198
199
200
201
202
ТЕХНИКАОБОЗРЕНИЕ ПОЛНЫЙ ПРИВОДУМНОЖАТЬ И ДЕЛИТЬАнатолий Фомин Колесная формула полноприводного автомобиля 4x4: четыре колеса, все четыре ведущие. На деле нужно не только умножать сцепление с дорогой, но и делить крутящий момент между колесами. ПОЧЕМУ ЧЕТЫРЕ Раньше в полном приводе видели лишь средство повышения проходимости. Однако вот уже два десятка лет конструкторы и маркетологи не устают утверждать: он требуется для большей безопасности движения и лучшей реализации возможностей мощных двигателей. А потому возникло невиданное разнообразие схем и устройств, главной задачей которых стало уверенное управление на скользкой дороге. Автомобиль 4x4 лучше берет скользкие подъемы, устойчивее на дорогах с низким коэффициентом сцепления, увереннее проходит повороты, допускает более точное управление в скольжении. Недаром в свое время «Ауди-Кваттро» молниеносно захватил раллийную корону. Впрочем, ненадолго - оказалось, для спортивных побед требуется не только полный привод... ОРТОДОКСЫ И РАДИКАЛЫ Управляемость и проходимость - не лучшие попутчики. Возьмем, например, «Ниссан-Патруль». В его очередном, 2004 года, «издании» схема трансмиссии оставлена такой же, как и сорок лет назад. Полный привод без межосевого дифференциала, отключаемые передние колеса. Отличие от УАЗа - автоматические колесные муфты. Достоинства: простота и надежность. В недостатках все остальное, начиная от невозможности использовать полный привод на хорошей дороге и высокой скорости до проблемы «два в одном» - водитель должен быть готов к двум различным типам управления в критических ситуациях. Особенно сложно справиться с короткими автомобилями, более склонными к заносу. Впрочем, энтузиасты соревнований «офф-роуд» считают схему с жестко подключаемым передним мостом единственно верной - чем проще механика, тем реже она ломается. За долгие годы основными этапами усовершенствования подобной схемы стали автоматические колесные муфты и синхронизатор, позволяющий вклю-%чать передний мост на любой скорости. Впрочем, на «Шевроле-Тахо» предлагаВедущий вал«Ниссан-Патруль» - представитель классической школы и практически единственный ныне приверженец «чистой механики».Электродвигатель Первые «гражданские» БМВ 4x4 оснащали несимметричным дифференциалом с вискомуфтой, а новейшая X drive - это всего лишь электронно-управляемое многодисковое сцепление, автоматически подключающее передние колеса. «Ленд-Ровер Дискавери 3»: водителю не обязательно знать назначение режима трансмиссии. За него решает «Террейн Риспонс». ^ 4x4 InfoV !HalЕЯ ют автоматическое включение переднего моста при пробуксовке заднего (система Autotrac 4x4). Как заставить полноприводный автомобиль ездить по дорогам с твердым покрытием в режиме 4x4? Добавить межосевой дифференциал. В далеком уже 1976 году «Нива» ВАЗ-2121 стала открытием в этой области. Впрочем, отдав«Субару» предлагает пять (!) типов трансмиссий 4x4 под общим названием «симметричный полный привод». В машинах с механической коробкой только межосевой дифференциал оснащен вискомуфтой. Если трансмиссия автоматическая, распределением момента ведает электронно-управляемая муфта, на более мощных версиях - несимметричный межосевой дифференциал и электронная система стабилизации VDS. Для заряженной «Субару-Импреза Sti» предусмотрено ручное и автоматическое управление центральным дифференциалом, а на «Субару-Аутбек 3.0 R VDC Лимитед» электроника контролирует и межосевой. За рулем 04/2005 199 ТЕХНИКАОБОЗРЕНИЕ ПОЛНЫЙ ПРИВОДСхема трансмиссии «Мицубиси-Лансер Эволюшн VIII» несимметрична, но не менее интересна. Его главное оружие - электронноуправляемый задний дифференциал Super AYC.