104
105
106
108
LI... II J,_? . „П .. .АВТОМОБИЛИ1пЪЛзГ5 S3 11"-ft Г:•• *»'ГМГ«гг»т••"r?--"SM1"r»:»СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ'Анатолий Фомин , Юрий Нечетов. Фото: Анатолий ФоминМожет, вы помните наши «зимние каникулы» в прошлом году (ЗР, 2004, № 3)? Тогда маршрут пролег, скорее, на восток, чем на север, - там зимой холоднее всего. Теперь - строго на север. На Кольском полуострове не слишком холодно, зато снежно и темно. Полярная ночь - с декабря до середины января. Вот и узнаем, каковы здесь дороги зимой, темна ли полярная ночь, насколько надежны «Рио» и «Акцент». А если повезет, увидим северное сияние.HYUNDAI ACCENT Изготовитель: Год выпуска: В эксплуатации «ЗА РУЛЕМ»: Пробег на момент отчета: Предыдущие публикации в журнале: 104 За рулем 04/2005ТРУДНЫЕ КАНИКУЛЫ Цель первого дня - Петрозаводск, точнее, небольшой поселок Пряжа. Обычно питерская трасса день и ночь забита фурами, но нынче по новому закону год начался со всероссийских каникул. Отдыхают широко - количество пьяных пешеходов и водителей превосходит все мыслимые пределы. Один «ас» под Валдаем лихо свернул со встречной налево, проскочив между нашими машинами. Очень хочется польстить себе - мол, от неминуемого столкновения спас многолетний опыт и готовность к поТАГАЗ, РОССИЯ 2003 с апреля 2003 69 900 км 2003, № 6,11,12; 2004, № 1, 3,10добной ситуации. Нет - это лишь счастливая случайность. В другой раз может и не повезти... Пока автомобили накручивают километры, жуем печенье, запивая чаем. Придорожные забегаловки, как одна, закрыты. Лишь одна, близ Валдая, угостила обедом, съесть который в другое время не отважились бы... Еще засветло покинули трассу М10, свернув в сторону Ладоги - сэкономим часа полтора. Насколько же лучше федеральной трассы местные дороги! Ровный асфальт под снежным накатом, выглаKIA RIO Изготовитель: Год выпуска:женные грейдером обочины, минимум встречных и попутных машин. Средняя скорость - под 90, расход топлива - менее 7 л/100 км. ЗА ПОЛЯРНЫЙ КРУГ Подъем в семь, выезд в восемь. Все по плану, вот только ночь никак не закончится. Наконец, к 10 часам светлеет. Погода не путает холодом, за окном 10-12 градусов. Для поддержания комфортной температуры и чистоты стекол достаточно первой скорости вентилятора отопителя в «Рио» и второй в «Акценте». Останавливаться, чтобы до«АВТОТОР», РОССИЯ 2003 с июля 2003 50 400 км 2003, №11,12; 2004, №1,3,10•В эксплуатации «ЗА РУЛЕМ»: Пробег на момент отчета: Предыдущие публикации в журнале: ПАРКЗРГДЕ ТЕПЛЕЙ?Прошлогодний зимний пробег показал: даже в 30-градусный мороз в салонах «корейцев» тепло. Но, когда столбик термометра съежился ниже -30°С, «Акцент» наотрез отказался заводиться. Похоже, причина крылась в чрезмерно тонком проводе «массы» на двигателе. Его заменили толстым «волговским», одев в термоусадочную трубку. В полной мере опробовать это решение не удалось - серьезных морозов на Кольском полуострове не застали. Зато, вооружившись термоанемометром, проверили эффективность отопления замером в двух точках - на выходе воздуха у ветрового стекла ив центре салона на уровнеметках +30°С у стекла и +23°С в салоне. Ночевавший наэГРАФИК ИЗМЕНЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ В САЛОНЕи .40Оiветру «Хёндэ-Акцент» остыл до -5°С, но уже через минуту после пуска он сравнивается с первым автомобилем по температуре воздуха у стекла, а менее чем через четыре - и в салоне. Дальше преимущество «Акцента» растет, и финиширует он на отметках +39 и +26°С, соответственно. Награждаем победителя? Не будем торопиться. Во-первых, салон «КИА-Рио» прогревается дольше изза большого объема.4 Ллmf вЕ >- 30 25H*Чй^/^ч!