26
27
28
29
30
31
32
33
34
АВТОМОБИЛИТЕСТ AUDI A3 SPORTBACK, SKODA OCTAVIA, VOLKSWAGEN TOURANGOODТЕСТ26За рулем 04/2005 ТЕСТ AUDI A3 SPORTBACK, SKODA OCTAVIA, VOLKSWAGEN TOURANСАГА О ПЛАТФОРМЕ PQ35Юрий Нечетов. Фото: Георгий СадковЛет тридцать назад даже в популярных классах вполне хватало пары кузовов седана и универсала. Потом пришла мода на хэтчбеки. Кабриолеты и купе, до поры жившие сами по себе, тоже оказались неожиданно востребованы. А еще теперь есть мини- и микровэны! И если поначалу разные кузова одной модели были максимально унифицированы, то ныне возобладала индивидуальность.Поэтому нынче принято говорить уже не о модели о семействе, построенном на одной платформе (см. ЗР, 1999, № 5). При всех внешних различиях у машин сходны силовые элементы кузова, подвески, трансмиссии, моторы и многое другое, скрытое от глаз. В последние годы большинство марок объединились под флагами нескольких крупных концернов, и теперь преимущества платформы стремятся реализовать в корпоративных рамках. К примеру, на «фордовской» платформе С1 построены «Мазда3», «Вольво-540/У50» и новый «Фокус» вместе с «Стах». Максимальной степени интеграции добился концерн «Фольксваген», широко используя базу «Гольфа» четвертого, а теперь и пятого поколения. Вообще говоря, платформу PQ35 следовало бы назвать «турановскои» - с этим мини-вэном она дебютировала в начале 2003-го. Той жеЗа рулем 04/200527 I)SKODA OCTAVIA • В 2003 году дебютировало второе поколе• Первое поколение появилось в 1996 году. Дебют второго - 2004-й, сначала с кузовом хэтчбек, ние A3; через год появился 5-дверный затем универсал. Sportback. • Двигатели: бензиновые 1,4-2,0 л (75-140 л.с), • Двигатели: бензиновые 1,6-3,2 л (102-250 250 л.с), турбодизели 1,9 и 2,0 л (105 и 140 л.с). турбодизели 1,9 и 2,0 л (105 и 140 л.с). • Коробки передач: механические 5- и 6-ступен• Коробки передач: механические 5- и чатые или 4- и б-ступенчатые автоматические. б-ступенчатые, автоматические 6-ступенчаПривод - передний или полный (для универсала). тые. Привод - передний или полный.AUDI A3 SPORTBACKVOLKSWAGEN TOURAN• В 2003 году в линейке «Фольксвагена» появился «Туран» - мини-вэн компактного класса на платформе будущего «Гольфа V». • Двигатели: для Европы восемь вариантов бензиновых и дизельных 1,6-2,0 л (102-150 л.с). • Коробки передач: 5- и б-ступенчатые механические или DSG. Привод - передний. • • Комплектации: Basis, Trendline, Highline. Цена: $24 167-36 760.• Комплектации: Attraction, Ambition, Ambiente. Цена: $29 000-61 000.• •Комплектации: Classic, Ambiente, Elegance. Цена: $20 763-34 271.весной ее примерил «АудиАЗ» и лишь осенью 2003-го появился «Гольф V». Сегодня на этой платформе строят автомобили четырех марок и пяти моделей - кроме названных, еще «Шкоду-Октавия» и «СЕАТ-Толедо». Этот ряд готовы пополнить «ФольксвагенГольф Плюс», седан и универсал «Фольксваген-Бора», а позже наверняка появятся кабриолеты...28 За рулем 04/2005Насколько похожи одноплатформенные родственники? Отважимся сравнить несравнимое: динамичный и яркий «Ауди-АЗ Спортбек», практичный хэтчбек «ШкодаОктавия» и семиместный вагон «Фольксваген-Туран». НЕСХОДСТВО ХАРАКТЕРОВ Обледеневший полигон присыпан снегом. Тут и пешком-то ходить скользко, зато ездить можно как угодно - и боком, и задом, и волчком! Конечно, системы стабилизации (они есть на всех трех машинах) стараются вовсю спасибо за заботу, но пока их придется отключить. «Ауди» покоряет устойчивостью и стабильностью на траектории - без малого две трети массы приходится на переднюю ось. Даже если машину специально отправить в глубочайший, градусов 130, занос (по сути, задом наперед), она самостоятельно перестает вращаться и разворачивается носом вперед! Автомобиль покоряет плотной подвеской, быстрыми цельными реакциями, отличным чувством дороги. Иное дело «Шкода» с небольшим бензиновым мотором - она на полтораста кило- ТЕСТ AUDI A3 SPORTBACK, SKODA OCTAVIA, VOLKSWAGEN TOURANЗа рулем 04/200529 АВТОМОБИЛИТЕСТ AUDI A3 SPORTBACK, SKODA OCTAVIA, VOLKSWAGEN TOURAN В «Ауди» виден стиль, красная кожа сидений (опция) гармонируете алой подсветкой и рубиновыми стрелками на приборах. Кузов пятидверного «Спортбека» на 83 мм длиннее, чем у трехдверного A3, но объем багажника увеличился с 350 л всего до 370.РЕЗЮМЕAudi A3 Sportback 2,0 TDI - быстроходный динамичный автомобиль, отрада искушенного водителя.^ J Отличная динамика, великолепная шу- А Высокая цена для ^ ^ моизоляция, точные реакции, высокая умеренной комплекэкономичность, четкая работа коробки петации, небольшие дверные проемы. редач, тщательная отделка салона.граммов легче A3 и не столь изысканна в управлении. Массивная корма охотно проваливается в занос, из которого машину можно вытащить только тягой мотора или... системой стабилизации. Достоинства «Октавии» - высокий комфорт, мягкая подвеска, без труда глотающая даже крупные выбоины. Впрочем, это нюансы; в общем же найден разумный компромисс между комфортом и управляемостью. Немал и дорожный просвет: 160 мм - лучшего на наших дорогах и желать трудно. Высокий, массивный «Туран» - наиболее степенный и солидный. Мягкий, вместительный, он однозначен в чуть замедленных реакциях и покоряет продуманностью эргономики и отличным обзором. К слову сказать, все три автомобиля адаптированы для России и отличаются очень низким уровнем шума. 30 За рулем 04/2005ПЛЮС-МИНУС МИЛЛИМЕТР Эх, надо было брать зонтик! За шиворот то и дело падают крупные капли - оттаивающие машины стоят на смотровой канаве, из которой мы рассматриваем родственные платформы. Похоже на игру «Найдите пять отличий» - конструкции почти повторяют друг друга. Расположенные рядком эмблемы «Фольксвагена», «Ауди», «Шкоды» и СЕАТа видны на многих крупных элементах и говорят о полной их взаимозаменяемости. У платформенных родственников расстояние между осями часто совпадает - у «Ауди» и «Шкоды» по 2578 мм. Однако у последней задние сиденья стоят глубже миллиметров на сорок, отсюда вполне просторная посадка во втором ряду. Да и ширина салона здесь на 25 мм больше. Все правильно, «Ок-КОМПЛЕКТАЦИЯAudi A3 Sportback 2.0TDI Противотуманные фары Иммобилайзер Центральный замок Регулировки рулевой колонки (высота/длина) Электростеклоподъемник (передний/задний) Электрообогрев зеркал Подогрев сиденья Кожаный салон Климат-контроль Аудиосистема Подушки безопасности (кол-во) Трансформируемый багажник Полноразмерное запасное колесо 'Запасное колесо отсутствует (ремкомплект). Skoda Octavia 1.6MPI Volkswagen Touran 1.9TDI• • •• / •• / • • • • •4• • • •• / ./. • • • •2• • •• / •• / • • • •6•• .