172
174
176
177
ВТОРЫЕ РУКИГКОВЫЕ полнопривддникиеза» и «Легаси»|^ЦС РОДОСЛОВНОЙ РАЛЛИСТААнатолий СуховЕще четверть века назад легковые автомобили с четырьмя ведущими колесами были в диковинку. Первая «Субару-Леоне» с подключаемым задним мостом появилась в 1972 году, а знакомством с постоянным полным приводом европейцы обязаны «Ауди-80» - отпрыску весьма удачной раллийной машины. В 90-х годах схема 4x4 перестала быть атрибутом автомобилей «для горячих парней» - ее стали использовать ив представительских седанах, и в семейных универсалах. Лидерами по числу полноприводных моделей остались первопроходцы - «Субару» и «Ауди», но подтянулись и конкуренты. Сегодня полный привод - во многом имиджевая опция, особенно для европейцев с их вылизанными автобанами. Впрочем, четыре ведущих колеса здорово помогают на скользком покрытии. Рядовой водитель, скорее всего, просто не дойдет до опасной черты, да и современная электроника тут как тут. 172 За рулем 05/2005Разговоры о повышенных расходе топлива и износе полноприводной трансмиссии верны лишь отчасти. Расход заметно возрастает лишь с включенными блокировками дифференциалов; на современном легковом автомобиле водитель ими не управляет, поэтому задействованы они лишь в момент проскальзывания колес. Нагрузки же на полноприводную трансмиссию даже ниже, чем на моноприводную, ведь они распределяются по двум осям. Другое дело, что число деталей больше, а стоимость их существенно выше. Неоригинальных запчастей порой просто нет, поэтому лучше потратить время и деньги на выбор надежного автомобиля. Вторая аксиома - не покупайте редкую модель, не продававшуюся в России. Не исключено, что сложности возникнут уже при первом ТО: сколько и какого масла заливать в агрегаты, могут не знать даже в фирменном техцентре, машина-то не для нашего рьшка.ПОЛУПУСТОЙ ИЛИ НАПОЛОВИНУполный?Термином «постоянный полный привод» щеголяют многие производители, только подразумевают под ним различные конструкции (в том числе и автоматически подключаемый привод), отсюда и разное поведение автомобилей, и разная их цена. Еще недавно среди автомобилей российского рьшка настоящий постоянный полный привод имели лишь «Ауди», «Субару» и «Мицубиси»: первая использовала самоблокирующийся межосевой дифференциал «Торсен» (кроме моделей A3, S3 и ТТ), вторая - в «Импрезе», «Легаси» и «Форестере» с механической КП - вискомуфту, включенную параллельно дифференциалу (при этом момент распределяется по осям поровну) или - с «автоматом» - электронно-управляемое многодисковое сцепление, плавно распределяющее момент от 90/10 до 50/50 (в движении около 65/35). У «Мицубиси-Лан- ВТОРЫЕ РУКИЛЕГКОВЫЕ ПОЛНОПРИВОДНИКИсер» блокировкой дифференциала тоже управляет вискомуфта. С выходом «Пассата В5», перенявшего схему трансмиссии «Ауди», в ряды «правильных» полноприводников вступил и «Фольксваген». Поведение этих машин полностью предсказуемо, да и внедорожные качества для легковых - выдающиеся. К тому же постоянный полный привод работает и при движении задним ходом, что не всегда справедливо для подключаемого. Среди схем подключаемого привода (когда при движении без пробуксовки на вторую ось передается менее 10% момента) наихудший вариант - вискомуфта вместо (подчеркнем!) межосевого дифференциала. Раньше такую конструкцию, в частности, использовали «Фольксваген» и «Вольво», а сейчас применяет «Сузуки». Ее недостаток - в замедленном действии. При пробуксовке нередко возникает снос передней оси, который, после подключе«Шкода-Октавия» за 15 тыс. долларов - почти новая. Ее редко покупали «гонщики» - скорее, степенные люди, желающие иметь запас по безопасности на скользкой дороге и по проходимости на снегу. Основная часть предложений - машины с пробегом по России. До рестайлинга 2000 года бамперы имели неокрашенную юбку, после их стали окрашивать целиком, но покрытие легко шелушится от деформации. Да и менять бампер придется целиком. Показатель качества обслуживания - пороги. Если автомобиль поднимали не за штатные места, их отбортовка обязательно окажется смятой (на фото справа). Не поленитесь снять защиту и осмотреть алюминиевый поддон двигателя - даже от легких ударов он может дать трещину. После покупки обязательно поменяйте ремень ГРМ и алюминиевые уплотнения тормозных магистралей - они не отличаются долговечностью.«Фольксваген-Пассат» из Европы сегодня стоит примерно столько же, сколько российский. Машины до 1999 года (с зеленой подсветкой приборов) смотрите особенно внимательно - они страдали множеством детских болезней. Жесткий звук работы бензинового двигателя - опасный симптом: возможно, водитель не уследил за уровнем масла. На 1,8Т обязательно проверьте давление наддува (в фирменном сервисе). Выбирая автомобиль с мотором VR5 (индекс AGZ), будьте особенно внимательны - он очень дорог в ремонте. Из дизельных порекомендуем 1,9 л, 110 л.