216
217
РЕМОНТ И СЕРВИСДИАГНОСТИКА СКАНЕРЫ ДСТ-10 ИМбПОДСКАЗЧИК Подпольный «сервисмен», не знакомый с «языком» современных систем впрыска и не желающий учиться, обречен ограничить перечень своих услуг чисткой карбюратора. Перспектива довольно жалкая - ведь на дорогах все больше машин с инжекторными двигателями. Но таким без сервиса не обойтись, а пообщаться с электронным блоком управления без «шпаргалки» не удастся. Роль доброжелательного подсказчика выполняет сканер. Эти приборы бурно прогрессируют, поспевая за быстрым развитием систем впрыска. Они становятся удобнее, а их возможности все богаче. Первые отечественные были картриджными - у них программное обеспечение сохранялось на съемных носителях информации: для каждого типа контроллера свой картридж. Пример - популярный ДСТ-2.ГеннадийЕмелькинD^в%%\Щ•.^Тшвш_ —•Ш№^||I|Ш0« __ - _ _ !ДСТ-10 внешне похож на давно известный ДСТ-2 этой же фирмы, но отсутствие картриджа сделало его тоньше и легче. Корпус из прочной пластмассы, жидкокристаллический дисплей с подсветкой. Клавиши на привычных местах - управляться с ними одной рукой не сложнее, чем мобильником.Бескартриджный F-16 - новейший сканер ростовской фирмы АСЕ. Корпус пластмассовый, дисплей тоже жидкокристаллический с подсветкой. Управляющих кнопок у него меньше, чем у самарского, но для работы этим сканером нужны обе руки. Впрочем, это принято в изделиях большинства зарубежных фирм.Для связи с новым контроллером Bosch М.7.9.7 автомобиля ВАЗ-21104 с двигателем 21124 служит кабель с разъемом OBD. Благодаря ему дополнительный провод для питания сканера от аккумуляторной батареи теперь не нужен - оно берется непосредственно от колодки диагностики. При просмотре некоторых параметров работы двигателя бывает чрезвычайно полезно включить графический режим. На дисплее характер сигнала, поступающего с датчика кислорода. Сканер выполняет функции электронного осциллографа.ДСТ-10 позволяет, в зависимости от выбранной группы, контролировать одновременно шесть-семь параметров. Если нажать клавишу «помощи» - получим расшифровку на русском языке, да вдобавок значение параметра для исправно работающего двигателя.Пример работы ДСТ-10. Проверили расход воздуха двигателем в холодном состоянии после пуска. Видим результат - 11,3 кг/ч. Прибор показывает, каким должен быть расход воздуха на режиме холостого хода в горячем состоянии - 7,5 кг/ч.• Оёщмйп росмотр #1• Ч ИСЛО ОШИБОК и ITMST,°с 21.ее ITMOT,°с 21.ее|TANS,°C UB,B28.5в 12.5е.е1 Ойциипросмотр #1 MSNLLSS,K,/4 11.2 Желаемый рас код воэдука на колостом коду, кг--'ч на к . к . 7 . 5 кг - ' чJFZG.KH/Ч216 За рулем 05/2005 ДИАГНОСТИКА СКАНЕРЫ ДСТ-10 И F-16.DL ISO-9141 ISO-14230 KWP2000Дисплей ростовского сканера F-16. Параметры выведены в две колонки - по три в каждой. Тут все сокращения на русском языке, многие на слуху, в расшифровке не нуждаются. А вот подсказки по желаемым значениям нет - читайте руководство!Я -DLISO-9141 ISO-14230 KWP2000IВЫБЕРИТЕ УСТРОЙСТВОМ | I0 IВЫ РЕЛЕ БЕНЗОНАСОСА рр ЕЛЕ СТАРТЕРА АДСОРБЕР3Оба сканера автоматически опознают тип контроллера на автомобиле. Для этого на ДСТ10 нужно нажать на одну кнопку - и «процесс пошел». Остается только подтвердить правильность выбора, нажав клавишу «ввод». У F-16 свой порядок работы. Так, программные модули по автомобилям ВАЗ разделены на три группы. Первая - Bosch 1.5.4 и его модификации плюс все «Январи», вторая - Bosch MP 7.0 и GM, третья - Bosch М7.9.7. Если диагност не знает, какой контроллер на машине, ему придется сначала «открыть» любую группу и включить режим «автоопределение». Если программный модуль машины не тот (например, это Bosch М7.9.7, а открыта первая группа), на дисплее появится указание о необходимости сменить группу. Опытный диагност обычно распознает