224
225
ТЕХНИКААВТОМОБИЛИ ПОБЕДЫ ГАЗ-М1Весна 1941 года. У завода - кабриолет ГАЗ-11-40, пикап ГАЗ-11-415 и седан ГАЗ-11-73. Скоро многие из новых машин окажутся на фронте.Сергей Канунниковетом 1936-го, когда ГАЗ-М1 встал на конвейер, он казался советским шоферам очень современным. От предшественника - ГАЗ-А автомобиль выгодно отличали, в первую очередь, цельнометаллический кузов и двигатель увеличенной мощности. Внешне «эмка» (так или еще ласковее - «эмочка» называли машину за индекс М - «Молотовец», ГАЗ тогда носил имя В. М. Молотова) очень напоминала «Форд». Однако по конструкции советский автомобиль сильно от него отличался: передняя подвеска на продольных рессорах, а не на поперечной, двигатель не V8, а четырехцилиндровый ГАЗ-М. Агрегат объемом 3,3 л мощностью 50 л.с. при 2800 об/мин - усовершенствованный мотор ГАЗ-А доснастили новым карбюратором и даже автоматом опережения зажигания. Коробка передач на ГАЗ-М 1 была трехступенчатой, а тормоза - механическими. Простая по конструкции машина слыла очень неприхотливой, крепкой, надежной. На базе «эмки» делали пикап ГАЗМ415. В 1941-м начали производство ГАЗ-11-73 с иной отделкой кузова, ноглавное - шестицилиндровым двигателем объемом 3,5 л. Мотор ГАЗ-11, созданный на основе конструкции «Додж-DS», развивал 76 л.с. при 3400 об/мин. После войны версии этого агрегата ставили на ЗИМ (ГАЗ12), ГАЗ-51, а затем на горьковские грузовики вплоть до... 1980-х! На базе шестицилиндровой «эмки» построили несколько экземпляров кабриолета ГАЗ-11-40. Думая в первую очередь об армии, спроектировали ГАЗ-61 - вариант ГАЗ-11-73 с тем же двигателем и всеми ведущими колесами. Помимо машин с закрытым кузовом, выпустили несколько полноприводных кабриолетов ГАЗ-61-40 (все - переделанные из ГАЗ-11-40) и около 40 пикапов ГАЗ61-417. Полноприводные «эмки» (их построили примерно 200) офицеры ценили за отменную проходимость. Шофер А. Бучин, возивший маршала Г. Жукова на самых разных машинах, особенно тепло вспоминал именно ГАЗ-61. Но основными командирскими автомобилями РККА в начале войны служили обычные ГАЗ-MI, которых на июнь 1941-го в армии насчитыва-«Эмки» отличали надежность, неприхотливость, выносливость. Благодаря этому многие машины дошли до Берлина. Корреспондент «Правды» А. Устинов на ГАЗ-М 1в Германии, весна 1945-го. Полноприводный ГАЗ-61 с 76-сильным шестицилиндровым двигателем славился надежностью и отменной проходимостью. Однако таких выпустили всего около двух сотен.АВТОМОБИЛИ ПОБЕДЫ ГАЗ-MI («ЭМКА»)ДЕВУШКА С СОЛЯНОГО ПРОМЫСЛАПлось около 10,5 тысячи. Помимо офицерской, машина слыла журналистской. Не случайно К.Симонов, бывший тогда военным корреспондентом, увековечил «эмку» в стихах, строка из которых стала заголовком этого материала. Массовое производство «эмок» О свернули в 1941-м, но в небольших количествах машины собирали до конца войны, а возможно, и позднее. Всего выпустили около 63 тысяч автомобилей. Некоторые из них работали не одно десятилетие, правда, постепенно обрастая неоригинальными деталями. Сегодня «эмка» в первозданном виде - большая ред-исатель, поэт, драматург Константин Симонов полвойны провел в машине. Автомобили были разные и водители тоже разные.Вместе с ними «ради строчки в газете»фронтовой корреспондент «Красной звезды» продирался на передовую к разведчикам, мчался к артиллеристам, летчикам. Часто под бомбежкой, обстрелом. 0 многих своих друзьях-водителях он потом рассказал. Об одном (вернее, об одной из них) журнал «За рулем» писал в 1975 году. В сентябре 1941 года на Южном фронте военкора Симонова на «эмке» возила девушка - Паша Анощенко. До войны она работала на соляном промысле. Оттуда и уехала на директорской «эмке», которую вместе с водительницей взяли с собой отступающие из Крыма наши части. «Мы сели с Пашей в машину и, пробиваясь по кочковатой, перерезанной рвами и затянутой проволокой земле, поехали на передний край. Через два километра немцы Бронеавтомобиль БА-20 и его аналог ФАИ-М выпускали на базе ГАЗ-MI в 1936-1941 гг. Существовали модификации, приспособленные для езды по железной дороге. начали ПРАСКОВЬЯ АНОЩЕНКО стрелять. Мины все гуще ложились вперединас, дальше начиналось открытое поле. Мы оставили Пашу с машиной в перелеске и пошли пешком. «Дальше ехать нельзя, Паша!» Она недовольно пожала плечами... И вот что случилось потом... ...Полковые минометы надо было переместить поближе к переднему краю, пишет Симонов. - Их ждали нескоро. Лошадей поубивало и солдатам нужно было под обстрелом перекатить их вручную. ...И вдруг из-за рощицы выскочила «эмка». Она пролетела сзади нас и скрылась за бугром. В кабине мелькнула белая косынка, сзади, на буксире за машиной, подпрыгивая на кочках - миномет с зарядными ящиками. Это было так неожиданно, что немцы не успели пристреляться, и серия мин обрушилась далеко позади проскочившей по полю машины. По ходу сообщения к нам добрался командир роты. - Установили миномет. Дивчина-шофер увидела, как ребята его тащат, и говорит, давай подвезу. Ну вот и подвезла, молодец!» Уже после войны Константин Симонов разыскал свою фронтовую знакомую. Она