118
119
ЭКОНОМИКАИТОГИ 2004 ГОДАПОСТРОЕНИЕ ПРОЙДЕННОГОИгорь Моржаретто КОНСТАТИРУЕМ Год 2004-й стал самым удачным в истории российского автопрома: с конвейеров автозаводов сошло 1 010 958 легковых автомобилей - на 9,9% больше, чем в 2003-м. Впервые за всю постсоветскую историю бьио изготовлено больше легковушек, чем в 1990 году, а в июле и сентябре превышен (опять же в первый раз!) месячный уровень производства легковых автомобилей в 100 тыс. штук. И еще - кто бы мог об этом подумать еще десять лет назад - в России собрали свыше 130 тыс. иномарок! Словом, сегодня можно констатировать: потенциал российских автомобилестроителей уже превышает 1,2 млн. легковых автомобилей в год. Все хорошо, вот только российский рынок к этому оказался не очень готов: в июле-сентябре прошлого года был зафиксирован максимальный объем реализации, и сразу вслед за этим последовал спад продаж, а затем в октябре-декабре и производства. Сильнее всего это ударило по «Иж-Авто»: здесь в последние два месяца собрали всего 25% легковых автомобилей от уровня, достигнутого заводом в июне-августе. В итоге по результатам 2004 года «ИжАвто» все же удалось превысить уровень 2003 года по выпуску легковых автомобилей на 5,3%. Очень стабильно работал в 2004 году ведущий российский производитель - АВТОВАЗ. В течение года он не раз пересматривал в сторону увеличения первоначальные планы ив итоге изготовил около 718 тыс. автомобилей - на 2,6% больше, чем в 2003 году. Рост производства и на ГАЗе: несмотря на серьезные проблемы в IV квартале, там собрали 65 686 автомобилей «Волга» - на 15,7% больше, чем в 2003 году. Самый высокий относительный прирост, как мы уже неоднократно отмечали, достигнут на предприятиях, наладивших сборку автомобилей иностранных моделей в России. У них проблем со сбытом не бьио. ТагАЗ собрал в 2004 году в5 раз больше автомобилей, чем в 2003 году, СП «Джи-Эм-АВТОВАЗ» - в 2,6 раза. «Форд мотор компани» изготовил 29 703 автомобиля - рост в 1,83 раза. На «АвтоТОРе» собрали почти 15 000 автомобилей (рост в 1,7 раза). В целом за год все эти предприятия выпустили более 133 тысяч легковых автомобилей, что в 2,3 раза превышает уровень 2003 года и составляет 12% к общему вьшуску легковых автомобилей в России (в 2002 году их доля составляла лишь 1,1%, а в 2003-м - 5,3%). Если же составить рейтинг популярности моделей на российском рынке в 2004 году, то на первом месте у нас... вазовская «семерка». Да-да, та, что создана на базе «лучшего автомобиля Европы 1964 года» - ФИАТ-124 (выпущеноПРОИЗВОДСТВО ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ В 2004 ГОДУ• Модель Всего АВТОВАЗ В том числе ВАЗ-21053 ВАЗ-2107 ВАЗ-2109 ВАЗ-21099 ВАЗ-2110 ВАЗ-2111 ВАЗ-2112 ВАЗ-2113 ВАЗ-2114 ВАЗ-2115 ВАЗ-2121 «Нива» ВАЗ-2131 ВАЗ-2120 «Надежда» «Иж-Авто» В том числе ИЖ-2126 ВАЗ-2106 ВАЗ-2104 ИЖ-21261 «Фабула» ГАЗ В том числе: ГАЗ-3102 ГАЗ-3110 ГАЗ-31105 ГАЗ-3111 «Джи-Эм-АВТОВАЗ» КамАЗ («Ока») УАЗ В том числе УАЗ-35191 «Хантер» УАЗ-3162«Симбир» ТагАЗ «Форд» (Всеволожск) Се A3 («Ока») «РосЛада», Сызрань В том числе ВАЗ-2107 ВАЗ-2109 «АвтоТОР» В том числе «КИА-Спортидж» «КИА-Рио» «КИА-Маджентис» БМВ (серии 3и 5) «Дервейз» Кол-во 1010 958 717 985 35 756 171462 19 099 28 371 123604 31692 83 910 1572 98189 90 528 21 505 8222 1440 82 687 18712 33 425 20 740 9217 65 686 6777 5941 52 959 9 57 737 41207 31136 17 838 1685 30 000 29 703 19 000 17 683 11242 6441 14 525 2489 5646 1905 2334 93 +164,4% + 3% -4,9% + 808,2% + 55,6% +408,8% + 82,7% -5% -33,3% -4,3% -22% + 72,6 + 35,4% + 30,1% + 239% + 66,2% Прирост + 9,9% + 2,6% + 10,2% + 4,5% -71,1% -62,7% + 3,3% + 29,5% + 11,7% + 370,1% + 59,7% - 45,4% + 123% -0,3% + 5,3% -47,9% -15,5% + 495,8%+ 15,7% -14,7% - 87,8%-Продажи легковых автомобилей в РФ в 2004 г.Продажи легковых автомобилей в РФ в 2010 г. (прогноз).Импорт в РФ Произведено в РФсвыше 171 тыс.), за ней (гип-гип, ура!) «десятка», «самары» («Лада-2114» и 2115), хэтчбек «Лада-2112»... На шестом месте - малютка «Ока» (свыше 60 тыс. штук), далее - российско-американская «Шевроле-Нива», «Волга» ГАЗ31105 и вазовские «пятерка» и «шестерка». Лишь в начале второго десятка появляется в списке современный «ФордФокус». Не слишком отрадный рейтинг, но пару лет назад в нем вообще не бьио иностранных марок.