РЕМОНТ И СЕРВИСАВТОЭЛЕКТРИКПРАВИЛО «НОМЕР РАЗ»Геннадий НепряжинВпервые столкнувшись с ремонтом даже несложной электрической цепи, многие сетуют на то, что между схемой в книжке и тем, как она воплощена в реальности, зачастую зияет пропасть. Бывало, и матерый электрик не сразу находил нужный провод под панелью приборов и тем более его продолжение где-нибудь в моторном отсеке, наращенное гаражными умельцами - другого сечения, цвета и т. д. К дополнительным неприятностям приводят вольности в соединении проводов. Неаккуратная скрутка, слабая изоляция, да еще ненароком в цепи, где нет предохранителя, - путь к пожару. Пайка? У нее свои минусы. Например,излишняя жесткость. Если провод сильно вибрирует, возле пайки обязательно оборвется. Нужно дополнительно его закреплять, сообразуясь с характером вибрации, - а кому охота? Не случайно в мировом автопроме укоренились строго определенные способы соединения проводов - созданы надежные разъемы, клеммы, наконечники, как и приспособления для их монтажа. Это делает машину технологичней в производстве и ремонте, но любое разъемное соединение может ослабнуть, окислиться, подгореть. Тут нужен глаз хозяина. При ремонте неисправный провод чаще всего заменяют, соблюдая простое правило: чтобы после ремонта не нарваться на проблемы, сечение токопрово-дящеи жилы нового провода должно быть не меньше, чем у «родного». Тонкий провод начнет нагреваться, его сопротивление вырастет, ограничивая ток, питающий потребителя. Пусть это электродвигатель вентилятора. Дело может кончиться перегревом двигателя машины. Улавливаете важность правила?! От клеммы «+» батареи отходит еще один провод - он несколько тоньше стартерного, но все же выглядит солидно. Его и называют «опорный плюс». От него питаются многочисленные потребители, поэтому ток в этом проводе достигает 50 А. Естественно, его дефекты сказываются на всем «хозяйстве». Например, из-за ненадежных контактов слабо подзаряжается батарея, а это тя-Пример не самого удачного, хотя и заводского решения: питание к пятой двери «Нивы» (и не только электрическое!) подали вот по этим петлям. Провода сильно перегибаются и со временем переламываются. А о «дизайне» уж промолчим.ii®Рис. 1. Схема соединений стартера: 1 - «масса» кузова; 2 - АКБ; 3 - стартер; 4 - генератор; 5 - блок предохранителей; 6 - центральный переключатель замка зажигания.Сечения всех проводов выбраны с учетом их назначения. Самые толстые идут к силовой обмотке стартера, при максимальной нагрузке которого ток в этой цепи достигает сотен ампер. Очень опасны скрутки при ремонте! В работе они сильно нагреваются, грозя пожаром. Не зря эти провода продаются вместе с наконечниками и клеммами. При сборке нужно лишь проследить, чтобы контакты были чистые и хорошо затянуты. Нередко стартер слабо крутит просто потому, что контакты ослаблены, окислены, обгорели, покрылись грязью. Поэтому, прежде чем затевать его ремонт или отправляться за новой батареей, проверим падение напряжения на участках АБ, ВГ, ДЕ цепи. 178 За рулем 06/2005Вот как на той же «Ниве» проложены провода между стойкой кузова и дверью. Они деформируются преимущественно в направлении скручивания ив этом месте достаточно долговечны. Ось вращения двери показана стрелкой условно. На правах рекламыБЫСТРЕЕ, ДАЛЬШЕ, НАДЕЖНЕЕВсем известно, что на надежность и долговечность работы двигателя, получение максимальн мощности и его чистоту влияет качество запитого в него моторного масла. Старейшим и самым авторитетным разработчиком технологий производства высококачественных синтетических масел является французская фирма Motul, известная еще с 1853 года. Всегда ориентируясь только на новейшие разработки, Motul еще в 1966 году первой предложила покупателям полусинтетическое масло, а уже в 1971 году в их ассортименте появилась первая в мире стопроцентная «синтетика», причем не содержащая нефтепродуктов. - Motul 300V. В качестве основы для производства этих масел были взяты зфиры растительного происхождения, получившие название эстеры. С тех пор масло Motul 300V выиграло тысячи гонок, и все это время специалисты-химмотологи улучшали его состав.