• •РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ «ЗА РУЛЕМ»Audi A3 Sportback 2,0TDI • Весовые и геометриСнаряженная масса, кг Нагрузка на ось, кг (%): переднюю заднюю Дорожный просвет, мм* "8 снаряженном состоянии. 1493 939 (63) 554 (37) 145 1344 772 (57) 572 (43) 160 1629 955 (59) 674(41) 110 Skoda Octavia 1.6MPI Volkswagen Touran 1,9TDI ТЕСТ AUDI A3 SPORTBACK, SKODA OCTAVIA, VOLKSWAGEN TOURANСалон «Шкоды» неброский, но собран тщательно и из качественных материалов,Багажник у «Октавии» всем на зависть - целых 560 литров! А еще - большая пятая дверь, разрезная складывающаяся задняя спинка, люк для лыж.шшшшшшСзади новая «Октавия» гораздо просторнее своей предшественницы - пассажирам не придется обнимать ногами спинки передних сидений.РЕЗЮМЕSkoda Octavia 1,6 MPI - спокойный по характеру и практичный автомобиль, неплохо приспособленный к российским условиям.^ Просторный аккуратный салон, огромный багаж* * ник, большой дорожный просвет, мягкая комфортабельная подвеска, отличная шумоизоляция, полноразмерное запасное колесо. /Щ умеренная ди* * намика, немалая цена.Салон «Турана» очень рационален, посадка за рулем удобная, хотя и более прямая, чем в легковом автомобиле.Позади третьего ряда еще остается 88 л для багажа.Как и положено мини-вэну, «Туран» предлагает множество вариантов трансформации, включая раскладывающийся третий ряд сидений.РЕЗЮМЕ Volkswagen Touran 1,9 TDI - как и каждый минивэн, внутри больше, чем снаружи. Очень вместительный, со всеми «классовыми» достоинствами.£ J Просторный салон с множеством вариантов ^"трансформации, огромный багажник, отличный обзор, хорошая шумоизоляция, экономичный двигатель. А Высокая цена, малый дорожный просвет, отсутствие запасного колеса.1\ АВТОМОБИЛИТЕСТ AUDI A3 SPORTBACK, SKODA OCTAVIA, VOLKSWAGEN TOURANтавия» - скорее семейная машина, тогда как «Ауди» - автомобиль для водителя. Заметим, что кузов пятидверного «Спортбека» - нечто среднее между хэтчбеком и универсалом. Тем не менее чешская машина превосходит его по длине еще приблизительно на 300 мм. Почти весь прирост достался багажнику рекордного объема 560 л против 370 лу «Ауди». Сделать машину просторнее можно иначе - для модификаций с увеличенным объемом кузова базу чуть растягивают (у «Турана» ровно на 100 мм). Так удалось расположить еще пару сидений (опция), где достаточно просторно и взрослым пассажирам. В среднем ряду все три кресла имеют продольную регулировку и могут быть сдвинуты вперед наРАЗМЕРЫ АВТОМОБИЛЕЙ^.4-ПООврвЧНЫЙраЗМвр165 мм. В целом «Туран» - типичный мини-вэн с множеством боксов для мелких вещей и вариантов планировки салона. Еще один параметр указывает на родство, хотя и не столь явно - близкие значения колеи (разница обусловлена размерами колесных дисков). Самая узкая колея у наиболее компактного A3, наиболее широкая - у массивного «ТУрана».Audi A3 Sportback 2.0TDISkoda Octavia 1.6MPI 945-1165 595-855Volkswagen Touran 1.9TDI 820-1140 635 (475Ь885 580-750 1270 1065L, L21-23925-1150 560-80011601190 1030Нн, н2Нгз В, В: 823чтМЧпин Взгтш Г"4 (до полки) Убаг.л995 9359551380 13451375 1370990 8801430 1420 1202 350M020-1690 1055840-14801060-1725 1025990 550 332580 484515887420"С разложенным третьим рядом сидений.