с. (индекс AFN), весьма неприхотливый и дешевый в обслуживании. Здесь самая дорогая деталь - ТНВД с электронным управлением, ему максимум внимания.ния заднего моста, сменяется заносом. Для повышения быстродействия вискомуфты делают разные передаточные числа в мостах, чтобы на заднюю ось в движении передавалось около 5% момента (так муфта все время находится «на грани» включения). Сегодня «Вольво», «Ауди» (на моделях A3, S3 и ТТ), «Фольксваген» (на модели «Гольф»), «Шкода» используют более «живую» муфту «Хадцеко> с электронным управлением. В сочетании с системой стабилизации для среднего водителя - вполне достаточно. «Мерседес» предложил свою схему со свободными дифференциалами (4Matic), где электроника просто подтормаживала буксующие колеса. Отказ от блокировок оказался не лучшим решением - при быстрой езде тормоза нередко перегреваются, да и недешевые диски становятся расходным материалом. ПО ЦЕНЕ «НИВЫ» В России многие используют легковые полноприводники вместо вседорожни- IШЛАНГИТОРМОЗНЫЕ ТРАНСМАСТЕРТормозные шланги ТРАНСМАСТЕР изготовлены из армированного рукава с двойной оплеткой. способного выдержать давление более 250 атмосфер.Этот рукав изготавливается на сертифицированном no ISO 9001 предприятии, соответствует стандарту SAE J1401 и используется всеми крупнейшими автопроизводителями Европы. Для увеличения долговечности и стойкости к агрессивным средам используются новейшие технологии позволяющие получить высокомолекулярные соединения, создающие эластичный слой, препятствующий старению резины. Анодированные штуцера с медными ниппелями шлангов изготавливаются ьа современном автоматическом оборудовании, их завальцовка производится на автоматической линии. Каждая партия проверяется по расширенной программе испытаний кроме того, проводится 100 е - контроль герметичности рукава, что делает тормозные шланги ТРАНСМАСТЕР абсолютно надежными иЛЕГКОВЫЕ ПОЛНОПРИВОДНИКИ«Легаси Аутбек» вначале предназначался для рынка США, поэтому оттуда их идет немало. При покупке авто в кузове В11 (выпускались до 1998 года включительно) лучше избегать двигателя 2,5 л - он склонен к перегреву и короблению прокладки. Двигатель того же объема в поколении В12 получил усиленный блок цилиндров и избавился от этого недостатка. При покупке «Субару» с «автоматом» не поскупитесь на диагностику трансмиссии - ее ремонт может перевалить за 2000 долл. Часть универсалов «Легаси» оснащали пневмоподвеской с регулировкой клиренса. Водитель нажатием кнопки может приподнять автомобиль на пять сантиметров удобно. Только больше 50-70 тыс. км пневмостойки в России не живут. Восстановлению они не подлежат, поэтому при покупке эта опция - скорее минус, чем плюс. «Субару-Форестер» с «автоматом» везут в основном из США. Особое внимание - двигателю (о моторном масле у американцев свои понятия). Двухлитровый Boxer с турбонаддувом обеспечивает «леснику» разгон до сотни всего за 8,4 с - позавидуют иные «спортсмены». Мотором «битурбо» мощностью 250 л.с. оснащались только «японцы» - они тоже присутствуют на рынке. Основная часть машин с МКП - из России. Благодаря сравнительно короткой базе (2525 мм меньше, чем у «Легаси»), 200-миллиметровому клиренсу, постоянному полному приводу с автоматическими блокировками и пониженному ряду передач (с МКП) это, пожалуй, лучший по проходимости автомобиль в своем классе.• Рабочая температура:--.5 С - 7 0 С. • Коэффициент безопасности: 7:1 • Усиление: переплетенные текстильные прокладки. • Наружный owu:(R, черный, рубчатый бензомаслостойкийиозоностойкий. • Маркировка: непрерывное белое обозначение: TRANSMA5TERDOT1/S HLSAEJ1401. •Дополнительно белая полоса.tков - на дачу, на охоту, на рыбалку. Поэтому вместительные универсалы здесь в чести. Постараемся найти достойный экземпляр не старше семи лет по цене... новой «Шеви-Нивы» или немногим выше - до 15 тысяч долларов. «Мерседесы» и «ауди» сразу выпадают из поля нашего зрения - они заметно дороже, да и предложений на рынке немного. «Вольво-Кросс Кантри» 1998-1999 года также стоит немало около 17 тысяч, к тому же старая схема трансмиссии с вискомуфтой - не лучший выбор. Четырехлетняя «Шкода-Октавия» и семилетний «Фольксваген-Пассат» стоят примерно одинаково ив намеченный нами ценовой диапазон вписываются. Нес- MOLY ликви моли«Мицубиси-Лансер Вэгон» - редкий гость на рынках ив газетных объявлениях. Но очень привлекателен по цене, да ив сервисах его знают. Особое внимание - ремню ГРМ и подвеске.