112
113
114
- Шесть лет назад «Шкода» была в числе лидеров на рынке импортируемых в Россию машин. Выбирая свою первую иномарку, многие покупали «Фелицию». В прошлом году при двукратном росте этого рынка за один только год «Шкода» поте-ф ряла 18,7% покупателей. Ценовая война с корейскими и другими производителями окончилась не в вашу пользу. Сейчас у чешской автомобильной команды в вашем лице появился новый немецкий тренер. Есть ли в его арсенале, говоря спортивным языком, план эффективной контратаки?- «Шкода» познала успех на русском рынке. В 2002 году мы реализовали здесь почти 10 тысяч автомобилей. В тяжелом весе выступала «Октавия», ее продавали по две тысячи в год. Что я как тренер могу сказать после анализа? Причиной падения стала цена автомобиля и изменение валютного курса. Производители из Японии, Кореи, стран долларовой зоны, получили преимущество. Положение «Шкоды» осложнялось еще и сильной кроной по отношению к евро. Так что для нас это стало двойной проблемой. Мы все проанализировали и сейчас оперируем ценами в долларах. Анализ привел ик другим выводам. При том, что количество наших дилеров достигло 50, качество их работы нас не вполне устраивало. Сейчас сеть дилеров уменьшилась до 35, но уровень их деятельности стал выше. В будущем это число может возрасти, но уже без потерь в качестве - теперь компания управляет этими российскими предприятиями не из Млада-Болеслава, а из Москвы. «Шкода» стала самостоятельной в рамках ООО «Фольксваген Рус». В этом году, когда мы уже справились со всеми проблемами - валютным курсом и ценами, уп- Шравлением сетью дилеров, мы хотим подняться на уровень 2002 года. Это значит продать машин в два раза больше, чем в прошлом году. Но мы пойдем дальше и нанесем ответный удар - «Шкода» должна быть среди лидеров продаж!- Правильно ли поступил «Фольксваген», купив социалистическую «Шкоду», а не социалистический АВТОВАЗ?- «Фольксваген» купил 100% «Шкоды» и стал полновластным ее владельцем. Это верно, как верно и то, что «Фольксваген» предпринимает меры, чтобы стать в России еще более авторитетным и привлекательным.ДЕТЛЕФ ВИТТИГ: «ШКОДА» ДОЛЖНА БЫТЬ В ЧИСЛЕ ЛИДЕРОВВ прошлом году в Москве открылось представительство компании «Шкода», ходят даже слухи о производстве автомобилей этой известной марки в России. Главный редактор «За рулем» Петр МЕНЬШИХ встретился в Праге с председателем совета директоров компании «Шкода», членом совета директоров концерна «Фольксваген» г-ном Детлефом ВИТТИГОМ.112 За рулем 04/2005- Но почему все же не АВТОВАЗ?- Тогда, в 1989-м, Чешская Республика очень быстро переходила на рыночные рельсы, открылась для новых экономических отношений. Кроме того, существовали родственные связи между чешским и саксонским автомобилестроением, о чем мы, конечно, знали. Сам профессор Порше родился в Чехии. С АВТОВАЗом таких связей не было.- Сейчас на вашем внутреннем рынке появляются три мощных конкурента - «Пежо», «Ситроен», «Тойота» пускают в Чехии завод мощностью 300 000 машин в год. Готовы ли вы, возвращаясь к спортивной терминологии, играть здесь в нападении? Детлеф Виттмг (DetlefVittig) Родился в 1942 году. Инженер по образованию. На «Фольксвагене» с 1973 года, работал представителем компании во Франции, Японии, Канаде. Отвечал за европейские продажи автомобилей марки. С 2000 года член совета директоров концерна «Фольксваген», а с 2004-го - одновременно и председатель совета директоров «Шкоды». ИНТЕРВЬЮ- «Шкода» и «Фольксваген» лидируют на чешском рынке. По имиджу «Фольксваген» на самом верху. И хотя в этом «Шкода» ему уступает, в том, что касается соче^ т ания «цена-качество», она отвечает всем требованиям рынка. Эти две марки и будут нападающими.