|
206
|
207
|
|
МАСТЕРСКАЯ КАЧЕСТВО ДЕТАЛЕЙС МИКРОМЕТРОМ И ОТВЕСОМПокупатель, выбирающий детали со штангелем в руке, прежде вызывал улыбки! Действительно,четыре тысячи, скажи, что запчасти купишь сам, - работа, мол, ерундовая, клапаны притереть... А мы дня за три мотор сделаем со мной и слесарем расплатишься. На круг выйдет тысяч двадцать. Согласен?» Клиент в итоге заплатил 24 тысячи (детали оказались импортные). А через месяц мотор опять затроил. Владелец - к тем же мастерам. Они вновь замерили компрессию, посочувствовали... Ведь принять машину по рекламации (и теперь ремонтировать бесплатно) невозможно: у хозяина только «квиток» на те 4000 руб., а иных бумажек не было! Ничего не оставалось, как оплатить повторный ремонт. Снова сняли головку блока, обнаружили, как в прошлый раз, подгоревший клапан, притерли. А сумма, в которую обошелся двойной ремонт, приблизилась к тысяче «баксов». Но этим дело не кончилось. Вскоре мотор снова троил... Только тут хозяин понял, что этак и разориться недолго! И вот машина у нас. Проверили компрессию. В третьем цилиндре - низкая, всего 8 кгс/см 2 . С добавкой масла резко подскочила - выше 13. Ясно, что-то с поршневой группой. Пришлось вьпаскивать двигатель (это же «Нива»!). Отстыковав головку блока, обнаружили, что три выпускных клапана болтаются во втулках - едва ли в том «сервисе» их заменяли. Но еще показательней вот что. Хотя хонингованная поверхность цилиндров почти не изношена (хозяин использовал хорошее масло), п ор - ^ шень в третьем просто хлюпал! Оказалось, он «просажен» почти на 0,1 мм - с таким никакие кольца долго не прослужат. Видно, в злосчастном сервисе поршни перед установкой не обмеряли. Мотор мы отремонтировали. Цилиндры хонинговать не потребовалось, так что все обошлось хозяину примерно в9 тысяч. Ну а когда ему дали гарантию на три месяца - теперь, мол, в движке ничего не сломается - он, кажется, глазам своим не поверил! У поршней бывают и другие дефекты. Часто несоосны отверстия под палец. Еще в начале 90-х такое нам не снилось. И делали тогда поршни не из «вторалюминия», как некоторые «фирмы» сегодня. Их продукция очень чувствительна к переменным нагрузкам, вибрациям, детонации и служит примерно на 40% меньше доброкачественной. Статистика упрямая вещь! Юбки и перегородки между канавками чаще всего ломаются у «вторичных». О втулках и клапанах уже сказано. Добавлю: при покупке дотошно измеряю все детали до единой: минимум доверия - продукции наших производителей. Зга тема, к сожалению, нескончаема. Вспомните, сколько раз мы вам рассказывали похожие истории. Вот так и хожу в магазин: микрометр в одном кармане, нутромер - в другом, штангель и линейка - в третьем, отвес и «уровень» в четвертом, а в зубах, для сравнения, старая деталь! •редко бывало, чтобы поршень, к примеру, не лез в цилиндр. Сегодня только наивный полагается на совесть поставщиков запчастей, надеясь, что сборка пройдет четко, как автомата Калашникова. Не столь уж сложная деталька - направляющая втулка клапана, но даже у родных вазовских разброс размеров порой невероятный. Да и зарубежные поставщики горазды халтурить: одна втулка проваливается в гнездо, другую не забьешь кувалдой. Еще одно технологическое достижение - клапаны с диаметром стержня, «проваленным» как после пробега в миллион километров или, наоборот, превышающим 8 мм.А натолий ВайсманПри покупке дотошно измеряю все детали до единой: минимум доверия продукции наших производителейПредставляете, какой «Калашников» получается - в каждой паре детали приходится шлифовать, развертывать, подгонять. Где уж тутдобиться высокой производительности труда! А в некоторых «сервисах» с этим полный ажур. Вот рассказ москвича, которого образцово «разводили на деньги» в большом, на 35 постов, и очень красивом сервисе. Начинается он банально: к 60 тысячам двигатель «Нивы» стал расходовать много масла, подтраивать. В сервисе замерили компрессию, вынесли вердикт: все плохо, нужен капремонт. При этих словах мастер, словно змей-искуситель, шепнул на ухо: «Хочешь, чтобы быстро сделали? Заплати в кассуРезультат плохого контакта клапана с седлом - перегрев... и конец! Обмеряя несложные, на первый взгляд, детали, можно столкнуться с загадками. 