Рис. 2. Схема проверки падения напряжения на проводе от «плюса» батареи до стартера.Рис. 3. Так проверяют падение напряжения на участке от «минуса» батареи до «массы» (кузова).При проверке тестером нет предпочтений! Например, на старых автомобилях участок ДЕ связь между «массами» двигателя и кузова - обеспечивала «косичка» снизу двигателя, подобраться к которой порой сложно, но она столь же важна, как красавец провод АБ или ВГ. Надорванная, окисленная, она нередко нарушала работу стартера, хотя менее мощные потребители могли приемлемо функционировать. Падение напряжения около 1В - максимально допустимое. Если больше, надо найти причину и устранить. Она не всегда на поверхности! Например, если провод окислен внутри наконечника, кто станет его вскрывать? Такой лучше заменить.Заводская конструкция: так проходят провода из стойки кузова в дверь «Волги». Сделано на совесть, жалоб от владельцев не бывает. Копеечная деталь - резиновая «гармошка» играет здесь важнейшую роль, провода внутри нее лежат свободно.У неаккуратного владельца ВАЗ-2107 жгут проводов между дверью и стойкой обветшал. Хозяин, стремясь их защитить, обмотал изолентой - решение неудачное. Жгут стал жестким - значит, провода сильней напрягаются и трутся о кромки отверстий.нет за собой другие отказы. Многие автомобили в этой цепи не имеют предохранителя, поэтому она нуждается в трепетном отношении. Например, свободно болтающийся провод к горячей выхлопной трубе приваривается замечательно, происходит замыкание... Несколько слов о подвижных проводах. Это те, что идут из стоек кузова в двери, крышку багажника или пятую дверь, обеспечивая питание стеклоподъемников, обогреваемых зеркал и стекол, динамиков и т. п. Важно проложить их так, чтобы при открывании двери деформация проводов была как можно меньше. Самая безобидная - скручивание провода. Хуже изгиб, а растяжение вообще недопустимо. Вот почему отверстия под провода в стойке и торце двери делают на разной высоте. Ремонт поврежденных проводов в этом месте - дело почти невозможное. Как правило, их приходится заменять новыми: любые скрутки (тем более плотно обмотанные изолентой) нарушают гибкость жгута проводов и губят их еще быстрее. Особого внимания требуют чехлы проводов. Их нужно тщательно подбирать: в жгуте проводам не должно быть тесно, чтобы трение их зря не напрягало. По этой же причине наиболее предпочтительны чехлы-гармошки из мягкой резины, а не гладкие. Наконец важно, чтобы концы чехла плотно держались в отверстиях «жестянки», исключая повреждения проводов. DГлавным преимуществом эстеров является то. что их молекулы полярны. Будучи отрицательно заряженными, они притягиваются к металлической поверхности смазываемых деталей, так как кристаллическая решетка любого металла (или сплава) состоит из положительных ионов. Таким образом, детали агрегатов, в которых работает эфирная «синтетика» Motul, всегда покрыты прочной пленкой смазки. Это очень важно - ведь обычно до 80% износа двигателей приходится на первые секунды работы, когда масло поступает еще недостаточно Кроме того, эстеровые масла сохраняют текучесть при низких температурах, обеспечивают стабильную вязкость, сверхнизкую испаряемость и высокие биоразлагаемые свойства. Все эти свойства позволяют существенно снизить износ двигателя и расход масла. Результатом последних разработок фирмы Motul в этой области явилась новая гамма моторных масел Motul 300V Motorsport на основе двойных эстеров (Technologie Double Ester). Данная технология позволила получить масла с характеристиками, превосходящими все ранее существовавшие нормы, а также расширила ассортимент масел по вязкости (SAE 0W-20, 5W-30, 5W-40,10W-40, 15W-50 и 20W-60). Противоизносные свойства масел новой серии Motul 300V по всем параметрам превосходят существующие стандарты. Проведенные тесты показали, что при использовании масел Motul 300V прирост мощности двигателя составляет около 4%! Масла из серии Motul 300V по своим выдающимся параметрам не имеют аналогов в мире и отлично подходят не только для профессиональных гонок, но и для повседневной эксплуатации. Представительство: infoffmotul.ru . (095} 901-91-54 www.motul.ruЗа рулем 06/2005 179