли, грязн и просто воды. Кроме того, такое покрытие придает изделию достойный вид.Х^ШШ.Норматив БелМаг, Россия Более 4000 кгсВИСПЫТАНИЕ ОПОР НА СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ КД ВАЗ Параметр Сохранение статической прочности при усилии, не менее, кгс Усилие выпреесовки болтов, не менее, кгс208fвибрация, геометрия, внешний вид, количество заложенной смазки и т.п. Кроме того, все претенденты прошли металлографические исследования — оценивались неоднородность твердости, микроструктура, наличие поверхностных дефектов и многое другое. В результате было рекомендовано использовать в опорах «БелМаг» подшипники двух производителей — импортные DJB для стандартного варианта исполнения и вологодские VBF для варианта «Комфорт». Важным параметром изделия является соотношение ценакачество . Здесь опоры «БелМаг» занимают одну из лидирующих позиций, поскольку значительно превышают установленные нормативные требования (см. табл.), но при этом выгодно отличаются по стоимости от дорогих зарубежных аналогов. Что касается безымянных изделий с рынков, т о сопоставлять товар производителя, сертифицированного по ISO 9001, с продукцией без гарантии и «обратного адреса» вообще не имеет смысла.Изготовитель - БелМаг, РоссияСледующий важный элемент изделия — резиновый демпфер. «Белмаговская» опора изготовлена с применением компонентов фирмы «Байер». Используемый материал обладает повышенной схватываемостыо с корпусом опоры при вулканизации, а потому даже при экстремальных нагрузках вероятность расслоения близка к нулю. Главный элемент поворотной опоры — это подшипник. Д ля его выбора пришлось провести отдельную серию исследований с привлечением специалистов ВНИИ - подшипниковой промышленности. Экспертам было предложено оценить параметры изделий четырех различных производителей — как отечественных, так и зарубежных. Проверялся ряд параметров —В течение 2004 года НПО «БелМаг» известный производитель шаровых опор и рулевых наконечников для автомобилей ВАЗ - проводил программу-конкурс «БелМаг-Магазин», направленную на поддержание и развитие товаропроводящей сети. В конкурсе приняли участие более 100 магазинов и 30 автосервисов России и ближнего зарубежья. Критерии отбора победителей: наличие всего ассортимента продукции НПО «БелМаг», соответствующее оформление витрин и уголков покупателей, размещение рекламной продукции «БелМаг» и, конечно, работа продавцов по предложению деталей подвески и рулевого управления «БелМаг». В сентябре 2004 года были подведены итоги регионального конкурса, дилерами НПО «БелМаг» победителям первого этапа были вручены призы и ценные подарки. В общей сложности были поощрены 25 магазинов и8 автосервисов. В январе 2005 года подведены итоги федерального конкурса. Победителями среди магазинов стали: - магазин «Автосити» (дир. Шестаков) г. Первоуральск, Овердл. обл., пр. Ильича 8/49 - приз ноутбук; - магазин «Лидер» (ЧП Репников) г. Омск, ул. Гусарова, 33 - приз домашний кинотеатр; - магазин «Автозапчасти» (ПБОЮЛ Сергеева) г. Новосибирск, ул. К.Маркса, 30 - приз видеокамера; Победители среди автосервисов: - Техцентр «Антикор Сервис» (ИП Маркелов) г. Омск, ул. Мельничная, 134 приз компрессор профессиональный; - Сервисный центр «Автомир» (ИП Чиндулаев) г. Губкин, Белгор. обл., ул. Свердлова, 9 - приз набор инструментов. ЗАО НПО «БелМаг» тел/факс: (3519) 25-25-35, e-mail:
[email protected] Представительство НПО «БелМаг» в Центральном регионе Москва, ул. Цимлянская, 3, тел/факс (095) 975-73-54, e-mail:
[email protected] Ориентировочная цена - 650 руб. за пару • Поворотные опоры «БелМаг» полностью отвечают современным требованиям и могут быть рекомендованы к применению на автомобилях ВАЗ «девятого» семейства. Выбор надежных поставщиков, применение современных технологий, научный подход к разработке и производству — все это говорит о том, что фирме удалось создать надежное конкурентоспособное отечественное изделие.iMam ТЕХНИКАПРЕДСТАВЛЯЕТ КОНСТРУКТОР «УАЗ-ПАТРИОТ»АНТОН КАРПОВ, начальник управления маркетинга ОАО «УАЗ» Нам часто задают вопрос, почему сегодняшние имена написаны латиницей Hunter, Patriot. Ответ прост - такова общепринятая мировая практика. Названия марки и модели всегда интернациональны, а вот девиз пишется на родном языке. Ведь никого не удивляет, что на машинах с внутреннего японского рынка мы видим латинское имя, а не иероглифы. Проект «Патриот» - квинтэссенция наших знаний и технологий, это будет лучшее предложение на рынке с учетом возможностей автомобиля, его потребительских свойств и цены. Машина займет место в нише от 12 до 15 тысяч долларов, в зависимости от комплектации. Именно в этом сегменте через год-два следует ожидать наибольшей активности покупателей, нуждающихся в полноприводном или просто большом автомобиле. Предшественница, «шестьдесят вторая» стала для нас хорошим тренажером, позволила обкатать технологические и производственные возможности, обнаружить сильные и слабые стороны в системе реализации. Для «Патриота» мы строим новую дилерскую сеть, причем почти по всем областям страны доставка автомобиля будет для дилера бесплатной. Это позволит обеспечить единые цены и исключить «серый» перегон. Дилерский договор на реализацию машин не связан с текущими отношениями завода и дилеров. Мы открыты для сотрудничества с новыми центрами, если они готовы придерживаться наших рекомендаций по правилам продажи и обслуживания клиентов, соблюдению фирменного стиля.О ТЕХНОЛОГИИ И МАТЕРИАЛАХ В последние два года на заводе немало сделано для повышения качества конечного продукта - автомобиля. Закуплены новые автоматические линии для производства мостов и раздаточных коробок, модернизирована линия сварки. Пустили новую печь в металлургическом цеху - теперь можем отливать некоторые детали трансмиссии не из серого чугуна, а из высокопрочного. Одно из последних приобретений - окрасочная линия «Айзенман» (Eisenmann), которую ввели в строй в январе этого года. Но кроме нового оборудования, модернизировано немало уже поработавшего: завод живет по средствам, научившись считать деньги. Уже несколько лет на заводе действует сквозная система проектирования конструкторы и технологи работают с единой базой данных, что сводит к минимуму возможные ошибки. Важная составляющая работы над новым проектом - внедрение Производственной системы УАЗ. Задача - исключить любые лишние (с точки зрения технологии) действия рабочих и персонала, сократить заделы до двухчасовых, вывести с главного конвейера «подсборки». В производстве «63-го» появится, например, новая тара для деталей: она исключит их мелкие повреждения при перемещении между участками. Подобные организационные мероприятия не слишком затратны, но весьма эффективны. Для кузова «Патриота» будем использовать другую сталь. Лицевые панели кузова, требующие большой вытяжки, будем штамповать из оцинкованного листа, который с этого года начнет производить компания «СеверГал» - совместное предприятие «СеверСтали» и европейского металлургического концерна «Арселор». Не сомневаюсь, что потребители оценят результат. Вообще надеюсь, что хорошо сработают все элементы цепи, по которой автомобиль попадает к покупателю. Тогда в июне-июле к дилерам поступят тестовые машины, а в августе «Патриот» можно будет купить. Ну а конструкторы примутся за новые проекты. •На «Патриоте» будут устанавливать мосты типа «Спайсер». Корпус редуктора и поворотный кулак теперь из высокопрочного чугуна, вместо прежних шкворневых пальцев стоят шаровые.В середине января пущена линия окраски «Айзенман». Пока по ней идут «хантеры» и «симбиры». Прежде чем роботы приступят к большим поверхностям, труднодоступные места обрабатывает человек.Проект образцового дилерского центра. Здание, конечно, может выглядеть иначе, но элементы фирменного стиля обязательны во всех салонах, торгующих «патриотами».186 За рулем 03/2005