«Пассата», по ряду причин «Октавия» предпочтительней. Во-первых, помоложе - на рынке много машин, до последнего времени обслуживавшихся у официального дилера, тогда как большинство «пассатов» давно перешли «к дяде Васе», который учета не ведет и отметок в сервисной книжке не ставит. Во-вторых, клиренс «Октавии» на пять сантиметров (!) больше, чем у «Пассата» («шкодовский» полноприводник выше обычного универсала на 23 мм). В-третьих, ряд узлов, в основном электрооборудования, у «Шкоды» понадежнее. И, наконец, она заметно дешевле в обслуживании. Полноприводный «Мицубиси-Лансер» россияне распробовали сравнительно недавно, поэтому предложений на рынке не так уж много. Но при постоянном полном приводе цены на универсал даже ниже «шкодовских» - такой стоит поискать! «Лансер», даже со скромным мотором 1,6 л, - довольно шустрый автомобиль: разгон до сотни занимает всего 11,5 с. Хороша и геометрическая проходимость: клиренс - 19 см! Цены на оригинальные запчасти - высокие, но обслуживание заметно дешевле, чем у самых популярных в России легковых полноприводников «Субару». А именно их в основном выбирают те, кто хочет и по шоссе прохватить с ветерком, и по чащобе полазить. Особой любовью пользуются «Легаси Аутбек» и «Форестер». И дело даже не в приводе и не в 20сантиметровом клиренсе. Универсалы, оснащенные механической КП, имеют пониженный (1,45) ряд передач, позволяющий таскать тяжелый прицеп и уверенно ползти по грязи или глубокому снегу. Мощности оппозитным моторам не занимать, поэтому за 8-10 с до сотни разгоняются даже тяжелые универсалы, а их «максималка» достигает 200 км/ч. Благодаря же низкому центру тяжести за счет «плоского» мотора и симметричной схеме трансмиссии у них немного реальных соперников и по части управляемости на скользкой дороге. Но, несмотря на высокую надежность этих машин, в целости и сохранности на вторичный рынок попадают немногие. Ремонт же здесь самый дорогой. Да что ремонт! Даже свечи самому не поменять - к умелым рукам нужен хитрый ключ с двумя карданами. Перед покупкой любого полноприводника поездка в фирменный техцентр крайне желательна. Помимо диагностики электронных систем, нужно обязательно проверить углы установки всех колес (если они ушли, не исключено, что придется проверять и геометрию кузова), уровень и состояние масла в агрегатах трансмиссии, приводы, работу трансмиссии на ходу. При первом осмотре стоит обратить пристальное внимание на шины: они должны быть одинакового размера и степени износа, иначе есть шанс, что дифференциалы здесь долго не протянут. ПСРЕДНИЕ ЦЕНЫ НА ПОЛНОПРИВОДНЫЕ rnriDcrvjuiM о imАвтомобиль (год выпуска) «Фольксваген-Пассат» (1998) «Шкода-Октавия» (2001) «Мицубиси-Лансер» (2000) «Субару-Легаси Аутбек» (1998) «Субару-Форестер» (1998) Объем двигателя* (тип КП**) Б 2,0 л (М) Б 1,8 л турбо(М) Д1,9л(М) Б 1,6 л (М) Б 2.0 л (М) Б 2,2 л (А) Цена, долл.Speed Тес - Формула скоростиI Эффективная присадка, призванная совершить прорыв среди присадок • топливо. При добавке • бензин за счет более быстрого и полного сгорания серьезно улучшается разгон автомобиля, растет КПД моторе, уменьшается расход бензина и, следовательно, количество вредных выбросов. Speed Tech не поднимает ;-становое число бензина, он химически модифицирует топливо, позволяв добиваться качественно иной отдачи от моторе. Такой «химический» тюнинг автомобиля эквивалентен увеличению рабочего объема двигателя, то есть серьезной и дорогой роботе с мотором. Speed Тес Формула скорости} - присадка, превращающая любой бензин в особенное топливо. Модифицированный присадкой бензин может применяться в любых автомобилях и мотоциклах. Выпущенной по новой технологии добавка для увеличения октанового числа бензина позволит решить проблему некачественного топлива. Отныне каждый автовладелец сможет довести бензин до европейских стандартов. Присадка поднимает октановое число бензина но величину от 2 до 5 единиц, в зависимости от исходного качества, борется со смолистыми составляющими б — нагары. Вы можете сделать из А-92 А-95, просто добавив в бензин баночку Octane Plus. Поэтому каждый автовладелец должен иметь в бардачке баночку присадки на случай заправки некачественным топливом.^ -— *л ш; Я LOctane Plus - рецепт приготовления «Евробензина»14 500СДЕЛАНО JВ ГЕРМАНИИ ЖА15 500 14 500 12 500 11000 13 00012 500 Б 2,0 л (М) 14000 Б 2,0 л (А) * 6 - бензиновый, Д - дизельный. "А - автоматическая, М - механическая.HBTQFMTET В ПВТОИИМИИ Телефон (095) 786-2080 www.LiquiMoly.ru