134
135
136
137
138
ЭКОНОМИКАКИТАЙСКИЙ АВТОПРОМВТОРАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯИгорь Моржаретто. Фото: Александр Батыру ет двадцать назад Китай был страной велосипедистов: в одной только столице их насчитывалось больше, чем взрослых жителей. И сегодня двухколесных транспортных средств в стране немало, в городах для них выделяют специальные полосы движения, но это уже элемент национального колорита, не более. В Китае, как и во всем мире, теперь правят бал автомобили. Хотя по количеству их на душу населения страна занимает лишь 109-е место в мире (10 машин на 1000 человек), в столице же с 15-миллионным населением их 3 миллиона. Автомобилизация ПоднеЛ9 млрд. инвестируют в ближайшие годы. Сегодня в Китае собирают чуть ли не все мировые марки - от народного «Фольксвагена» до элитного «Лексуса». При этом импорт ДОГНАТЬ И ПЕРЕГНАТЬ новых автомобилей строго ЯПОНИЮ! Как же удалось такое невиквотируется - 30 тысяч в год, а данное экономическое чудо? пошлины до сих пор высокие Помог китайцам свой, особый (в конце 90-х 200%, сейчас путь - так называемого госу80-100%). Новые предпридарственного капитализма. ятия на первые 3-5 лет освоЛет десять назад они приглабождаются от уплаты многих сили генералов мирового ав- налогов, рабочая сила в Китае топрома и предложили им на баснословно дешева, так что самых льготных условиях созпроизводство в КНР чрезвыдавать СП по сборке в Китае чайно выгодно. По китайским своих известных марок. «Впеданным, у «Фольксвагена», наред, - призывали иностранпример, рентабельность здесь ных автопроизводителей, - 15% (в среднем у него - 2%), а перед вами - необъятный иу «Джи-Эм» - и вовсе 19%... абсолютно неудовлетворенНе удивительно, что автопроизводства растут как грибы: ный рынок страны!» сборкой машин занято сегодЗаманчивое предложение быстро восприняли - за пять ня около 120 предприятий, не лет, 1999-2004 гг., в местный считая еще тех двух с половиавтопром было вложено свыной тысяч, что работают для ше 20 млрд. долларов! EiML". них, поставляя комплектую4бесной идет стремительно: 20 лет назад здесь выпустили 85 тысяч автомобилей, в 2004-м - 5,2 миллиона!щие и материалы. На китайском рынке сегодня продают в общей сложности 500 с лишним моделей 80 марок! По данным ведущего специалиста Центра изучения проблем развития при Госсовете КНР Лю Шицзиня, объем ВВП Китая за последние 10 лет ежегодно увеличивался в среднем на 9%, а годовой прирост в автопроме превышал 15%! Если такие темпы сохранятся, то к 2006 году Китай по выпуску автомобилей выйдет на третье место в мире - после Японии и США. А эксперты ООН идут дальше, прогнозируя, что к 2010 году автопром Китая выйдет на второе место. Гуд бай, Япония! * Беда пришла, откуда не ждали. Местный рынок в стране с населением в 1,3 млрд. человек считали необъятным и потому готовы были наращивать выпуск тех же автомобилей практически до бесконеч-134За рулем 05/2005 Iл• /\ -M: _ jtf' I КИТАЙСКИЙ АВТОПРОМ 'шт«Iности. Оказалось, это далеко не так. В мае прошлого года китайский автопром впервые столкнулся с проблемой затоваривания: на стоянках одной только 1-й автомобильной корпорации FAW (она крупнейшая в стране) скопилось до 100 тыс. непроданных машин. Специалисты бросились считать и выяснили, что более 5 млн. автомобилей (примерно 1 млн. грузовых и4 млн. легковых) местный рынок переварить не в состоянии у большинства населения слишком низкие доходы. Между тем даже на существующих мощностях можно производить куда больше! Выход напрашивался сам собой: экспорт! «К 2010 году экспортные продажи китайской автостроительной отрасли должны вырасти в 20 раз и достигнуть 100 млрд. долларов», - заявил недавно замминистра торговли Китая Вэя Цзяньго. Правда, есть здесь одна загвоздка:большинство СП связаны соглашениями, обязывающими их работать только на внутренний рынок. Но в стране немало ггредприятий, свободных от таких обязательств. Сейчас их доля в общих объемах производства - 30%, но уже к 2010 году она, по прогнозам, может достичь 