пробуксовывают, все более-менее сносно, но при заносе выясняется, что даже машина с жестко подключенным передним мостом ведет себя гораздо понятнее. Одной из первых решение этой проблемы предложила «Ауди», применив самоблокирующийся межосевой червячный дифференциал «Торсен». Кстати, это вовсе не фамилия шведского изобретателя, а сокращение от английского Torque Sensitive (дословно: чувствительный к крутящему моменту). Долгое время это решение оставалось одним из наиболее эффективных. Его основной минус - дороговизна, высокие требования к качеству изготовления и «одна на всю жизнь» настройка. Основательный анализ поведения полноприводных спортивных машин показал, что именно в распределении крутящего момента - ключ к уверенной управляемости на любых дорогах. Благо, очередное изобретение подоспело вовремя. Вискомуфта - это набор погруженных в особую жидкость пластин. Пока обе части муфты вращаются с одинаковой скоростью, ничего не происходит, но стоит одной из них притормозить, как температура жидкости увеличивается и одновременно резко растет вязкость муфта блокируется. Вискомуфта - прекрасное решение, когда нужна «мягкая» и быстро срабатывающая блокировка для дорожного автомобиля, но для тяжелого бездорожья она не годится. Представьте себе простую ситуацию: полноприводный автомобиль застрял, передние колеса угодили в яму, а задниедолжное советским конструкторам, напомним, что «Рейндж-Ровер» с аналогичной схемой привода появился раньше, а вазовский выбор определили не только достоинства конструкции, но и необходимость максимальной унификации новинки с «Жигулями», а также проблемы с управляемостью и малый запас прочности заднего моста. ДВАЖДЫ ДВА НЕ ВСЕГДА ЧЕТЫРЕ Межосевой дифференциал решил одну проблему и породил другую: на бездорожье его необходимо блокировать - иначе при пробуксовке одного колеса остальные три остановятся. Впрочем, это не самая трудная задача. Сложнее с поведением автомобиля с тремя «свободными» дифференциалами на скользкой дороге: пока колеса не 200 За рулем 04/2005беспомощно буксуют. В качестве блокировки - вискомуфта. Она отчаянно пытается провернуть застрявшие колеса, переводя мощность двигателя в тепло... Многие владельцы «паркетников» на собственном опыте убедились: жаркое из вискомуфты приготовить совсем не - t сложно, а стоимость блюда чувствительна даже для тугого кошелька. Впрочем, есть немало других муфт, автоматически включающих полный привод. Например, многодисковые сцепления, управляемые электроникой или с гидроприводом, как на «Хонде CR-V». Работу подобных устройств можно регулировать в широких пределах, не допуская опасных режимов и вмешиваясь, когда их действие осложняет работу, например, ABS. ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОНИКИ Теоретически не так уж сложно создать идеальную полноприводную трансмиссию. Надо просто соединить нужные в каждом случае технические решения и предусмотреть все возможные режимы работы. Фирма «Мицубиси», создав трансмиссию «Супер-Селект», объединила в ней лучшее, что было изобретено в прошлом веке. Хотите - «чистый» привод на задние колеса, хотите - полный с межосевым дифференциалом с вискомуфтой, хотите/я*! - жесткая блокировка межосевого дифференциала с пониженной передачей. Одним словом, на любой вкус. Минус, пожалуй, один - цена. «Супер-Селект» и поныне предлагают только для самых дорогих вседорожников «Мицубиси». S ONATA . Исполнена для ВасАвтомобиль удостоен первой премии за наиболее высокое качество в категории автомобилей среднего класса по результатам исследования Initial Quality StudySM (IQS)* американского института J.D.Power and Associatesw вИБРЭНД ГОДА/EFFIE 2004 * Исследование основывается на отзывах 51 208 владельцев автомобилей 2004 модельного года о неполадках, возникших в течение первых 90 дней эксплуатации.