172
МАСТЕРСКАЯ ПРОМЫВКА ФОРСУНОКЛЕЧИТЬ ИЛИ ПУСТЬ ЖИВЕТ?М-ыть или не мыть? ключевой вопрос для многих автовладельцев, пересевших своздуха в них и т. п. Бывает, проверяем и фазы газораспределения. Но лишнего не делаем. Только то, что позволяет установить, что врет именно форсунка, а не что-то другое. Начинаем с проверки давления топлива и «баланса» форсунок. Когда форсунка по команде диагностического прибора открывается с определенной частотой, давление топлива в рампе падает за секунду с 2,8 до 2,5-2,6 кгс/см 2 . Если давление меняется мало, форсунка загрязнена. Но бывает, что оно быстро падает даже после команды на закрытие. Значит, форсунка негерметична - такую только менять. Зарубежные фирмы предлагают великолепные промывочные установки, но уж больно дорогие. Мы пользуемся своей, доморощенной. Все просто: емкость с сольвентом, сверху - регулятор давления, к которому при помощи байонета подключаем воздушную магистраль. Снизу - манометр и кран подачи сольвента в систему. Работаем так. В подающую магистраль под давлением поступает сольвент. (Основной насос автомобиля и магистраль «обратки» отключены.) Для полноценной промывки инжекторов ВАЗа достаточно одного литра. Зга жидкость и продукты ее сгорания токсичны, поэтому помещение для таких работ должно быть оборудо-вано мощной вытяжкой - с этим у нас порядок. Альтернатива - открытое пространство за воротами. Перед промывкой устанавливаем «расходные» свечи, которые не жалко будет потом выбросить. Агрессивный сольвент любые убьет - нет смысла испытывать на нем новые! Двигатель должен минут 15 поработать вхолостую, а ведет он себя не как на бензине часто его «колотит» так, что дроссель приходится держать приоткрытым, зафиксировав каким-нибудь упором. Затем минут 30 даем выключенному мотору «киснуть», после чего вновь пускаем, время от времени прогазовывая, чтобы лучше очистились и клапана, и кольца (нередко после этого компрессия по цилиндрам выравнивается). Наконец весь сольвент израсходован. Меняем свечи и масло - сольвент его портит. Как и человек после операции, двигатель, прошедший промывку, не сразу приходит в норму: следы сольвента полностью испарятся не раньше, чем через неделю. Тогда и можно объективно судить о результатах, корректировать токсичность. Каждому клиенту мы это объясняем, иначе не избежать недовольства. Другие технологии? Самая эффективная - ультразвуковая. Но и цена удовольствия впечатляющая. Оправдывает себя применительно к дорогим иномаркам, где один лишь демонтаж форсунок стоит как ремонт мотокарбюраторных машин на впры-сковые. Там было просто: прочистил, продул - поехал. А тут процедура сложная, дорогостоящая. К тому же многие стращают «поXлбочными эффектами лечения»,.^Штя г ^кшкогда вновь приобретенные проблемы куда серьезнее прежних! Смущает и то, что промывка форсунок в сервисных книжках автомобилей ВАЗ даже не упоминается. Неужто в Тольятти к этой проблеме равнодушны? Вот и мечется клиент: на банке промывочной жидкости написано одно, менеджер по продажам говорит другое, а сервис гнет свою линию, явно пытаясь «развести на деньги» очередного простака.1шуйл^клшлилш 'А натолий ВайсманПервый признак необходимости промывки - неустойчивая работа двигателя на холостом ходу, не устраняемая обычными мерами и методами диагностикиЧто же показывает наша практика? Среди автомобилей с пробегом менее 50 тыс. км - не попалось ни одного хотя бы с намеком на то, что форсунки пора мыть. Вот с более потрепанными такое иногда бывает. Первый признак необходимости промывки - неустойчивая работа двигателя на холостом ходу, не устраняемая обычными мерами и методами диагностики, проверкой всех датчиков, регуляторов, компонентов системы зажигания. Не забудем о компрессии в цилиндрах, возможном подсосеНаша промывочная установка недорога, проста, надежна.ра «Самары». А с рекламируемыми «простыми» технологиями лучше не связывайтесь. Конечно, это привлекает: купил волшебное средство, плеснул в бак, завел мотор, поехал! Но далеко ли? Грязь, смытая со стенок бака, магистралей и т. п., отправится прямиком в форсунки, забьет их фильтрующие сеточки - и конец. Но их заменой дело не кончится. Добавится к ней еще одна головная боль - разборка всей топливной системы, очистка каждого элемента от бака до рампы... Разорительное дело! •172За рулем 06/2005