50%. Мы побывали на одном из таких - автомобильном заводе компании ZXAuto, расположенном в «небольшом» городе Баодин (население свыше 6 млн. человек!) провинции Хэбэй. Эта компания первой представила свои автомобили марки «Адмирал» на российском рынке. Завод был основан еще в 1949 году и специализировался на ремонте армейской техники. Сегодня все корпуса здесь новые. С 1989 года предприятие перешло на выпуск «мирных» пикапов и вседорожников, занимая ныне в этом секторе второе место встране. Оно целиком частное: 33% акций у тайваньской инвестиционной компании, 50% - у руководителей завода и 17% - у работников предприятия. На конвейере - девять моделей. Их продают и за рубежом - на Среднем Востоке, в Африке, Латинской Америке, а теперь ив России. - Все наши модели - собственной разработки, - рассказывает генеральный директор компании Чен Женьхуа. Правда, рамы созданы при помощи специалистов из корейской КИА, двигатели лицензионные («Тойота», «Мицубиси», «Исудзу»), коробки передач тоже («Айсин»). Пикапы и вседорожники по своей конструкции и дизайну очень напоминают модели японских компаний, но, будем считать, это следствие того, что инженерная мысль развивается в одном направлении. Да и вообще, если модель хотя бы по каким-то параметрам в наши дни похожа на японскую - это можно воспринимать как комплимент... «Черный май» заставил задуматься и руководителей ZXAuto. Тогда-то они (первыми в Китае!) с надеждой посмотрели на Север, в сторону России. Как выяснилось, их машины хотя и отличались надежностью, не проходили по целому ряду наших стандартов, да и качеством отделки грешили. - За несколько месяцев мы с помощью нашего российского партнера - компании «Пекинский джип» устранили все недостатки, изменили конструкцию тормозов и фар, сертифицировали автомобили по вашим требованиям, - объясняет Чен Женьхуа. - А теперь еще разработали новую, современную модель вседорожника и надеемся в ближайшее время показать ее в России. Кстати, к ней уже проявили интерес ваши предприятия, иЗа рулем 05/2005 135 . *-*tJ7W-— "ЭКОНОМИКА i КИТАЙСКИЙ АВТОПГПикапы - это «рабочие лошадки», автомобиль фермере мелкого предпринимателя, поэтому цвет их в основном белый, непритязательный.На конвейере завода компании ZXAuto: двигатель и коробка передач японские, рама - корейская, а вот общая конструкция и рабочие руки свои, китайские.с двумя из них мы даже подписали соглашения о намерении начать сборку у вас в стране. При том, что и сегодня китайские автомобили недороги (те же пикапы продают у нас по цене от 13 тыс. долл.), их базовая цена с российской сборкой, по самым осторожным подсчетам, может упасть до 10-11 тыс. за машину!БОРОТЬСЯ ИЛИ ПРИСПОСАБЛИВАТЬСЯ? Года полтора назад на конференции «Автомобильная промышленность России» руководители АВТОВАЗа предупреждали о скором перенасыщении китайского рынка, когда армада китайских машин хлынет в другие страны, в том числе ив Россию. Говорилосьи о том, что это грозит нам «второй российской автомобильной революцией», подобной той, что в начале 90-х наводнила рынок подержанными иномарками. Подчеркивали: новые китайские автомобили, приемлемые по качеству, недорогие (они значительно дешевле японских, корейских и даже некоторых наших!), способны угрожать российскому автопрому. И сегодня на наш рынок уже готовы выйти несколько крупных китайских производителей... Бороться с дешевыми китайскими машинами по традиции предлагают одним способом. В свете «китайской угрозы» президент ассоциации «Автопроизводители России»На правах рекламыБЛАГОДАРНОСТЬ•КОНКУРС -ЛЮБИМЫЙ АВТО- БРЕНДвсем автомобилистам, сделавшим выбор в пользу автокосметики "Тертл Вакс"! Именно ваша преданность марке принесла нам победу в конкурсах "Любимый авто-бренд" 2004 и "Доверие потребителей" 2004. Победа сразу в двух независимых всероссийских опросах - знак безусловного лидерства на рынке. И мы хотим разделить эти награды » с с вами. Мы всегда рядом и готовы помочь: ДИПЛОМДипломНаграждается КОМПАНИЯ 'TURTLE WAX" победитель в номинации "ABTOKOCMETMKAVss-v8 800 200-05-15Журнал "За рулем" награждает компаниюГорячая линия "Красота автомобиля" (звонок по России бесплатный)КРАСОТА АВТОМОБИЛЯ ПОД ЗАЩИТОЙза первое место среди фирм производителей автохимии . и по итогам Грам-при "За рулем* №1* рие пв номинации Доверие потребителей'•урчала "За рулам'TURTLE WAXBITurtleWax1ШЭксклюзивный дистрибьютор Zoom Energy Corp. тел.: (095) 688 3001; www.zoom.ru 136 За рулем 05/2005 ^eceftUee об&&/сие ссг/сFordFiesta от ф 11 900Яркий, современный дизайн Возможность выбора между 3- и 5-дверным кузовом, механической и роботизированной коробкой передачFordFusion от $ 13 500Практичность, компактность, высокая посадка и уникальный дизайн-достойный ответ большому породу"i >• -Focus - о т $ 2 94вмесяц , в ключаястраховкуг • Лидер продаж иномарок в России Купите fbrrJFocus сейч; м | гакеп опций стоимостью мо ^ р 650 в подMaverick i $ 30. Самый просторный cj ^ | мощные двигателш• • 1Могideo - от $ 3 61в месяц, включая страховку • Идеальное сочетание комфорта мощности и надежности Великолепная управляем* и абсолютная безопасность /F brdExpkxer от $ 4 4520 Независимая задняя подвеска, усовершенствованная система контроля стабилизации движения. 3 ряда сиденийFbrdExpedition ОТ $ 6 1440 Самый безопасный из внедорожников, получивший в Америке двойные "5 звезд" за безопасность при столкновенииForcJFocusC-MAX - о т $ 3 23вмесяц , в ключаястраховку Стильный мини-вэн. отличается легкостью в управлении и превосходной динамикой Приз "Золотой Клаксон" и премии "Автомобиль года"АВТОПАССАЖО ФИЦИАЛЬНЫЙДИЛЕРПродажа • Сервис • Запчасти Кредит - Лизинг • Trade-in Тест-драйв • Страхование Автосалон в АТЦ "Москва" Каширское шоссе, д. 6 1 , стр. Заford.autopassage.ru Автосалон Варшавское шоссе, д. 138 а Автосалон в ТЦ "МЕГА" МКАД, пересечение с ул. Профсоюзная тел 540 - 1 7 - 7 8тел 363 - 9 5 - 9 5тел 221 - 4 3 - 4 4FordНадежен. Создан для жизниwww.ford.ru Automotive ComponentsДешевые и надежные китайские пикапы экспортируются в десятки стран мира.Мы не копируем, мы делаем лучше!Евгений Левичев предложил повысить ввозные таможенные пошлины на новые иномарки до 35% и более (сейчас 25% - ред.). Если такое предложение все-таки пройдет, иномарки вырастут в цене, возможно, на год-два, пока не будет налажена массовая местная сборка. На фоне подорожания иномарок сразу поднимут цены и российские заводы - до сих пор все порывы государства защитить отечественный автопром только тем и заканчивались. Так что же делать России в такой ситуации? Смириться и ждать, когда волна недорогих «чери» и «ксиали» смоет с лица земли даже воспоминания о ГАЗе? Не будем спешить с прогнозами. Поток дешевых товаров из Китая на самом деле создает определенную угрозу для экономик развитых стран, но там давно поняли, что бороться с этим бесполезно - надо сотрудничать. Против подделок бытовой электроники нашли действенное средство - строить в Китае современные предприятия и размещать там производство этой самой электроники. Сегодня все мировые гранды - от «Моторолы» до «Сони» имеют заводы в КНР; от снижения цены в конечном итоге выиграл потребитель. Так ив автопроме. По некоторым данным, все крупные мировые автопроизводители до 30% своих комплектующих сегодня делают в Китае. Вообще КНР рассматриваюткак самую привлекательную базу для производства автомобилей на экспорт в Юго-Восточную Азию и другие сопредельные страны, а комплектующих - для всего остального мира. Именно так автогранды надеются со временем интегрировать китайский автопром в систему мировой автоиндустрии. В этом процессе могла бы поучаствовать и наша автомобильная промышленность. Увы, большинство наших производителей до сих пор предпочитали не замечать успехи соседей, а теперь призьшают отгородиться от них новой «китайской стеной». Но в начале XXI века сделать это уже невозможно. D Очередной материал о китайском автопроме читайте в следующем номере.СПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙКупили бы вы автомобиль китайского производства?