206 За рулем 05/2005 На правах рекламыБОЕВЫЕ КАЧЕСТВА «ЧЕМПИОНОВ»«Трек-Чемпион» — одни из немногих шаровых опор, которые ставят на автомобили многие российские спортсмены-гонщики. Конечно, речь прежде всего об отечественных машинах, участвующих в ралли-рейдах и других нелегких дорожных испытаниях. Но главная особенность шаровых опор «Чемпион» состоит в том, что они соответствуют высоким требованиям прочности и надежности, предъявляемым к специально подготовленным спортивным автомобилям, и устанавливаются без каких-либо доработок и переделок. Секрет «трековских» деталей прост. Они разрабатывались и изготавливаются в расчете на самые сложные условия эксплуатации. Поэтому по безопасности и надежности значительно превышают требования сборочных конвейеров. Ведь на российских просторах экстремальных участков хватает. Впрочем, наши водители знают об этом не понаслышке. • Резонно спросить, всем ли нужен избыточный запас прочности? Каждый отвечает на этот вопрос исходя из собственного опыта. Но вот случись что-то в пути, наверное, будет кусать локти и сокрушаться, что переоценил собственные силы и силы собственного авто. Для автомобилиста важнее всего личная безопасность и безопасность его близких. Поэтому нужно сделать все, чтобы машина выдержала испытания трудными российскими дорогами. В борьбе с бездорожьем детали подвески ив первую очередь шаровые опоры принимают на себя первый удар. Вот почему силы конструкторов ПО «Трек» направлены на создание надежных шаровых для отечественных автомобилей. Результатом такой"Чемпион'Палец (холод, высадка, мех. обработка 10 класс чистоты)Полимерный пыльник Стопорное кольцоВкладыш из материала фирмы DuPontЦельнокованый корпуспланомерной кропотливой работы и стало появление шарнира «вазовской» передней подвески принципиально нового типа, который и назвали «Чемпион». «Чемпион» получился, как модно сейчас говорить, «накачанным» прежде всего в результате особенности конструкции. Цельнометаллический корпус исключает возможность выбивания нижней части в отличие от изделий с закатным «дном». Верхнее запорное кольцо овальной формы "вживляется" в корпус методом пластической деформации. Это и определяет высокие значения усилия вырыва пальца. Сравните показатели «Чемпиона» с требованиями стандарта для таких деталей (табл. I), и станет ясно, что "чемпионские" вдвое перекрывают стандартные параметры. Фактически это означает, что «трековские» шаровые безопасны и имеют более чем солидный запас прочности. К тому же заложенная в шарниры специальная смазка гарантирует безупречную работу узла в течение всего срока службы. Ещё одна конструктивная особенность специальной формы уплотнительная прокладка, компенсирующая зазор в шарнире на протяжении всего срока эксплуатации. Суммарный осевой зазор прошедших ресурсные испытания деталей под нагрузкой ±100 кГс достигает всего 0,15 мм, тогда как по инструкциям ВАЗа он допускается в размере 0,7 мм. На практике это означает, что "Чемпионы" проходят без замены 60 тысяч и более километров. Чтобы исключить внешние факторы, влияющие на работоспособность шарнира, такие как вода, соль, абразивные частицы,надежно защитили подвижную часть «Чемпиона» оригинальным чехлом. Пружинное кольцо нижнего уплотнения чехла обеспечивает полную герметичность в соединении с корпусом шарнира, а полимерное — в верхнем и полностью изолирует от внешнего воздействия соединение с шаровым пальцем. Особую роль играет материал самого защитного чехла, разработанный при участии известного западного химического концерна Bayer. Полиуретан, идущий на изготовление «чемпионских» пыльников, в среднем в2 раза прочнее и эластичнее резины, используемой на других шарнирах (см. табл. 2 и 3), и, что особенно важно для наших суровых зим, он более морозоустойчив (табл.4). Что касается цельнометаллического корпуса шарнира, то он также надежно защищен от коррозии и механических повреждений ударопрочным покрытием, полученным в результате новейшей технологии химического оксидирования. Высокие технические характеристики «Чемпионов» сделали их популярными у автолюбителей и профессионалов. Многие автогонщики, выступающие в такой трудной дисциплине, как ралли-рейды, ставят «трековские» «Чемпионы» взамен штатных еще до первого старта. Понятно, что, стремясь добиться наивысших спортивных результатов, они используют только испытанные, зарекомендовавшие себя детали. Победы в спорте и безопасность на трудных дорогах — вот девиз деталей, носящих и оправдавших имя «Чемпион»!Виктор Казанцев, инженерО- Шаровые опоры .Чемпион» значительно перекрывают требования ГОСТа по усилию вырыва пальца из корпуса Нормативное требование по усилию вырыва, не пена» Ш Чечпион© -Морозостойкость защитного чехла .Чемпиона» ниже отметки -60 °С Нориативное требован»» £ Резана Щ Полиуретан © - Защитный чехол .Чемпиона» вдвое эластичнее и прочнее обычного резинового, соответственно, и сроки эксплуатации выше. Резана Ш Полиуретан О -В процессе эксплуатации износ трущихся деталей .Чемпиона» остается минимальным Технические требования к шаровый anopau для автоиобнпвн ВАЗ Ш Осевое перемещение