- Раз «Тойота» и ПСА идут в Чехию, не намерена ли «Шкода» обойти конкурентов с фланга и открыть свое предприятие в России?Динамика продаж автомобилей «Шкода» в России и курсов валют- Эти вещи между собой совершенно не связаны. Наша цель - проводить собственную политику без оглядки на конкурентов и делать хорошо свое дело. «Тойота» инвестирует, чтобы работать здесь не только на чешский и российский рынок, но также и на западно-европейский. Мы хотим завоевать прочные позиции на российском рынке иу нас есть возможности, чтобы за два года достичь этого.- Вы организовали сборку машин на Украине. Может ли последовать то же ив России?янв. июнь дек.янв. и шь дек. 2000 2001 июнь дек.янв. июнь дек. янв. июнь дек 2002 2003 2004- Сборочный завод на Украине рассчитан только на местный рынок. Над российским проектом мы работаем отдельно. Если Украина и Россия в промышленном плане объединятся, тогда иу нас может быть единый подход. Время покажет.- Мы знаем, как много вы сделали для организации производства комплектующих в Словакии...продано автомобилей в России котировка доллара США по курсу ЦБ РФ котировка евро по курсу ЦБ РФ- Если хотите, это классический пример, как можно было бы работать в России. Начинать с малого. Овладеть производственными процессами, организовать снабжение и поставки комплектующих того качества, которое мы требуем для наших продуктов. Если это заработает четко, # можно двигаться дальше. В Братиславе мы в первый год собрали 5000 «пассатов». Сегодня мощности завода позволяют собирать 300 000 автомобилей в год. Мы производим там как небольшие «поло», так и машины люкс-класса «Туарег». Видите, какие открываются возможности! Эту концепцию мы хотели бы применить ик России.хвастаться этим в рамках концерна. Если не уверены в результатах - храним молчание. В Женеве посетителей ожидал большой сюрприз на нашем стенде. Мы втайне разработали дизайн новинки, которую решили показать не только концерну, но и всему автомобильному миру. Хотели бы знать и вашу реакцию - насколько это хорошо и для российского рынка.- Значит, новые разработки для «Шкоды» создаются в самой Чехии?- «Шкода» - самостоятельное предприятие, на проектных работах у нее занято около тысячи инженеров. Компания способна делать проекты и для других марок концерна, при этом, конечно, получает разные услуги и агрегаты от концерна, от «Ауди» и «Фольксвагена». Но- Довелось услышать, что в свое время «Ауди-100» разрабатывали втайне от головного концерна «Фольксваген». Мовые продукты задумываем здесь на «Шкоде», потом проходит презентация в рамках концерна, где решается гут ли у «Шкоды» быть подобные секреты при создании носудьба проекта. Если ему скажут «да», машина будет полвых моделей? - У каждого из нас есть время, чтобы подумать о ноностью строиться у нас. - Сделайте исключение для читателей «За рулем» - хотя вом наедине с самим собой. И только позже, когда уверимся, что сделали нечто достойное, позволяем себе по- бы намекните о перспективных моделях от «Шкоды»...Показанному в Женеве концепт-кару «Шкода-Ети» (Skoda-Yeti) до производства еще далеко. В этом году «Снежному человеку», а именно так переводится название, предстоит турне по автосалонам разных стран. Если он понравится публике, то на запуск в производство уйдет еще 2,5 года, и реально приобрести «Ети» можно будет не раньше 2009 года. Что же касается наших оценок, то по габаритам и возможностям этот автомобиль может быть реальной альтернативой «ШевиНива». Конечно, если только «Снежный человек» не запросит за свою «шкуру» слишком высокой цены.