МАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА ВПРЫСКАСЮРПРИЗЫ ДАТЧИКОВЗАнатолий ВайсманТопливо вот подводный камень, о который разбиваются мечты о безотказном впрыске.накомый недавно сел за руль впрысковой «десятки» - и, как это часто бывает, после карбюраторного ВАЗ-2106 с его капризами прямо-таки излучает счастье: мотор 2111с полуоборота заводится в жару и мороз, отлично тянет во всем рабочем диапазоне, расходуя гораздо меньше бензина, чем былая «шестерка». А я его слушаю со смешанными чувствами. Впрыск, конечно, хорош, однако пока не стал «национальной чертой» наших автомобилей. Кто страдает от его ненадежности? К сожалению, патриотично настроенные покупатели. Уж сколько написано о фокусах датчика массового расхода воздуха - ДМРВ, но тема, да простит читатель, неисчерпаема. Эта гора датчиков (фото 1) скопилась у нас, в маленькой мастерской, за три месяца работы. На днях прибыл владелец восьмиклапанной «десятки» с обычной жалобой: не тянет! Рассказывать обо всем, что с нею делали, журнала не хватит. К вечеру мотор заработал лучше - диагностические приборы показывали идеальную картину. Хозяин уверенно сел за руль... а наутро позвонил и деликатно намекнул, что не прочь провести у нас еще час-другой: дескать, мотор все-таки «вялый»! ...И вновь поиск. Картина обескураживающая: все работает идеально, мотор (30 тыс. км пробега!) в прекрасном состоянии, а не тянет, как положено! Подобных «чудес» тем более я не выношу, что они вынуждают действовать презренным методом «тыка». Предварительно проверив на стенде новый модуль зажигания, опробовали с ним мотор. Не помогло. Не выручили и новые свечи, провода. Остается ДМРВ. Но приборы показывают, что с ним все в порядке: контроллер машины воспринимает его как совершенно исправный, параметры по воздуху и напряжению в допусках. Эх, была не была - попробуем с другим! Заменили - и машина полетела. Выходит, и диагностика порой пасует перед бракоделами. Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) «заслуженно» не пользуется доверием автовладельцев (хотя такой же, но от GM, почему-то вполне надежен!). Капризы этой коварной «улитки» приводят к таким же сбоям в работе двигателя, что и фокусы ДМРВ, регулятора холостого хода и т. п. Порой не сразу вычислишь виновника. Но ДПДЗ дешев - в сомнительных случаях лучше заменить. Однако установка нового без контроля сканером может вызвать проблемы. Бывает, что даже максимально отжатый вправо, датчик начинает отсчет угла не от нуля - мы нередко распиливаем овальные отверстия, чтобы скорректировать положение датчика относительно дроссельной заслонки. Проверка ДПДЗ несложна. Включив зажигание, очень осторожно нажимаем пальцем на тросик газа, следя за показаниями сканера: они должны меняться плавно, без каких-либо скачков. А на фото 2 - другая горка: доминируют модули зажигания. Недавно случилось купить «про запас» пять штук в солидном магазине (где их, конечно, не проверяют). А у нас - стенд. Результат плачевный: ни одного исправного! Вернули в магазин, взамен взяли продукцию другого завода. Эта оказалась в допуске... Рядовой случай. Но многие беды автовладельцев идут не от злой воли автопроизводителей. Топливо - вот подводный камень, о который разбиваются мечты о безотказном впрыске. С таким бензином впору возвращаться к карбюратору, перестав болтать об экологии и нормах токсичности. Конечно, теоретически можно заставить мотор работать и на горе-топливе, но какой ценой! Прямо-таки в яму нас толкают дельцы нефтяного рынка, с помощью ферроцена превращающие вонючую «прямогонку» в якобы АИ-92 или 95, на которых большинство ездит. Отказ «рыжих» свечей - обычное дело. Иногда - после одной «удачной» заправки! Но железистые отложения выводят из строя и гораздо более дорогие узлы нейтрализатор, датчик кислорода (см. фото 2). Случаются и повреждения клапанов двигателя. Остается лишь посочувствовать владельцам... аСамый дорогой и столь же ненадежный датчик! За этой горкой - страдания автовладельцев и добросовестных ремонтников. 174 За рулем 03/2005Модули зажигания, датчики кислорода. Чьи-то переживания, стрессы, потерянные деньги и время...