210
211
212
ТЕХНИКАУСЛОВНЫЙ ПРОТИВНИК Вэпоху тотального разоружения немалая часть боевых машин попала на гражданку, распалив воображение ценителей активного образа жизни. Конверсия постепенно сошла на нет, а желающих покататься на БТРе не убавилось. Оборонка свой шанс не упустила: так родился новый класс многоцелевых автомобилей повышенной комфортности. Нечто среднее между свадебным лимузином и БМП. Опытный образец ГАЗ-2330 «Тигр» построили несколько лет назад. Ныне уникальный вездеход доведен до ума и готов к мелкосерийному производству. Названием проект обязан первоначальным заказчикам - фирме из Арабских Эмиратов. По окончании контракта работы продолжили, но имя менять не стали. 210 За рулем 04/2005Алексей Липман. Ф ото : Г еоргий Ахадов Машину компоновали с чистого листа на базе узлов и агрегатов серийной бронетехники. Правда, силовой агрегат (дизель «Камминс» с турбонаддувом и ВЛАДИМИР ЧУРАЕВ, руководитель проекта В расчете на широкий круг потребителей предусмотрено несколько комплектаций VIP, гражданская, командирская, полицейская и патрульная. В этом году завод получил госзаказ на партию «тигров» для министерств внутренних дел и обороны, пару машин приобрел известный российский кинорежиссер. Присматриваются к везде- • ходу разведчики недр - нефтяники, газовики, геологи. Активный интерес проявляют иностранные представители. Ничего удивительного - у автомобиля отличные рекомендации. Он стойко выдержал госиспытания по программе для военной техники.Покрышки «Мишлен» 335/80R20XZL аналогичны тем, что стоят на КамАЗах, победителях марафона «Париж-Дакар». ГАЗ-2330 «ТИГР»ЮРИЙ КОРОЛЕВ, главный конструктор спецавтомобилей «Тигр» создан на базе проверенных в эксплуатационных условиях узлов от БТР-80 и многоцелевого бронированного автомобиля «Водник». Получился «супервнедорожник», обладающий исключительной проходимостью и по сути открывающий новый класс автомобилей. Сегодня изготовлено уже более 20 «тигров» в гражданском и специальном исполнении. Основные наши усилия направлены на обеспечение его высокой надежности и замещение импортных (наиболее дорогих) узлов и деталей отечественными. На замену двигателю «Камминс» готовится лицензионный шестицилиндровый ГАЗ-5625 «Штайр». Он не только дешевле, но и легче! Вместо чешской коробки передач «Прага» уже изготавливаем собственную, на основе агрегата от грузовика ГАЗ-4301. И хотя количество передач уменьшили до пяти («Прага» шестиступенчатая), за счет тщательного подбора передаточных сумели улучшить динамику. Кировский шинный завод разработал модификацию покрышки КИ-115 с увеличенной грузоподъемностью и рассчитанную на максимальную скорость 120 км/ч. Отечественные покрышки отлично справляются с грязью и показали лучшую, чем «Мишлен», проходимость по слабонесущим сырым грунтам. На зверя крупнее лося с «Тигром» лучше не ходить - слон или носорог в багажник не поместятся!интеркулером, соответствующий Евро II в комплекте с АКП «Аллисон» или МКП «Прага») ради расширения экспортных Пространство, не занятое агрегатами, крупВ охотничьей машине должно быть тесно, иначе возможностей покупают у стран НАТО - вылезать не захочется! ный водитель заполняет собой без остатка. США и Чехии. Это не страшно - случись Монументальную панель приборов испытатели нарекли «китайской стеной». что, в бой пойдет совсем иная техника. Вся механика смонтирована на мощнейшей лонжеронной раме. К ней же в десяти точках болтами сквозь резиновые подушки крепится кузов. Увы, негерметичный - автомобиль пока не пловец, «сухопутка». Несмотря на внушительный капот, силовой агрегат выпирает в салон, заметно стесняя водителя и пассажира. Однако те не в обиде - у левого кресла четыре регулировки (поясничный подпор, угол наклона спинки, перемещение 4Щ по горизонтали и микролифт (!)), у правого - три (без лифта). Рулевую колонку можно выставить по углу наклона и вылету. Сзади куда просторнее - места хватит для трехместного кожаного дивана. Но создатели почему-то ограничились только парой кресел.IIЗа рулем 04/2005 211 ТЕХНИКАГАЗ-2330 «ТИГР»ПАВЕЛ РУДНЕВ, ведущий инженер по испытательной технике Сейчас машины проходят ресурсные испытания - 125 тыс. км по грунтовым дорогам и бездорожью. Одна пробежала уже 60 тыс. км, вторая 38 тысяч. Не все было гладко - кузов и раму пришлось усиливать в нескольких местах. Много сил ушло на доработку системы автоматической подкачки колес. Есть проблемы с охлаждением двигателя: из-за коротких свесов и открытых арок колес радиатор быстро забивается грязью. Словом, идет нормальный процесс доводки. Главная задача - создать комфортабельный внедорожник с отменной проходимостью, на мой взгляд, уже выполнена. Повредить такую подвеску можно, лишь подорвавшись на противотанковой мине. Дизельный агрегат «Камминс» силен, надежен и экологически чист. ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ• «ТИГР» ГАЗ-2330Размеры, мм: длина ширина высота база Радиус поворота, м Снаряженная масса, кг Время разгона 0-100 км/ч, с Максимальная скорость, км/ч Топливо Запас топлива, л Расход топлива, л/100 км: по шоссе по грунтуШ и4610 2200 2000 3100 8,9 4600 22 140 дизельное 140 25 ДО 35Органы управления на привычных местах, лишь ручник оказался слева от водителя. На ходу - ничего, а в рабочем положении рычаг торчит так высоко, что мешает входу-выходу. Придется владельцу либо класть под колеса кирпичи, либо развивать в теле солдатскую гибкость. Армейским аскетизмом веет и от почти вертикальной приборной панели, отделанной искусственной кожей, и от круглых приборов, знакомых по отечественным грузовикам. На ходу «Тигр» почти не рычит. Вибраций нет, но в движении появляется продольная раскачка. Назвать это «козлением» не поворачивается язык - из-за большой массы все происходит довольно плавно. Энергичный разгон требует держать дизель в тонусе - 2 тыс. оборотов для него - спортивный режим. На скоростном кольце полигона автомобиль легко выдал 132 км/ч (по спидометру). Для почти пятитонной махины - очень неплохой результат. На булыжной мостовой скорость снизили до 100 км/ч, чтобы шум и тряска не меша212 За рулем 04/2005ли общению. Здесь ярче проявилась недостаточная информативность руля. А еще возникло «раздвоение личности» из-за того, что зрительное восприятие покрытия не соответствовало реальным нагрузкам. Проще говоря, трясло меньше, чем ожидали. Для лесной дороги энергоемкость подвески оказалась избыточной - до пробоев дело так и не дошло. И лишь пересекая вспаханное поле при скорости около 50 км/ч, поняли - предел близок. Речь, разумеется, лишь о предельном ходе подвески, ведь внедорожные способности «Тигра» кажутся безграничными. Но увлекаться ими все же не стоит - в болоте тонет все что угодно. Автомобиль получился незаурядный. По проходимости, размеру (он даже сертифицирован как грузовик, по группе N2) и... цене. Стоимость в минимальной комплектации - $60 тыс.! Похоже, нашей армии он пока что не по карману. Предполагают, что основными покупателями станут силовые ведомства России, богатые частники и ар-Количество дверей/мест Объем багажника (VDA), л • п Расположение Конфигурация Число клапанов Рабочий объем, см 3 Мощность, кВт/л. с. при об/мин Крутящий момент, Н-м при об/мин4/4Н.Д.спереди продольно Р6 12 5,9 132/180 2500 650 1500Тип Коробка передач• Vполноприводная Мб или А5ПодвескаРулевое управление ТормозаРазмер шиннезависимая торсионная, со стабилизатором винт-гайка, с гидроусилителем гидропневматические с ABS, барабанные герметичные 335/80R20мии других стран. Возможно, даже тех, что на штабных учениях называют «условный противник». О