—•m m *32 За рулем 04/2005ках концерна «фольксваген» на гольф-платформе PQ35 к концу нынешнего года будут выпускать до полутора десятков различных кузовов семи моделей, принадлежащих четырем маркам. ТЕСТ AUDI A3 SPORTBACK, SKODA OCTAVIA, VOLKSWAGEN TOURANДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ I Модель Audi A3 Sportback 2,0TDI Skoda Octavia 1.6MPI Volkswagen Touran 1.9TDIПриборные щитки тоже на единой «платформе». Хромированные ободки 4286 1765 1423 2578 1536/1515 5,3 1410 1940 4572 1769 1462 2578 1539/1528 5,4 1358 1965 12,3 190 АИ-92... 95/62 5,7 9,8 7,1 5/5 560/1350 бензиновый спереди поперечно 16 1968 103/140 4000 320 1750-2500 Р4 8 1595 75/102 5600 148 3800 переднеприводная М5 независимая, на подрамниках типа «Мак-Ферсон» многорычажная реечное с электроусилителем дисковые вентилируемые дисковые 205/55R16 8 18% 74/100 4000 250 1900 4391 1794 1652 2678 1541/1534 5,6 1498* 2160 13,5 177 дизельное/60 5Д 7.4 5,9 5/5 (7) 695/1989 дизельный с гурбонаддувом Приборов у «Турана» стандартный набор, но спидометр с разметкой до 260 км/ч - это, пожалуй, слишком... дань спортивному характеру «Ауди-АЗ».•Общие данные Размеры, мм: длина ширина высота база колея спереди/сзади Радиус поворота, м Снаряженная масса, кг Полная масса, кг Время разгона 0-100 км/ч, с Максимальная скорость, км/ч Топливо/запас топлива, л Расход топлива, л/100 км: загородный цикл городской цикл смешанный цикл • Ку-оо Количество дверей/мест Объем багажника (VDA), л Тип Расположение Конфигурация Число клапанов Рабочий объем, см 3 Мощность, кВт/л. с. при об/мин Крутящий момент, Н-м при об/мин Тип Коробка передачМелкая круговая оцифровка на шкалах «Октавии» читается хуже, чем у «родственников».9,2 207 дизельное/55 4,8 7,5 5,7 5/5 370/1120 дизельный с турбонаддувомА6Мб_,Подвеска: спереди сзади Рулевое управление Тормоза: передние задние Размер шин • Безопасность Активная Пассивная'Масса пятиместной модификации.ABS, EBD, ESP, Brake Assist 4 подушки 2 подушки 6 подушек I безопасности безопасности безопасности ]Совпадение геометрических параметров не случайно, подвески идентичны до мелочей: спереди - стойки «Мак-Ферсон» на литом алюминиевом подрамнике, сзади - многорычажная конструкция на стальном трубчатом. Есть и некоторые отличия - у «Октавии», например, серповидные передние рычаги сварные, у двух других автомобилей кованые, хотя те и другие сходны по присоединительным размерам. Другие различия обусловлены весовыми и динамическими показателями машин и встречаются даже у модификаций одной и той же модели - чуть разнятся по толщине пружины и стабилизаторы поперечной устойчивости, характеристики амортизаторов. ВОПРОС ИМИДЖА Технически ничто не мешает устанавливать совершенно одинаковую гамму моторов и коробок передач на все автомобили - но кто же тогда поверит, что «Ауди-АЗ» относится к премиум-сегменту, ивыложит за него до 60 тысяч долларов? Ряд моторов «Шкоды» открывает 1,4-литровый агрегат, а диапазон мощностей сравнительно невелик 75-140 л. с. На нашей - отнюдь не новый бензиновый восьмиклапанник объемом 1,6 л мощностью 102 л. с. с обычной пятиступенчатой «механикой» - разумный минимум для прагматика. Другое дело «Ауди-АЗ»: моторы здесь мощные и самые современные, а коробок передач целых