206
207
208
209
СПОРТ и тюнингКАМАЗ - ШЕСТИКРАТНЫЙ ЧЕМПИОНПЕСЧАНЫЕ ЧАСЫ ДАКАРАНиколай МордовцевГлавный ралли-рейд года позади. Интрига его в классе грузовиков держала в напряжении до последнего дня, но результат оказался вполне ожидаемым - победил КамАЗ. О том, что именно так и будет, предвидел, похоже, и негр преклонных годов: завидя русских в Дакаре, он бил что есть силы в бубен и уже без всякого акцента кричал: «КамАЗ - чемпион!». Шестой год подряд - грех не выучить.КОМАНДА .. .На четвертый день гонок Де Рой-младший, пытаясь достать Чагина, завалил свой ДАФ на бок. Через несколько мгновений к месту аварии подъехал КамАЗ Кабирова. Убедившись, что экипаж цел и невредим, попытались поставить машину на колеса. Зацепили, дернули раз-другой, порвали трос. Стало ясно: одной машиной не осилить, а до финиша этапа еще более 100 километров. Остановкаотняла у Кабирова около 6 минут. Надо было ехать. О случившемся передали по рации несколько отставшему экипажу И. Мардеева. К этому времени и Де Ройотец подтянулся. Двумя машинами непутевого сына поставили на ноги. Помощь на марафоне - привычное дело. Сколько джипов КамАЗы вытянули из-под барханов - не сосчитать. На медаль, конечно, никто не рассчитывал, но голландцы даже спасибо не сказали.За рулем 03/2005 Наверное, у них так принято... Пару лет назад какая-то сво... «добрая рука» отверткой пробила радиатор на машине Чагина. Хорошо, вовремя заметили. Другие после такого «розыгрыша» посторонних к биваку на пушечный выстрел бы не подпускали. Наши лишь выставили караул, но к передвижной мастерской (действительно, КамАЗ - мастер!) тропу не перекрыли. «Беспомощные» за неимением собственного сервиса идут к русским - они выручат. МАШИНА Проехать по пустыне 6-8 тысяч километров даже в прогулочном темпе охЧемпион - он ив Африке чемпион!как непросто. Чтобы разогнать до 180 км/ч 10-тонную машину, нужно много лошадиных сил. Предпочтение отдали ярославской «восьмерке» 7Э846. Дизель объемом 17,2 литра с четырьмя клапанами на цилиндр, раздельными головками, интеркулером и турбонадцувом даже в стандартном исполнении развивает 750 л. с. При этом неприхотлив, надежен и вынослив. Для супермарафона двигатели форсируют и собирают особо тщательно, но в этот раз впервые за 11 лет мотор подвел гонщиков. На шестисоткилометровом участке у машины Чагина раскрылся газовый стык одной из головок. Мощность упала, но это было бы полбеды - стал уходить «Тосол», а до финиша этапа в Тишите еще 300 километров. Остановились, вскрыли головку. Запасной прокладки не оказалось (знать бы прикуп...), сообразили вырезать из обшивки. Искромсали фургон, поставили, затянули - все равно сечет, а время уходит, как песок из-под колес! Снова скинули головку, сделали новую прокладку, теперь уже из алюминиевого лючка горловины топливного бака. Собрали и бросились догонять ускользающую победу. Но это был уже не их Дакар! Песок и гонка на пределе требовали по 150 литров солярки на сотню километров. Нерасчетный режим быстро опустошил баки, а в пустыне заправок нет. Местные кое-как продали полбочки за 200 евро, и на том спасибо. А в довершение всего из-за опоздания на КП организаторы выписали «премию» - десять штрафных часов. Итого вместе с ремонтом и поисками топлива экипаж потерял почти сутки. Отыграть их помогло бы только чудо. Так многократные чемпионы Дакара Чагин, Якубов иЗа рулем 03/2005 207 СПОРТИТЮНИНШЕСТИКРАЧЕМПИОНСавостин, оставив мечту о победе, стали экипажем «быстрой технички» для нового лидера гонки - КамАЗа Фирдауса Кабирова. В автоспорте второстепенных гаек и шплинтов, а тем более агрегатов не бывает. Ставят самое лучшее, проверенное. Так поступают все. У КамАЗа мощный турбокомпрессор «Холсет», рассчитанные на скорость под 200 шины «Мишлен», рулевой механизм и коробка Де Рой-младший: опять двойка!передач ZF, «раздатка» «Штайр». 16x2=32 передачи! Несколько облегчить автомобиль помогли красноярские легкосплавные колеса. Гидропневматические стойки, по паре на колесо, хороши тем, что позволяют регулировать жесткость подвески. Кстати, именно настраивая ночью подвеску и приборы контроля скорости к шестому этапу, механик и штурман перевернули третью боевую машину, да так, что на этом гонСеребро Сугаваре принесла шайба Бекса.