154
155
156
ГРУЗОВИКИMERCEDES-BENZ ACTROS, ATEGO, AXORТРИПТИХН иколайМордовцев . Ф ото : Алекса ндр КульневСолидный перевозчик обычно покупает грузовик под конкретную работу и учитывает малейшие нюансы эксплуатации. Производитель же, чтобы не потерять клиента, создает широкую гамму соответствующих моделей. Один из примеров - «Мерседес» с его «Актросом», «Аксором» и «Атего».ТРИ МУШКЕТЕРА «Мерседес» одним из первых в Европе стал давать грузовикам собственные имена. Конечно, цифровые индексы остаются, но на слуху - звучные фонетические сочетания. Не менее причудливо комбинируются узлы и агрегаты у «Атего», «Аксора» и «Актроса». Самый маленький «Атего» начали выпускать в 1998 году двумя сериями. Легкую 4x2 массой от 6,5 до 10 тонн по многим агрегатам унифицировали с городским грузовиком «Варио». Тяжелую 6x2 полной массой 15 тонн (26 для автопоезда) справедливее было бы причислить к «Актросу». Кажется, что еще нужно - есть амбициозный «Актрос» и «бюджетный» «Ате-го» тяжелой серии. Однако в 2001 году появился «Аксор», соединивший в себе черты обеих моделей. От «Атего» ему досталась кабина, а от «Актроса» - рама и мосты. Тогда это были седельные тягачи с колесной формулой 4x2 и полной массой 18 тонн. Теперь прибавились шасси 4x4,6x2 и 6x4 с полной массой одиночного грузовика до 26 тонн, создавшие, казалось бы, конкуренцию своему же «Актросу». Однако немцев это не пугает - машины выступают в разных ценовых категориях. Если принять цену 18-тонного «Актроса» в Германии за 100%, то такой же «Аксор» на 9-11% дешевле, а 15-тонный «Атего» дешевле уже на четверть. В ОДИН РЯД V-образных моторов «Актроса» мелюзге не досталось, только рядные «четверки» и «шестерки». Старые - ОМ904 и 906, их вьшускают с 1998 года и совсем новые моторы - четырех- и шестицилиндровые OM924 и ОМ926. Это глубоко модернизированная серия 900. В трансмиссии «Атего» главные изменения коснулись коробок передач. С «четверками» работают шестиступенча-гые, с «шестерками» агрегатируют проверенные временем 12-ступенчатые КП. Есть и 9-ступенчатая, новая разработка немцев. В ней основная коробка с четырьмя передачами дополнена плане-Р тарным демультипликатором и «черепахой». Интересно управление - система геадроцилиндров и пневмоусилитель. Такие же коробка и механизм переключения пришлись впору «Аксору» с двигателем ОМ926. Его 12-литровым «автобусным» двигателям досталась 16ступенчатая «актросовская». Управление тоже флагманское - гидропневматическое или полуавтоматическое электронное «Теллиджент». БЕЗ ЗАНОСА И ОТКАТА Немцы еще в начале 80-х внедрили компьютерное проектирование, и достоверный расчет в сочетании с высокопрочной сталью дал легкую раму-лестницу с отличной изгибной и крутильной жесткостью. К примеру, у легкого «Атего» лонжероны составные. Впереди они Z-образные, а за кабиной переходят в обычные швеллеры. Сделано это для улучшения обдува радиатора и снижения пола кабины. Теперь до него всего 818 мм и хватает одной ступеньки. Кроме того, двигатель смещен назад и спрятан под невысоким кожухом, что тоже добавило кабине пространства и комфорта.154За рулем 05/2005 Подвеска строительных «аксоров» и тяжелых «атего» - на параболических рессорах, а сзади еще ис подрессорниками. В угоду управляемости задние ^ концы рессор - на серьгах с сайлентблоками. На магистральных грузовиках сзади чаще встречается пневматическая, электронно-управляемая, но есть модификации и полностью «на воздухе». Кроме высокой плавности хода, она дает возможность опустить раму на 90 мм или поднять на 200. Удобно поднырнуть под сменный полуприцеп или кузов, пристроиться к погрузочной рампе. У «Атего» и «Аксора» тормоза дисковые вентилируемые для всех осей, с ABS. Давление в пневмоприводе повышено с 7,5 до 10 бар. Предусмотрена возможность интеграции с электронной системой управления автомобилем «Теллиджент». Тогда рабочим тормозам помогает трансмиссионный ретардер с измененным алгоритмом включения - сначала срабатывают колесные тормоза и только потом замедлитель. Обычно делали наоборот, и на скользкой дороге, случалось, тягач заносило. Электроника управляет и противооткатной системой. На подъеме или спуске после остановки грузовик удержится и при отпущенных тормозах, но достаточно чуть нажать на любую педаль, как он растормозится. Интересно, что и барабанные тормоза в отставку не уходят. Им нашлось ме-У городского грузовика панель без выступающей средней части - можно заказать сиденье для второго пассажира.Повышения мощности моторов ОМ924 и ОМ926 достигли не только за счет подросшего рабочего объема, но и установкой турбокомпрессора с изменяемой геометрией направляющего аппарата, распредвала и форсунок с шестисопловыми распылителями. Новая «четверка» легче старой «шестерки» на 100 кг при сопоставимой мощности.За рулем 05/2005 155 ГРУЗОВИКИMERCEDES Dgg ^ C TROS , ATEGO, AXORУ дальнобойного «Аксора» панель больше схожа с «Актросом», а исполнение «Комфорт» для самой большой кабины позволяет разместить все необходимое в дальней поездке.На «Аксор» начали ставить 12-литровый шестицилиндровый OM457 мощностью от 354 до 428 л. с. Раньше он встречался в основном на автобусах, а теперь ему придется таскать автопоезда полной массой в 40 т.сто на самосвалах полной массой свыше 12 тонн и полноприводниках. Они лучше приспособлены к грязной работе. Размеры, оснащение и комфорт кабины зависят от назначения машины. Предлагают четыре варианта: первый - стандарт - «S», второй - та же кабина, но удлиненная на 180 мм, третий - длинная с одноэтажной спальней - «L» и четвертый длинная с высокой крышей (высота внутри 1910 мм) и двумя спальными полками. В трех вариантах исполнения панель приборов и отделка кабины одинаковы. Машины загружены балластом, и мотор с нешуточным усилием штурмует тягуны узеньких дорог, соединяющих провинциальные городки Германии. На автобанах стрелка быстро упирается в пре156 За рулем 05/2005дельные 89—90 км/ч, но шумов в кабине немного и разговаривать с инструктором можно не надрываясь. Успеть поездить на всех модификациях «Атего» и «Аксора» сложно - так их много. Но управление ими одинаковолегкое и неутомительное, язык не поворачивается назвать подобное удовольствие «работой». Конечно, это первое знакомство, а в полной мере оценить их достоинства удастся позже, когда новые «мерседесы» попадут в Россию.МодельЧисло цилиндров 44666Диаметр цилиндрах «од поршня, мм 102x130 108x136 102x130 108x136 128x155Рабочий объем, л 4,25 4,8 6,37 7.2 11,97Мощность, л. с при об/мин 122-177 при 2200 218 при 2200 231-279 при 2200 326 при 2200 354-428 при 1900Макс, крутящий при об/мин 470-675 при 1200-1600 810 при 1200-1600 810-1100 при 1200-1600 1300 при '1200-1600 1850-2100 при 1100ОМ904 ОМ924 ОМ906 ОМ926 ОМ457