четыре. На тестовом автомобиле стоит двухлитровый 16-клапанный дизель мощностью 140 л. с. с чудовищным моментом 320 Н-м уже при 1750 об/мин! Вкупе с новым трехвальным шестиступенчатым «автоматом» DSG с двумя сцеплениями и «формульным» управлением лепестками на руле дизель придает отличную динамику - в ответ на нажатие акселератора «Ауди» просто выстреливает вперед! Для «Турана» набор силовых агрегатов средний: слабого мотора тяжелому вагонуЗа нулем 04/2005 33В просторном тоннеле пола, способном вместить карданный вал и разветвленную выпускную систему шестицилиндрового мотора, скучает лишь скромный выпуск 1,9-литрового дизеля («Фольксваген-Туран»). АВТОМОБИЛИТЕСТ AUDI A3 SPORTBACK, SKODA OCTAVIA, VOLKSWAGEN TOURANпросто не хватит, а очень мощный ни к чему. Стосильный турбодизель и шестиступенчатая «механика» - это умеренная динамика, вполне достаточная для города эластичность и отличная экономичность: 5,9 л/100 км в смешанном цикле. КАРДАН, ЗАПАСКА И ДРУГОЕ У нашей пары легковых машин есть и полноприводные версии. Вот здесь проявляется один из недостатков единой платформы. Доля модификаций 4x4 невелика, однако громадный пустой тоннель разделяет салоны всех трех автомобилей, включая безобидный «Туран». А вот конфигурация кормы различна: если у «Шкоды» под полом багажника полноценное запасное колесо, то в мелкой нише «Ауди-АЗ» - лишь узкая «докатка». У «Турана» вовсе нет пятого колеса, лишь небольшой ремкомплект. В России дальше МКАДа с таким выезжать рискованно. Что еще - рулевое управление? Ну, с ним проще простого: электроусилителъ не требует монтажа насоса и сложной гидросистемы. А тринадцать (недавно их было «только» восемь) предустановок позволяют менять степень усиления и реактивного действия, добиваясь оптимальных характеристик. С тормозами тоже никаких проблем - широкая номенклатура тормозных механизмов и дисков требует лишь колес с разным посадочным диаметром. А элементы электронной начинки автомобилей в большинстве совпадают, причем у доступных версий подчас она не проще, только отключена часть функций. Это дешевле, чем создать новое, хотя и не столь «умное» оборудование. ПЛАТФОРМА - ПАНАЦЕЯ? Сегодня, похоже, да. Это не прихоть конструктора, а требование экономиста. Он подскажет, при каких объеме и длительности производства, гамме моделей, удаленности заводов, стоимости в каждом из регионов транспорта, сырья, энергоносителей и рабочей силы выгодно то или иноеконструктивное решение, большая или меньшая степень унификации. Тенденции последнего времени таковы, что доля интеллектуальных затрат в стоимости новой гфодукции возрастает. И если так, то выгоднее один раз потратиться на разработку универсальной платформы и на ней собирать десяток моделей в разных уголках света. А что завтра? Возможно, платформы перестанут ограничиваться одним классом и будут охватывать сразу несколько, получив возможность растягиваться в длину и ширину. То есть превратятся в набор стандартных элементов, позволяющий строить различные сочетания подобно детскому конструктору. DАвтомобили на тест предоставлены: «Ауди-АЗ»-«АУДИРОССИЯ», тел. (095)234-02-33; «Шкода-Октавия» - «ШКОДА АУТО РОССИЯ», www.skoda-avto.ru; «Фольксваген-Туран» - «ФОЛЬКСВАГЕН ТРУП РУС», www.volkswagen.ru.34За о\'лем 04/2005