//20уl i15АHyundai Accent (салон) Hyundai Accent (дефростер) KIA Rio (салон) Ki A Rio [дефростер]5 0-108 10 12 14 16 18 20 Время, минтлить незамерзающую жидкость в бачок, не нужно: дорогу не солят, а значит, и грязи нет. Зато за головной машиной висит снежный шлейф. Это стало причиной небольшого происшествия. Грейдеры, убирающие дорогу, оставляют у обочин внушительные глыбы слежавшегося снега, весьма опасные для пластмассовых бамперов. Одну из таких глыб «ведомый» заметил слишком поздно... Передний бампер удалось спасти, а задним все-таки достал мерзлый снег. Исправлять что-либо на месте бесполезно: под оттопырившимся бампером - лед. Надо ставить машину в тепло, нагревать и выпрямлять бампер, ставить новую втулку и саморез. Решили ехать дальше, а фотогеничный вид машине попытатьсяплеч пассажиров. Необычно мягкая полярная ночь выстудила воздух всего до -6°С А стоявший между домами «КИА-Рио» остыл лишь до -4° С. Через пять минут после пуска двигателя ледяной ветер сменяется прохладным, спустя десять на стекло уже дует теплый воздух, а на 15-й минуте в салоне почти комфортная атмосфера и чистые стекла. Через 20 минут завершаем эксперимент на отВо-вторых, скорость тут критерий не единственный, да и вряд ли кто станет «молотить» на месте 20 минут. В движении же более эффективен отопитель КИА: даже при минус 15-20°С и скорости около 100 км/ч обеспечивает комфортную температуру уже на первой скорости вентилятора, в то время как «Хёндэ» требует второй. Правда, дажепри -30°C третьей скорости вентилятора «Акцента» хватало. У вентилятора «Рио», тихого поначалу, со временем прорезался голос. На четвертой скорости он ревет, как взлетающий Ан-24, перекрывая шум двигателя даже снаружи! Кроме того, у КИА гораздо чаще включается вентилятор радиатора, даже когда за окнами морозец. ПАРКЗРЛапландия - это не Финляндия, а железнодорожная станция.Полярное сияние зеленое только на фото. В жизни оно кудавернуть позднее. Дозаправились в Лоухах, где оказалась самая высокая цена бензина 17 рублей за литр. Вот вам и Лоухи.... Скромную стелу «Полярный круг» в темноте не видно. Кстати, Северный Полярный круг проходит почти по границе Карелии и Мурманской области, так что примерно определить его расположение можно даже ночью. Короткийпривал в поселке Зеленоборский, там вкусно и дешево перекусили. Рекомендуем! Под вечер второго дня пути останавливаемся в гостинице Кировска. Здесь невзирая на полярную ночь жизнь бьет ключом. Горнолыжники и сноубордисты отмечают каждый вечер, как последний, а на следующее утро как ни в чем не бывало занимают очередь к подъемникам.Погода налаживается, метель стихает, холодов не предвидится. Решили махнуть на самый край земли полуостров Рыбачий, мыс Немецкий - в трех минутах от семидесятой широты. ДАЛЬШЕ НЕКУДА! При кажущейся обширности Кольского полуострова ехать здесь почти некуда. Едва свернув с дороги, упираешьсяв серый забор исправительного учреждения либо в зеленый со звездой - воинской части. Изрезанный фиордами берег тоже не место для прогулок с фотокамерой - здесь прячутся боевые корабли. Для начала берем курс на Мурманск, где приводим в порядок бампер «Хёндэ», оттуда на Печенгу. Если верить картам, где-то там есть дорога, что доведет до моря.