ка для них закончилась - оба оказались в больнице. Вообще, если прочитать или увидеть передачу по TV, где какой-то журналист лихо ездит на боевом КамАЗе, то имейте в виду, что ему посчастливилось лишь посидеть за рулем да чуть-чуть прокатиться. Ездить по-настоящему на этих машинах может всего-то дюжина гонщиков России. И первый сегодня - Фирдаус Кабиров. Так расположились звезды. ФОРТУНА Африканские этапы ралли проходят по территориям бывших французских колоний - Марокко, Мавритания, Сенегал. С уходом метрополии время здесь будто остановилось. Кажется, машины еще те, что были брошены «отступающими» французами в 60-х годах. Разбитые фары, стекла, бамперы на проволоке, а окраской и ремонтом кузовов и вовсе никто не занимается. Как, впрочем, и дорогами - их там почти нет. Зато везде идет бойкая торговля всякой всячиной. Не глядя по сторонам (или так кажется?), всюду снуют ребятня и взрослые. В таких условиях даже обычные перегоны208 За рулем 03/2005 «БАРСЕЛОНА-ДАКАР»«ЗАЧЕМ МЫ ЕДЕМ СЮДА?»С ергейЗиновьев . Ф ото : DPPIПВладимир Чагин: в этот раз не задалось. Доктор Бубновский (справа) - ответственный за здоровье команды.осле финиша все в один голос назвали «Дакар-2005» самым сложным за всю его историю. Напомним: она началась в 1979 году тогда прошел первый супермарафон, задуманный Тьерри Сабином. В этом году, наверно, впервые звучали даже такие определения: «самый жестокий и бесчеловечный», причем из уст весьма уважаемых пилотов. Что же было на самом деле особо трудным в нынешнем сверхпробеге от Барселоны достолицыСенегала? На первый взгляд, ничего особенного. Общая дистанция даже немного сократилась - 9 тысяч километров вместо прошлогодних 11 с хвостиком. Суммарная протяженность скоростных участков осталась практически прежней. Самый длинный и тяжелый в плане физических нагрузок участок гонки (Зуэрат-Тишит в Мавритании) при этом заметно уступал рекордсмену «Дакара-2004» - 660 против 736 км. И трассу проложили по весям вполне традиционным - Марокко, Мавритания, Мали, благополучно обойдя минные поля на спорных территориях.го не вышло. Год назад до финиша добрался 41% стартовавших экипажей, нынче около 57% - 261 из 461. Люди и машины стали крепче! Вполне «удался» лишь случайный просчет организаторов: доброй половине пелетона не хватило топлива, чтобы завершить самый длинный спецучасток. Несколько сотен пилотов провели романтическую ночь в пустыне без еды и воды. В их числе были наши Алексей Беркут и Антон Николаев. Позже москвичи сошли-таки с дистанции - банально не хватило времени перебрать двигатель «Мицубиси-Паджеро» (замены требовал треснувший поршень). А перед этим занимали очень достойную 21-ю позицию, намного впереди легендарного Ари Ватанена.между спецучастками не позволяют расслабиться. Кто выскочит на дорогу - ребенок или носорог? Даже последний этап, когда, казалось бы, все уже решено, таил сюрпризы. От отеля «Меридиан» до Розового озера нет и сорока километров. Несколько лет назад у чеха Карела Лопрайза, тогдашнего лидера марафона, сломалась его «Татра», и за какой-то час лидер стал аутсайдером. В этом году не смог преодолеть последний этап Ганс Беке на ДАФе. Он с блеском выигрывал европейские этапы, в Африке держался в пятерке лидеров ик финишу стал вторым. Вечером 15 января его машину проверили технические комиссары, нашли увеличенную на 9 мм ограничительную шайбу на впуске и отстранили от продолжения гонки. Как будто знали, где искать! А на пьедестал тут же вскарабкался середнячок Сугавара. Вот такой он Дакар! Никто не знает, откуда стартует марафон-2006, но всем известно - когда, и подготовка к новому штурму Сахары уже началась. Призовое шампанское выпито. DВатанен, к слову, оказался единственным из трио раллийных чемпионов мира, доехавшим до финиша, - на скромном 38-м месте в зачете автомобилей. А Колин МакРэй, захвативший было лидерство в начале гонки, и Юха Канккунен, побеждавший здесь в 1998-м, сложили оружие перед бескрайними песками. Черный список «Дакара», состоящий из Значит, сложность заключалась в чем-то десятков строк (в 1987 году в него попал и другом. Несколько раз поднималась песчасам Тьерри Сабин...), вновь пополнился. ная буря, мешавшая не только пилотам, но Погибли мотогонщики Хуан-Мануэль Перес и механикам. Кроме того, «постаралась» и двукратный победитель Фабрицио Меофранцузская группа A.S.O., которая органини, шедший к третьей победе. Это, вне всякого сомнения, не только самая длительзует «Дакары» и ежегодно чуть-чуть меняет ная, но и самая опасная гонка планеты. условия игры. В этом году под рубрикой «Новинка сезона!» участникам предложили урезанный до минимума сервис - на некоторых африканских этапах обслуживание техники было вообще запрещено. Смысл? Сделать вершину еще более недосягаемой? Ничего из это«Зачем я каждый год надеваю шлем и еду сюда? - переспрашивает многократный победитель «Дакара» Ари Ватанен, в обычной, гражданской жизни почтенный депутат Европарламента. - Ну, как вам объяснить. .. Я просто не могу не поехать!». •Стефан Петерансель (в центре - второй справа) отпраздновал свою восьмую победу (б - за рулем мотоцикла), а «Мицубиси» - десятую.SRAVOLUCi