158
159
КОМПОНЕНТЫТЯГОВО-СЦЕПНЫЕ УСТРОЙСТВАтимая нагрузка указана на шильдике. На наших - максимальная вертикальная нагрузка на шар S (кгс) и допустимая полная масса прицепа. На европейских - максимальная горизонтальная • сила D, определяемая по формуле: Ма«Мп , , п =я (килоньютонов), 6 Ма+Мп где g=9,8 м/с , Ма - полная масса автомобиля, Мп - прицепа. Импортные изделия (наиболее распространены «Бринк», Голландия, и «Бозаль», Венгрия) сделаны идеально: без острых кромок, облоя, аккуратные сварочные швы, прочная окраска. Наши попроще. Тем не менее и те и другие благополучно выдержали испытания - 2 млн. циклов нагружения установленной силой с частотой до 35 Гц. Только наши при том 05(ЬСФЕРА ВНИМАНИЯВладимир АрбузовиПутешествие на автомобиле с прицепом-дачей намного комфортнее, чем с палаткой в багажнике. Где бы ни остановился - жилье всегда в двух шагах от машины. Но те, кто собирается таким способом колесить по Европе, должны знать, что в большинстве стран Правила запрещают эксплуатацию автомобиля с выступающим за его габарит прицепньш устройством, если сам прицеп отсутствует. Иными словами, отцепил прицеп сними и шар сцепки. При аварии он может быть опасен.Впрочем, пока на наших автотуристов смотрят сквозь пальцы ик торчащим из-под бамперов ТСУ не придираются. Однако случись ДТП - неснятую сцепку истолкуют не в пользу ее владельца. Поэтому-то все более популярны тягово-сцепные устройства со съемными шарами. Кроме безопасности есть у них и другое достоинство - при интенсивной эксплуатации шар изнашивается (минимальный допустимый диаметр 49,5 мм), и заменить его гораздо проще и дешевле, чем всю сцепку. Вариантов исполнения два: легкосъемный шар, закрепленный к раме158 За рулем 06/2005ТСУ болтами, и автоматический - съемная головка защелкивается на замок. Первый, как правило, дешевле и при эпизодическом использовании, пожалуй, целесообразнее. Второй, конечно, удобнее, но сложнее, дороже, да и ключи от замка можно потерять. Отметим, что размеры шара и свободного пространства вокруг него регламентированы ГОСТ 28248-89, аналогичным европейским нормам, а вот шары ТСУ американского стандарта толще. Их нормальный диаметр 2 или l | дюйма, то есть 50,8 или 47,62 мм. Насадить замок нашего прицепа даже на двухдюймовый при желании можно нужна лишь кувалда. Только известны случаи, когда такая сцепка разъединялась в самый неподходящий момент. То же бывает, если на европейский шар надевают американский замок. Поэтому при покупке, например, подержанного «американца» нужно позаботиться о соответствии шара замку прицепа. Испытания ТСУ по ОСТ 37.001.29993 и европейской директиве ЕС 94/20 принципиально не различаются, поэтому сцепки европейских производителей сертифицированы и для России. ДопусR3min/029.;Размеры шара по ГОСТ 28248-89«meNHUNQUflY1 - № лицензии (здесь - в Венгрии); 2 - № заказа; 3 - код типа фаркопа; 4 - № лицензии > в странах Евросоюза; 5 - № серии; 6 - допустимое значение О; 7 - вертикальная нагрузка S.Лыска шара - место нанесения маркировки. ВАЗ-2114,000 «Автострой».2110, ООО «Трейлер».2123.01 .Р, ООО «Трейлер».''«ША**1ш"Р328600, Brink, Голландия. 027-193, Bosal-Autoflex KFT, Венгрия.402000, Brink, Голландия.023-093, Bosal-Autoflex KFT, Венгрия.ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ТСУ№ п/п Код ТСУ, фирма Диаметр шара, мм 49,77 Диаметр шейки, мм 28,0 ВертикальГоризонная натальная грузка S, кгс сила D (кН) 50 Допустимая масса прицепа, кг 750 Масса ТСУ, кг 9,0 Цена, руб.123ВАЗ-2114, ООО «Автострой», Коломна, Россия 2110, ООО «Трейлер», Ступино, Россия 2123.01.Р, ООО «Трейлер», Ступино, Россия 402000, Brink, Голландия 328600, Brink, Голландия 027-193, Bosal-Autoflex KFT, Венгрия 023-093, Bosal-Autoflex KFT, Венгрия ВС0705.003.65-02А, Bosal-Autoflex KFT, Венгрия-95049,9129,04080012,076049,9129,050120011,59904 ВС 0705.003.65-02А, Bosal-Autoflex KFT, Венгрия. 549,9728,8446,5110012,0468049,9728,87510150015,55460649,9829,09511,81230027,020 610749,9829,0757,63140013,73520849,9829,0759,815426,23520значительно дешевле и укомплектованы электропроводкой. Импортные - не всегда. Фирменный жгут с адаптерами (разгрузочными реле для компьютерной системы) может стоить до 200 долларов, а обычный комплект - около $30. Учитывая высокие требования к надежности ТСУ, при покупке не нужно стесняться требовать паспорт на приглянувшееся изделие и тщательно проверять качество изготовления и размеры шара. Легальный изготовитель на 'лыске шара ставит товарный знак и сопровождает его шильдиком. Кустарно сработанные могут быть и дешевле, но гарантия здесь - только честное слово продавца, а его, как известно, к судебному делу не пришьешь. D