Д А БУДЕТ СВЕТ! Отправляясь за Полярный круг в разгар зимы, мы, естественно, знали, что поедем в темноте. Самое время поэкспериментировать с фарами, точнее, с лампами для них. В дополнение к штатным запаслись еще четырьмя комплектами галогенных Н4: вполне легальными OSRAM Bilux UV Filter 60/55W, OSRAM Bilux Silverstar +50% 60/55W и парой «запрещенных» - General Electric P43t-38 140/100W и «Маяк» 52450В на 100/90WBIue. Все лампы испытывали «КИА-Рио» - его водитель жаловался на недостаточный свет фар со стандартными лампами Narva Н4 RV. По дорогам общего пользования с «запрещенными» лампочками старались не ездить - ограничились экспериментом на площадке. Световое пятно с каждым типом ламп (только ближний свет) отсняли с одной точки с одинаковой экспозицией. На полученных изображениях пометили три области и сравнили освещенность и спектральный состав света при помощи хорошо известной программы Photoshop. Оценивали 106 За рулем 04/2005освещенность не в указанных ГОСТом точках, а в выбранной «правой обочине», «прямо перед автомобилем» и «на дальней границе», роль которой отвели сугробу возле знака аварийной остановки. Яркость в баллах интерпретировали примерно так: 0-5 - практически неразличимо 5-10 - различимо при длительной адаптации глаз 10-25 - с трудом различимо в более ярком окружении 25-50 - приемлемо различимо в более ярком окружении 50-75 - нормально различимо 75-90 - яркое, контрастное освещение, видны все детали 90-95 - объект «искрится», на грани ослепления 95-100 - мешает нормальному восприятию окружающих предметовПрокомментируем результаты. Со стандартными лампами Narva фары КИА освещают дорогу хуже всего. Лучшие результаты у OSRAM Silverstar: с ними фары светят даже дальше и ярче, чем у «Хёндэ». Хорошо освещают дорогу и «Маяки»: повышенная мощность и голубое стекло скомпенсировали друг друга - свет почти не уступает лидеру, а спектральный состав наиболее близок к белому свету. Лампы OSRAM Bilux UV демонстрируют обычные значения освещенности, впрочем, заметно превосходя штатные. И, наконец, сверхмощные General Electric с огромными толстыми спиралями явно не попадают в фокус фары, но благодаря более чем удвоенной мощности умудряются освещать дорогу так же ярко и даже равномернее, чем штатные. Но правая обочина освещена совсем плохо - о правильном светораспределении с этими лампами говорить не приходится. В оправдание штатных ламп: они прослужили более года, хотя темного налета на колбе не заметно. В чем секрет хорошего света «Хёндэ»? Неужели только в большей площади отражателя? Нет светораспределение важнее освещенности в определенной точке. Фара должна обеспечивать равномерность освещения, без выраженных ярких пятен. Глаз водителя - не электронный люксометр, он легче адаптируется к равномерному фону. Без яркого пятна в середине освещенного участка «диафрагма» зрачка открыта шире, и «картинка» представляется более светлой. Напомним, все снимки сделаны с одинаковой экспозицией. Фары «Хёндэ» не дают яркого пятна в середине, которое слепит водителя.