ТД «ТагАЗ»: Hyundai в АТЦ Москва Hyundai у Кремля Hyundai в Печатниках Hyundai на Пресне Hyundai на Севастопольском(095)221 42-43 (095)775-58-37 (095)363-91-90 (095)739-53-10 (095)232-26-52Accent от 302700 руб. • Sonata от 509700 руб.HYUnDRIМосква: Авто-Кей (095) 101-4-101, Авто Лэнд (095)995-12-20, Авто Старт (095) 234-2344, Автоград (095) 542-43-43. Автомир (095) 234-33-66, АЦ Восток (095) 234-58-80, АЦ на Волгоградке (095) 363-93-43, Блок Моторс (095)730-02-92. Инком-Авто (095) 363-00-00. Каньон (095)912-55-13, Каширка 39 (095 )320-99-00. Корея Мотор (095) 255-25-15 ПремьерАвто (095) 262-29-50, Ралли-Сервис (095) 948-20-30, Редеги (095) 967-66-06, Темп Авто (095) 746-15-15, Тесей (095) 315-30-73. ТФ Очаково (095) 517-90-96, Элекс-Авто (095) 938-27-34, Элекс-Полюс (095) 234-07-07. Hyundai на Юго-Западе (095) 234-94-04. Hyundai на Соколе (095) 721-30-30: Санкт-Петербург: Автобалт СПб (812) 249-12-12, Автоцентр ДАКАР (812) 327-04-27, ПАРИТЕТЬ (812) 326-25-25. Ист Маркет Моторс (812) 430-11-11, Скарт Лтд (812) 222-91-50, ЭЛАН-МОТОРС (812) 331-9000; Архангельск: Архангельск-Сервис (8182) 27-60-80; Астрахань: МПКФ Техсервис (8512) 39-35-13; Белгород: Автосалон Восток Моторс (0722) 26-52-02; Белебей: АвтоГАЗцентр (34716) 3-06-53: Владимир: АвтоТракт (0922) 37-38-73; Волгоград: Автосалон ДонАвто (8442) 61-84-61: Волжский: Автоцентр Пумас (8443) 39-34-15; Вологда: ТД Феррум-Плав (8172) 71-75-26, Мартен-Авто (8172) 21-53-27. Автосалон Северный (8172) 21-86-86; Воронеж: Кондор-Авто (0732) 63-42-33. Воронежавтогазсервис (0732) 53-49-98; Екатеринбург: АвтоСан (343) 376-28-76, Азия-Моторс (343) 223-10-97, Оками-Моторс (343) 224-12-30, Автосалон МС (343) 260-40-50. СПАС-Авто (343) 219-90-00, УралАвтоБизнес (343) 332-44-00: Иваново: Радар-Авто (0932) 32-32-32; Ижевск: Автохолдинг (3412) 36-65-08; Иркутск: Фирма Техресурс (3952) 288-444; Казань: АКОС (8432) 67-87-00; Калуга: Мотор-Сервис (0842) 51-04-70; Кемерово: Колесо XXL (3842) 777-207; Краснодар: Темп Авго К (8612) 52-36-80; Красноярск: ;"50комплекс Стандарт (3912) 655-780, Медведь-Север (3912) 25-16-55; Курск: Рейтинг (0712) 506-000: Липецк: Аист (0742) 22-54-45: Магнитогорск: Автопункт (3519) 20-СКМ2: Мончегорск: Автомаркет (81536) 564-43; Набережные Челны: ТрансТехСервис (8552) 39-21 -21: Нижневартовск: Автосалон DAEWOO (3466) 63-22-61: Нижний Новгород: ОРИОН (8312) 635-635. Агат (8312) 13-75-70, Нижегород-Авто (8312) 43-23-44: Новокузнецк: Автосалон HYUNDAI (3843) 54-97-34: Новосибирск: Патриот-Авто (3832) 69-04-87; Ноябрьск: АвтоБюро (34964) 2-42-00; Омск: Автодром (3812) 55-11-69. Автосалон Джинни-Моторс (3812) 250-344: Орел: Автотраст (0862) 5-25-35: Оренбург: Лада-Сервис (3532) 64-66-15; Пенза: Сура-Моторс (8412) 49-71-27; Пермь: Урал АвтоИмпорт (3422) 428-333; Псков: НАС (8112)16-34-84; Пятигорск: ПБОЮЛ Пономарев С.В. (87933)4-18-28; Ростов-на-Дону: Автоцентр Hyundai (863) 233-79-10; Рязань: Автомобилист (0912) 90-25-90; Самара: Автосалон Арго (8462)70-53-73; Саратов: Авто-моторе (8452) 207-711; Ставрополь: Тибет (8652) 38-55-33. ПБОЮЛ Хропаль В.Н. (8652) 39-00-00: Сургут: АВТОЛЕНД (3462) 50-12-75. Автосалон Югра (3462) 50-15-39; Сыктывкар: ПАРТНЕР ЛУКОЙЛа (8212) 21-05-47: Таганрог: Авто (8634) 38-96-83: Тамбов: Тамбов-Лада (0752) 35-89-00; Тольятти: Авто Век (8482) 40-43-93, Крумб-Сервис (8482) 76-60-76, Триада (8482) 25-07-01; Томск: Автоцентр Велес-40 (3822) 76-25-74, ФССК (3822) 67-79-97; Тула: Авто-Альянс (0872) 27-08-37; Тюмень: Арлан-Тюмень (3452) 36-12-24, Московский Тракт (3452) 30-39-84; Улан-Удэ: Бурят-Авто (3012) 426-020: Ульяновск: Альфа (8422) 46-26-26, Мотом (8422) 69-19-69: Уфа: БКС (3472) 42-33-75, Демо-Моторс (3482) 60-70-69. Hyundai Центр (3472) 507-007: Челябинск: Регинас (3512) 68-96-76, Триада-Авто (3512) 621-621; Энгельс: Покровск-Лада (8452) 26-05-27. Саратов-Лада (8453) 72-66-63. ТЕХНИКАОБОЗРЕНИЕ ПОЛНЫЙ ПРИВОД«Мерседес-Бенц» - одна из немногих фирм, кто устанавливал