модель системы с первой попытки, не теряя времени на лишние операции. Итак, допустим, сканер (любой из двух) определил тип контроллера и установил с ним связь. Диагностику начинаем с проверки ошибок в памяти контроллера. Если они есть, сканер подсчитает их количество, зафиксирует коды неисправностей и расшифрует их. При этом ДСТ-10 выдаст «историю» ошибки с подробным описанием (существенный плюс!). Теперь переходим к режиму «параметры». В современных системах впрыска их очень много. Первый вариант просмотра - «общий список». Здесь несколько десятков параметров, часть из которых порой не имеет отношения к конкретной неисправности. Профессионалы редко прибегают к общему списку. Второй вариант просмотра параметров по группам. Они могут быть двух видов пользовательские и «по умолчанию». (Последние составлены фирмой-производителем сканера.) Если диагноста не устраивает предложенный набор данных в группе, он волен создать собственную группу параметров, исходя из их значимости, чтобы удобнее было искать типичные неисправности, напримерсвязанные с расходом топлива, работой датчика кислорода и т. п. Дисплеи обоих сканеров хороши - даже яркий солнечный свет работе не помеха. У ДСТ-10 размер «картинки» 70x40 мм, у F-16 - 72x25 мм (фото 4-7). Здесь общего списка параметров нет, диагност может выбирать группу из числа пользовательских или «по умолчанию». Но опятьтаки и F-16 позволяет ему создавать собственные пользовательские группы (фото 7). Производители диагностического оборудования постоянно совершенствуют сканеры, обновляют их. Для обновления программы в ДСТ-10 необходимо обратиться к дилеру НПП «НТС». Ростовский F-16 в известном смысле более демократичен - свежую «прошивку» для него можно просто скачать с сайта фирмы АСЕ в интернете. «Кругозор» обоих приборов не ограничивается вазовскими системами впрыска. Помимо их, ДСТ-10 охватывает системы управления ГАЗ, в том числе дизельный ГАЗ-560 (Steyr), ИЖ, УАЗ, ЗАЗ «Дэу Сенс» и «Славута» с блоком «Микас-7.6». Кроме основного назначения - диагностики двигателей, он пригоден для проверки антиблокировочной системы Bosch ABS 5.3 на «Газели», а также системы автоматического управления отопителем и климатической установки ВАЗ-2110. Подобные установки достаточно сложны - правильная их настройка тоже требует современных методов. Ростовский сканер F-16 тоже пригоден для диагностики систем ГАЗ (за исключением ГАЗ-560), ИЖ, ЗАЗ. Кроме того, по плечу ему общение со многими иномарками. Среди них большая группа моделей «Опель», «Мерседес» (до 1994 г. выпуска), «Дэу», «Фольксваген» и «Ауди». Как видим, автомобильная диагностика продолжает развиваться, и кто знает, какие еще новинки нас ждут к моменту выхода этого номера журнала! DРоль сканеров не сводится к анализу информации, поступающей из памяти контроллера. ,Они позволяют проверить работу исполнительных механизмов - регулятора холостого хода, форсунок, клапана адсорбера, вентилятора, электробензонасоса, проконтролировать катушки зажигания или контрольную лампу Check Engine («Проверь двигатель»).Сегодня появились программируемые сканеры - для обновления их программ достаточно обратиться к дилеру, продавшему прибор, либо получить новую версию программы через интернет. Подобные сканеры ДСТ-10 (от НПП «НТС», Самара) и F-16 (фирмы АСЕ, Ростов-на-Дону) представляем на фото 1-3.На правах рекламыСинтетическое масло BIZOI. FORMULA I SAE 0W-40 Синтетическое масло BIZOL PLA TIN SAE 5W-40 Полусинтетическое.наело BIZOL ULTRA SAE5W-40 Полусинтетическое масло BIZOL GOLD SAE IOW-40Немецкое масло Немецкое качество Немецкие стандартыООО Аутлер эксклюзивный поставщик продукции Bi/ol из Германии www.bizol.ru тел.:(095) 786-82-30 Приглашаем к сотрудничеству региональных дилеров За рулем 05/2005 217