фЗАМЕРЫ ЯРКОСТИ ФОНА ПРИ ОСВЕЩЕНИИ ФАР АМИ «КИА-РИО» С РАЗНЫМИ ЛАМПАМИ3 Точка/Лампы OSRAM 1 (Bilux) OSRAM 2 (Bilux Silverstar) Narva H4RV 92 62 29 «Маяк» (524S0B) 87 75 47 GE P43t-38 81 60 36 * 86 79 441 - ближняя средняя 97 93 2 - правая обочина 68 77 3 - дальняя 38 55 "Сравнительно «Хендэ-Акцент* OSRAM Bilux 6W55W. 1АВТОМОБИЛИ _•;•«• -.;J. >iM...JB& •<**, ПАРКЗР'^ыЖшлдая до Твери. И радость... при виде взошедшего солнца. Но мы обязательно вернемся. Чтобы все-таки доехать до края земли... А ЕСТЬ ЛИ СЕРВИС? Одной из задач пробега было оценить качество обслуживания «российских корейцев» за Полярным кругом. Профессиональный сервис даже в крупных городах обнаружить не удалось, хотя, например, за кузовной ремонт берутся на станциях «Рено» и «Форда». Выбор запчастей для «Хёндэ» приемлемый: расходные материалы (фильтры, свечи, колодки), мелкие кузовные детали, оптика - есть. А вот для «КИАРио» отыскать запчасти в Мурманске и окрестностях не удалось. Закономерно ведь ни одной «КИА-Рио» за Полярным крутом мы не встретили. DПересекаем Полярный круг на обратном пути. От долгой ночи - к солнцу!5teОбледенелое шоссе вьется между сопок, сильно не разгонишься. «Хёндэ» и КИА демонстрируют различные повадки. «Рио» уверенно, хотя и шумно справляется с выбоинами, но неважно стоит на дороге, «Хёндэ» пасует перед кочками, но более прогнозируем в поворотах. Впрочем, его задние амортизаторы тоже с трудом удерживают машину от соблазна попрыгать. КИА обут в новые шипованные шины «Гудьир Ультра Грип 500», «Хёндэ» второй сезон донашивает «Хаккапелиту Q». Несмотря на почтенный пробег, этот финский комплект еще вполне конкурентоспособен, уступая лишь на гладком, отполированном ветром льду. КИА идет первым, поскольку на ухабистой заснеженной грунтовке чувствует себя увереннее. Сначала дорога внушает оптимизм: казалось, еще пара часов и мы у цели. Но с каждым километром колеи все глубже, а снега больше. А еще крутые горки... Вниз-то спустимся, акак наверх на обратном пути? Очередное препятствие проходим на пределе возможностей: 15-сантиметровая целина, под ней колея от гусеничного тягача. Стоп! Кроме нас, тут никого, даже до ближайшей погранзаставы несколько часов пешком. Рисковать бессмысленно кое-как развернувшись, трогаемся в обратный путь. Нам не хватило... 12 минут! Всего 12 угловых минут до края земли... - Смотри! Полярное сияние! - Какое сияние, это просто облака... И тут белесое небо озарилось фиолетовым огнем... Огни сходились и расходились, вспыхивали подряд белым, фиолетовым, желтым и зеленым. Забыв о трехстах километрах до гостиницы, о морозе и ледяном ветре, зачарованно смотрим в небо. Фотоаппарат! Попробуй, определи тут экспозицию... Действовали наугад. Когда выдержки перевалили за 10 секунд, на экране проглянуло жалкое подобие реальной небесной картины. Кто говорил, что сияние невозможно снять? Но снимок не передает и десятой доли буйства небесных красок. Да, ради этого стоило забраться так далеко! Потом - обычная работа: замеры эффективности отопления, сравнительный тест разных ламп для фар, знакомства с читателями, гололед под Питером, оттепель от ВалИЗ БОРТЖУРНАЛОВ ПРОБЕГА• Модель Средний расход за пробег Расход в цикле Москва/ пригород Перед пробегом:HYUNDAI ACCENT 6,9 л/100 кмKIARIO 7,2 л/100 кмЗамечания9,4 л/100 км 8,3 л/100 км установлен самодельный предохранители 5x12 руб. «массовый» провод (перегорел у прикуривадвигателя теля), щетки стеклоочистителей 1 % руб. правая и 230 руб. левая, всего 426 руб. 70 тыс. км: 50 тыс. км: Начинает пробуксовывать Потеря эффективности задних амортизаторов, сцепление. Потеет салон в сильно просели пружины режиме рециркуляции с кондиционером. Дергается при торможении - проточены передние диски на ТО 50 тыс. км. Заедала внутренняя ручка левой задней двери и «детская блокировка»- устранено на ТО 40 тыс. кмУ кого фары лучше?Какие лампы эффективнее? На фото отмечены точки замеров.