все три «жесткие» блокировки на своих «гелендевагенах». Это, в сочетании с «правильной» резиной, весьма действенное оружие против бездорожья. Но «короткозамкнутая» трансмиссия предполагает умение водителя с ней обращаться - сломать ШРУС, например, плевое дело. Поэтому М-класс, появившийся в 1996 году для американского рынка, был лишен механических блокировок: за помощью впервые обратились к электронике. Буксующие колеса здесь просто тормозят, перераспределяя крутящий момент на застрявшие. Это дешевле и избавляет от ударных нагрузок в трансмиссии - сломать что-либо почти невозможно. Пример М-класса стал заразительным. Сегодня подобные системы применяются везде, от выдающих себя за серьезные вседорожники «Фольксвагена-Туарег» и «Ленд-Ровера Дискавери 3» до абсолютно дорожного «Ауди-А4 Кваттро». ТОЛЬКО ЧТО С РАЛЛИ Те, кто серьезно занимается подготовкой раллийных полноприводных машин, знают, что управление блокировкой заднего дифференциала - пункт № 2 после межосевого. Типичный пример - «Мицубиси-Лансер Эволюшн VII]». В его трансмиссии три дифференциала, два из которых (межосевой и задний) - с электронными регулировками. В зависимости от программы, задаваемой водителем (асфальт/гравий/снег), приоритет отдается либо максимальной устойчивости, либо максимальной реализации мощности. «Субару-Импреза WRX Sti» оснащена несимметричным межосевым дифференциалом 35/65 с электронным дози-рованием блокировки и самоблокирующимся задним дифференциалом. Водитель может выбрать автоматический или один из шести фиксированных ре - ^ жимов работы, отвечающий его стилю прохождения поворотов. ПЯТЬ ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЕД Гибриды наступают - теперь автомобиль с силовой установкой из ДВС, электродвигателя и аккумуляторов встретишь не только на салоне в Токио, но ив соседнем переулке. Вседорожники - идеальный объект «гибридизации». Расход топлива хочется уменьшить, динамику улучшить, места внутри достаточно, а цена не ставит преград новым технологиям. <JIeKcyc-RX400h» - уже не прототип: он продается в Америке с 15 апреля 2005 года и вскоре доберется до России. У этого полноприводника нет механической связи между осями, поскольку задние колеса приводит отдельный электродвигатель мощностью 50 кВт. Полностью электронное регулирование тяги позволяет кратковременно достигать суммарной мощности 270 л. с, разгоняться до 100 км/ч за 8си ограничить средний расход топлива 8,5 л/100 км. За поведение машины в сложных условиях-^ отвечает VDM (Vehicle Dynamic Management), которая впервые использует не только селективное торможение отдельных колес, но и индивидуальное распределение крутящего момента. ВМЕСТО ВЫВОДОВ Для массовых автомобилей альтернативы электронике нет. В первую очередь по цене - ведь сегодняшние системы используют показания датчиков ABS, тормоза тоже есть на каждом автомобиле. Что остается добавить? Несколько дополнительных датчиков и программы. Выберут ли конструкторы электронно-управляемую муфту, подключающую передний или задний мост, или свободный межосевой дифференциал? Пока шансов у первой больше. Сложная механика со всеми ее капризами выживет, похоже, лишь в спорте. А для рядового водителя электроника выступает осторожным посредником между ним и автомобилем. Только ей по силам тешить водительское самолюбие, не пе-4реходя при этом опасные границы. С распространением гибридных трансмиссий ее возможности станут еще шире. Поиск новых алгоритмов управления тормозами и муфтами в трансмиссии продолжается - читайте отчеты о тест-драйвах. D«J1eKcyc-RX400h» - первый серийный полноприводник, у которого между передними и задними колесами нет механической связи. Определить модель, помимо шильдика, поможет приборная панель, где вместо тахометра - индикатор распределения энергии.202 За рулем 04/2005