Ж ДЕМ НОВОГО «УРОЖАЯ»российские иномарки автомобили 118 За рулем 04/2005новые подержанные автомобили автомобилироссийские иномарки автомобилиновые подержанные автомобили автомобилиЧто ожидать в нынешнем году? Разного рода организации и производители высказывали совсем не одинаковые прогно- ИТОГИ 2004 ГОДАНа правах рекламыВАЗ-21ВАЗ-21./T^Jg^BA3-2llВАЗ-21ВАЗ-2112—ВАЗ 111J-ХЩ^1 — - — ••>^51вьзы по поводу российского автопрома и развития авторынка - от крайне пессимистических до сверхоптимистических. Как бы то ни было, АВТОВАЗ собирается выпустить свыше 730 тыс. автомобилей (без учета машинокомплектов для предприятий внешней сборки), ГАЗ, КамАЗ, СеАЗ и «Иж-Авто» - как минимум, сохранить прежние объемы производства. Правда, у всех у них не слишком много поводов для бодрости - спрос на «классические» модели, несмотря на низкие цены, потихоньку падает. «Иж-Авто» вообще планирует к 2008 году снять с производства «Оду» и «Фабулу», выходит срок у вазовской «классики», да и «Волге» не жить вечно! И если у АВТОВАЗа разработаны стратегические планы развития, то у остальных «старых» автозаводов положение сложнее. Выход один - ставка на сборку иностранных моделей. Именно по такому пути пошел «Иж-Авто», где в этом году запускают в серию «КИА-Спектра», а в следующем, по некоторым сведениям, - еще одну модель. Российский автопром ожидает рост производства благодаря сборке иномарок. СП «ДжиЭм-АВТОВАЗ» собирается выпустить 75 тыс. автомобилей, ТагАЗ - 70 тыс., «Форд» (Всеволожск) - 35 тыс., «АвтоТОР» - 30 тыс. Если считать только действующие предприятия (а обещают открыть еще и другие!), то доля иностранных моделей в 2005 году должна вырасти до 16,6% от общего производства легковых автомобилей в России, а к 2010 году достичь почти 30%. Итак, предлагается два основных прогноза. Один предрекает уже к 2010 году почти двойное сокращение производства российских автомобилей и замещение их на рынке иностранными моделями, выпущенными в Российской Федерации, а также новыми иномарками, поступление которых резко возрастет. По второму сценарию будет принят ряд мер по поддержке российского автопрома и все действующие мощности сохранятся. Плюс к этому заработают в полную силу новые производственные линии (скажем, по выпуску «Калины») и увеличится производство иностранных моделей на территории России. По последним прогнозам Минпромэнерго, в России в 2010 году будет продано порядка 2,8 млн. легковых автомобилей. Это связывают еще ис тем, что активно развиваются кредитные схемы. В 2004 году в кредит было продано до 20% автомобилей, в 2005-м этот показатель вырастет уже до 25-35%. •оТ"В А/*1терА vo "Бллтте?,Двигатель не тянет, плохо заводится, дымит, не можете пройти ТО? - Вам помогут составы, проверенные временем и миллионами автолюбителей! Самый популярный Oil Treatment на рынке!!!ormulaOILTREATMENTWitiOCP Tec-КОМПЛ1ПРИСАДОК К МАСЛУчоюи антипенных. ^Р0'>-2озадирны*стабилизирующих. э нтиокислительных•"""РУ I обратной СОР 01 * '«Шев Нива:HG2243 / 444 ил HI-GEAR OIL TREATMENT Комплекс суперприсадок к маслу Способствует снижению расхода масла на угар, повышению компрессии, экономии топлива, снижению токсичности отработавших газов. Препятствует образованию углеродистых отложений и «залеганию» поршневых колец. Снижает динамические нагрузки в парах трения. Увеличивает срок службы двигателя. HG2207 / 444 мл HI-GEAR ENGINE TUNE-UP Мягкий очиститель двигателя HG2235 / 444 мл HI-GEAR LEAKS N0 MORE Ремонтный герметик двигателя HG2250 / 444 мл HI-GEAR OIL TREATMENT WITH SMP «OLD CARS & TAXI» Комплекс суперприсадок с SMT2 к маслу для изношенных двигателей HG2253 / 444 мл HI-GEAR OIL TREATMENT WITH SMT? & 0СР «DIESEL ENGINES» Комплекс суперприсадок к маслу для дизельных двигателей, с SMT2ГАЗ-31ВАЗ-21ВАЗ-2106«Форд-Фокус»^130 000 наименований первоклассных товаров для автомобиля, гаража, | мастерской, оптом ив розницу, сеть дистрибьютеров по СНГ /ftjff^ (095) 721-3333, www.agah.ruЗа рулем 04/2005 119