248
249
250
СПОРТ и тюнингПОЛНОПРИВОДНЫЙ MERCEDES CLЗАБАВЫ ТВОРЦОВАнатолий Сухов. Фото: Константин Якубов и AMGЕсли Творец создал Человека по своему образу и подобию, то не стоит удивляться тому, что желание творить у нас в крови. Даже не творить, а сотворить что-нибудь этакое, невиданное. Любимый объект приложения сил современных homo sapiens, конечно же, автомобиль. Сегодня мы расскажем об уникальном продукте автомобильной селекции - полноприводном «Мерседесе СЬ> с объемным нагнетателем.РУТС ПРОТИВ ЛИСХОЛЬМА Как часто бывает, началось все с «малого»: владелец захотел добавить пару сотен «лошадок» к тем 367, что паслись под капотом его 5,5-литрового «Мерседеса CL» 2000 года выпуска, тюнингованного фирмой AMG. Наддув на эти автомобили в AMG начали устанавливать лишь с 2001 года, поэтому путь доработки был очевиден: оснастить мотор подходящим нагнетателем. Компрессоры для «Мерседеса» предлагают три крупных тюнинговых ателье - AMG, «Климан» и «Лоринзер». Последнее специализируется на спиральных компрессорах (о них поговорим в другой раз), а «Климан» и AMG выпускают агрегаты по схеме Лисхольма. Они по сравнению с известным нашим читателям компрессором «Руте» (ЗР, 1997, № 8, с. 58 и 2001, № 3, с. 43) имеют ряд преимуществ и на «мерседесах» используются чаще. Главный элемент здесь - два винтообразных шнека (фото 1). Благодаря 1 ,*Т*»Компрессор Лисхольма (фирма «Климан») для двигателя «Мерседес». По сравнению с «Рутсом» у него меньше потери на высоких оборотах, но больше цена. Алюминиевые роторы покрыты тефлоном. Довольно объемистый агрегат отлично умещается в развале V-образного двигателя.Компрессор AMG на «Мерседесе CL». Интеркулер с жидкостным охлаждением расположен под компрессором, помпа - с электроприводом. Подключаемая муфта компрессора позволяет задействовать наддув по мере необходимости. Привод доработан - установлены новые шкивы, натяжитель, ремень.Установкой радиатора интеркулера вчетверо большей площади (показан стрелкой) температуру воздуха на впуске удалось снизить на 15°С, и сейчас на всех режимах разница с окружающей средой не превышает 20°С. Благодаря этому улучшилось наполнение цилиндров и снизились тепловые нагрузки на двигатель.внутреннему сжатию («Руте» сжимает воздух снаружи, во впускном трубопроводе) «Лисхольм» позволяет получить большее (примерно в 1,5 раза) давление. К тому же у него выше КПД из-за меньших потерь на высоких оборотах. Выбор пал на «Лисхольм» от AMG (делает его известная японская компания IHI). Максимальное давление для этого двигателя - 0,8 бар, но желающие минимизировать затраты могут ограничиться 0,4-0,5 бар и оставить штатнуюцилиндро-поршневую группу, установив форсунки увеличенной производительности (+30%), дополнительный бензонасос с электронным управлением и управляемый регулятор давления топлива. Понадобится также легкий чиптюнинг и примерно день настроек на стенде или в дорожных условиях. В этом варианте мощность 5,5-литрового мотора поднимается до 562 л. с. В данном случае планку подняли до 0,65 бар, что потребовало установкидругих поршней, доработки форсунок охлаждения их днища, шатунов (фото 4и 5), а также переделки привода навесных агрегатов. Зато оставили стандартные распредвалы и головку цилиндров. ПОДГОНЯЕМ ПО МЕСТУ Наивно полагать, что работа с фирменными запчастями избавляет от мук творчества. Многое приходится подгонять по месту - например, подбирать более компактный узел дроссельной заслонки илиЗа рулем 05/2005 249 СПОРТ и тюнингvvПоршни: справа - атмосферный, слева - «наддувный». При давлении свыше 0,5 бар снижение степени сжатия - непременное условие, иначе прогара поршня не избежать.Слева - штатный шатун, справа - для двигателя с наддувом. Он отличается вкладышем и фасками на головке под «свой» поршень. Шатуны оставили штатные, сняв фаску под поршни.Подрамник, поддон двигателя с редуктором* моста, рулевой механизм - все изменилось. Магистрали гидроусилителя пришлось защитить от нагрева со стороны выпускной системы.Большая часть передней подвески - от «фирматика»: вместо двух нижних рычагов и двух шаровых опор - один рычаг и одна опора. Изменилось и нижнее крепление амортизатора.Из-за того, что изменился наклон амортизатора, под чашку пришлось установить клиновую проставку. Наклон хорошо заметен по разной длине свободной резьбы крепежных болтов.Чтобы сохранить родные тормоза AMG, пришлось к ступице «фирматика» подбирать новые диски. Подошли только составные: диск крепится 12 болтами к центральной части.обрезать датчик массового расхода воздуха. Да и какой смысл заказывать фирменный радиатор интеркулера, если можно подобрать более эффективный (фото 3) из старых запасов. Но это были еще цветочки - ягодки начались потом, когда владелец захотел реализовать всю мощь мотора с момента старта. Противобуксовочная система безжалостно душила «лишних» лошадей, а стоило ее отключить, как колеса начинали эффектно шлифовать асфальт, разгон же оставлял желать лучшего. Полный250 За рулем 05/2005привод мог бы решить проблему, но таких CL не выпускают! А если...ТРАНСПЛАНТАЦИЯ «ФИРМАТИКА»Срастить два разных автомобиля, пусть и одного производителя, оказалось непросто. Под «раздатку» пришлось переваривать пол, переделывать рычаги подвески, даже вытачивать заново венцы ABS (на CL и «фирматике» разное число зубьев), чтобы электроника приняла чужие детали как родные. Инженеры «Аларм Сервиса» (официальногопредставителя BRABUS, Lorinser и Kleeman в России) взяли лучшее от каждого автомобиля, сохранив от CL подвеску Activ Body Control (более продвинутую, чем «фирматиковский» Airmatic) и восьмипоршневые тормозные механизмы AMG. Более подробно о вживлении «инородных тел» - в подписях к фото. Сегодня полноприводный CL, пожалуй, единственный в России. Не заглянув под днище и не поймешь, что за чудо перед тобой. Впрочем, его собирали не для выставок - так, причуда творца! О