КОНКУРС«ОГРАНИЧЕННО ГОДЕН...»Победитель 26-го тура конкурса - Владимир ЛОГВИНОВ из Подмосковья получит премию 6000 руб.Даже если вы не понимаете «языка» двигателя, рывки в его работе, подергивания портят настроение. Надо искать причину. Но где? И как? Авторы большинства полученных нами ответов на задачу правы: почти всегда в подергиваниях двигателя проявляются неполадки в зажигании и питании. Но многие при этом ссылаются лишь на собственные, частные наблюдения, забывая или не ведая, что в каждой из этих систем возможны самые разные казусы. Категоричность - «виновата катушка», «большой люфт в подшипнике», «неисправен конденсатор» и т. п. - здесь неуместна, она говорит о неопытности. Отрадно, что мы получили немало и таких писем, в которых проблема рассмотрена с самых разных сторон. Ответ победителя в одном из них. О каких же перебоях идет речь? Поясним на примерах. Предположим, стала капризничать свеча третьего цилиндра вместо ровного ритма работы исправного мотора «1-3-4-2» слышится какой-то рваный «1-...-4 -2-1-3-4-2». Перебои хаотические. Когда же свеча совсем откажет, мотор начинает четко троить: «1-...-4-2-1-..М-2-1-...». Мотор нашего героя подергивало хаотично, без системы. В этом случае незачем перебирать все возможные неисправности! Макс начал с замены свечей - их роль велика, а цена не бог весть какая. Не помогло. Заменил крышку распределителя и высоковольтные провода, осмотрел «бегунок»... Безрезультатно. Тогда обратился к низковольтной части - благо ее слабые места хорошо известны. Заменил прерыватель. Кстати, делая это, довольно трудно не заметить люфты в подшипнике многие настаивают на том, что проблема возникла из-за них. 276 За рулем 05/2005Действительно, кому только эти люфты не портили кровь, но в истории с Максом они, похоже, ни при чем. О чем же наш герой забыл? Ахиллесова пята его машины помехоподавительный резистор в распределителе зажигания. Вышедший из строя (когда мотор вообще не работает) обычно выдает себя - потемневший, обуглившийся. Но бывает, что он еще «ограниченно годен к службе» - сопротивление уже выросло настолько, что часть импульсов высокого напряжения до свечей не доходит. Проверить - проще некуда: закоротив проволочкой, заводим мотор. Заработал ровно? Резисторплохой. В конце концов Макс это установил. Ну а что бы он делал, будь резистор исправен? Проверял бы катушку. В порядке и она - пришлось бы повозиться с другими узкими местами системы. Их ив низковольтной части хватает. Окисленные или грязные соединения, надломанные провода и т. п. Ну а зачем было возиться с топливной системой? Тут Макс - не на высоте. Ведь главное, что она должна обеспечить, - правильный состав смеси на всех режимах работы двигателя. Бедная смесь воспламеняется нестабильно - мотор работает неровно. Если очень низок уровеньбензина в поплавковой камере или засорен топливный жиклер главной дозирующей системы, на всех нагрузочных режимах смесь бедная, но все можно легко привести в норму! Хуже, если смесь обедняет посторонний воздух, подметавшийся к ней, например, через неплотности стыков коллектора с головкой блока, через поры в шланге вакуумного усилителя и т. п. Это легко проверить - брызнем на подозрительный стык «пусковым» эфиром. Мотор заработал иначе - есть подсос, надо устранять. Иная картина - если недостаточна подача топлива из бака, когда забит грязью топливный фильтр, слаб напор насоса и т. п. В этих случаях мотор тянет нормально, пока расход топлива в цилиндрах меньше подачи. А придавите газ к полу - начинает дергать. Это оттого, что подача уже не восполняет расхода, уровень в поплавковой камере все ниже, а смесь беднее. Еще немного - и последует провал: мотор заглохнет, машина клюнет носом... Конечно, «общение» с мотором - дело интеллектуальное, но и знатоков, на это способных, немало. Нас порадовали ваши письма ив первую очередь ответ Владимира Логвинова. Высказанные им мысли мы коротко здесь изложили. Поздравляем победителя!V ^ _ Рисунок Сергея СавиловаЗАДАЧА ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТАЯОДНУ МИНУТОЧКУ!Покупая красавицу «пятнашку», Игорь радовался, как малое дитя. Месяцем позже стал замечать недостатки. Самый досадный вялый мотор. Жмешь газ в пол, а машина разгоняется медленно, на затяжные подъемы и на четвертой передаче въезжает с одышкой, а о пятой лучше забыть. В сервисе «утешили»: все параметры впрыска в норме, мотор прекрасный, компрессия отличная - катайся! А вялость - это плата за низкую токсичность дескать, ВАЗ рвется в Европу... Так бы и ездил Игорек, да нашелся на стоянке добрый человек. Надоумил. Дефект, который так долго не могли найти, был устранен в одну минуту!Что вы на это скажете? Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 20 июня 2005 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 или по e-mail:
[email protected]. Тел. (095) 207-79-84. Укажите пол* ностью паспортные данные, контактный телефон, номера ИНН и страхового свидетельства Государственного пенсионного страхования.