За рулем 04/2005 113 ЭКОНОМИКАИНТЕРВЬЮПродажи автомобилей «Шкода» по моделямПродажи автомобилей «Шкода» на основных рынках435403 jSm4*5*5 _4497*238 323 235 861^«75240672227"2000]69352296312002I Чехия22249J2003276242004Запади. Европа «Фабия»2001Африка, АзияЦентр, и Boa. Европа- «Логан» - хорошее предложение для развивающихся рынков, в том числе для российского, но такой автомобиль не нужен Западной и Центральной Европе - тут у не- В какой комплектации, по-вашему, «Октавия» более всего нет шансов. Поэтому здесь «Логан» для нас - это не вызов. Но если ориентироваться на Азию и Восточную Еврого подходит для российского рынка? - Седан с двухлитровым бензиновым двигателем и пу, то на него надо искать ответ. механической коробкой передач. Дизель 2,0 TDI и авто- «Шкода» участвует в чемпионате мира по ралли. Чего в матику мы предлагаем на других рынках. Для ваших усэтом проекте больше - расчета или романтики? ловий новая автоматика не слишком подходит. - Для того чтобы растрачивать деньги просто так, мы - В России «Октавию», «Гольф», «Ауди-АЗ», которые сделанедостаточно романтичны. Здесь мы вкладываем в ны на одной платформе и близки по техническому оснащеимидж нашей марки. Чтобы общество верило, что наши нию, продают по близким ценам. Почему я должен предпомашины прочные, надо побеждать. Пока мы только учачесть «Шкоду», какой у нее имидж? ствовали - в этом году хотим большего. А это уже из об- A3 на 10-15% дороже, она заметно меньше «Окталасти расчета, а не романтики. вии», у нее не такой большой багажник. Это компактная - Какие чувства у вас вызывают воспоминания о первом спортивная машина с эксклюзивно подобранными мателичном автомобиле? риалами отделки. «Октавия» более функциональна - это - Моей первой машиной был «Фольксваген-Жук 1303» просторная, комфортная семейная машина. В Чехии ее с форсированным двигателем. Тогда я на нем из Вольфсиспользуют как служебную. бурга в Париж доезжал за семь часов. Если сегодня сяду в самую современную машину с мотором в 400 л.с. и нави- А что вы думаете об имидже «Шкоды-Октавия» в России? - Это мы сейчас изучаем, но могу сказать об имидже гацией, мне понадобится более восьми часов. До сих пор чешской или европейской «Шкоды»: большой автомолюблю компактные быстрые машины. В этом смысле очень хороша «Фабия RS». биль хорошего качества по выгодной цене. Позвольте поблагодарить за внимание ко мне. Сейчас - Не кажется ли вам, что «Шкода», сделав ставку на достадолжен лететь в Германию. Не потому, что конец недели точно дорогой современный автомобиль, постепенно отхои возвращаюсь домой. Хочу открыть новый дилерский дит от того, что было ей свойственно - недорогих добротных центр «Шкоды» в Хильдесхайме. Согласитесь, это важно, машин? Недаром российский покупатель все чаще выбирает если тренер всегда со своей командой. D более простые и дешевые корейские марки. - Подчеркну еще раз: «Шкода» - это современная техВ беседе участвовал Владимир Соловьев. ника высокого качества по разумной цене. Мы будем и114 За рулем 04/2005- Я должен быть весьма осторожен. Сейчас на рынок вышли преемники «Октавии» и «Октавии комби» - они оказались успешными. Есть проект новой модели, которую в качестве концепта показывали последние два года. Он понравился, и мы хотим делать эту модель, как первую в новом для «Шкоды» модельном ряду. А вот женевский концепт может открыть еще один модельный ряд. Для российского рынка эта машина, полагаю, особенно интересна. Так что весьма возможно, что через два-три года рядом с «Фабией», «Супербом» и «Октавией» встанут один или два наших новых семейства.дальше отлаживать свою ценовую политику, но это никак не связано с технической переориентацией. «Суперхайтэк» - не наш девиз. Мы следуем простым, но умным техническим решениям. Сейчас, например, хотим предложить российскому рынку оптимальный вариант «Фабии», разумной по цене и комплектации.- Как вы оцениваете идею «Рено» создать дешевый мировой автомобиль «Логан»?