246
247
СПЕЦИАЛИСТЫ ВНИИНП ОТВЕЧАЮТ ЧИТАТЕЛЯМВСЕСЕЗОННОЕ, ГИПОИДНОЕ, МИНЕРАЛЬНОЕ...О трансмиссионных маслах - их качестве, маркировке, вязкости и многом другом, что интересует читателей, - корреспондент ЗР беседует со специалистами Всероссийского научно-исследовательского института по переработке нефти (ВНИИНП): заместителем директора по научной работе, к.т.н. ВИКТОРОМ ШКОЛЬНИКОВЫМ и ведущим специалистом по трансмиссионным маслам ТАТЬЯНОЙ ШЕСТАКОВСКОЙ. Иногда слышишь, что одна из главных проблем России в дефиците современных технологий. В какой мере это касается рынка смазочных материалов, в достатке ли на нем современных продуктов? Рынок смазочных материалов должен отвечать требованиям автопарка. Скажем, можно потребовать запрета производства минеральных масел, с тем чтобы остались одни синтетические. Но кто их станет покупать и, главное, зачем? Другое дело, что требования рынка надо формировать. Рассчитывать на то, что все отрегулируется само собой - глубокое заблуждение. Такое однажды уже бьио - страна дожила до дефолта. В чем мы сегодня действительно отстаем, так это в подготовке высокопрофессиональных кадров на следующее десятилетие. Мне приходилось посещать фирму «Лубризол» - мирового лидера в производстве присадок для масел и топлив. Тому, что там работает целый академгородок с разветвленной инфраструктурой, я не удивился. А вот когда в аудитории увидел человек шестьдесят специалистов в возрасте от 25 до 40 лет, да еще с престижным образованием, то понял: мы отстали и очень надолго. У нас не проверяют масла на соответствие международным требованиям, а маркировку по SAE и API на канистры ставят. Как такое возможно? Ситуация сложная. На всей документации, которая проходит через нас, мы пишем: «масло типа...», иными словами, что оно условно соответствует тому или иному классу. Пока мы вынуждены так работать сопоставлять российские и импортные масла, проверяемые нашими методами. Но сейчас уже идет речь о создании российского испытательного центра мирового уровня, с тем чтобы его тесты признавали европейские официальные органы. Ну а как обстоят дела с качеством готовых продуктов, насколько мы здесь отстаем от Запада? Или, быть может, опережаем? По некоторым показателям, например, индексу вязкости, мы пока до «заграницы» не дотягиваем. У нас он около сотни, у них - 120-140. Однако наши производители не стоят на месте. Современные синтетические компоненты научились выпускать в Ангарске и Нижнекамске. Волгоград делает изопарафиновое масло с вязкостью 4 сСт в качестве альтернативы ПАО (полиальфаолефины - ред.). Оно немного ему уступает, но превосходит эфиры, агрессивные к резине, и, что немаловажно, привлекательно по цене. Можно ли масло с вязкостью SAE 75W140 использовать в отечественных автомобилях, например, в заднем мосту? Можно. При этом уменьшится шум и не исключено - несколько увеличится срок службы. Но эти масла все-таки дороги и использовать их при эксплуатации наших машин нецелесообразно, за исключением, пожалуй, таких как «Нива». И потом: если масла, рекомендованные производителем, обеспечивают ресурс, зачем покупать чтото в несколько раз дороже? Располагаем ли мы в России своими пакетами присадок для трансмиссионных масел? В основном у нас используются зарубежные пакеты и их можно пересчитать по пальцам: несколько у фирм «Лубризол» и «Этил», по одному у «Инфинеума» и «Оронайта». Разработать сбалансированный пакет присадок для трансмиссионного масла дело сложное и трудоемкое. В него входят множество компонентов: противозадирный, противоизносный, антиокислительный, антикоррозионный, антиржавчинный, антипенный и т. д. На создание такого пакета уходит 10-12 лет. Один новый недавно появился на российском рынке - это отечественный многофункциональный пакет, который выпускают в Санкт-Петербурге. Его используют в производстве несколь-1 ких марок трансмиссионных масел, получивших допуск. Чем отличается допуск от сертификата? Если трансмиссионное масло имеет допуск к производству и применению, это оз-Если масла, рекомендованные производителем, обеспечивают ресурс, зачем покупать те, что в несколько раз дороже?246 За оулем 06/2005 СПЕЦИАЛИСТЫ ВНИИНП ОТВЕЧАЮТ ЧИТАТЕЛЯМ9начает, что оно успешно прошло испытания как по Комплексу методов квалификационной оценки, так и стендоводорожные, на автозаводе, а в некоторых случаях и эксплуатационные. Для получения же сертификата проверяют только физико-химические показатели на соответствие нормам ТУ. Некоторые производители добавляют в свои масла твердые добавки: дисульфид молибдена, графит и прочее... Да, одно время иу нас увлекались такими добавками. Что они давали? В лучшем случае снижался коэффициент трения, при том что остальные свойства масла оставались без изменения. Но самое главное - эти добавки «не держатся» в масле. С научной точки зрения это давно известный факт, так что сегодня использование таких добавок стоит рассматривать с другой точки зрения - маркетинговой, например. А что вы скажете о присадках в баночках, обещающих снизить трение и износ, повысить срок службы автомобиля? К большинству таких добавок я отношусь скептически. Мы разрабатываем и допускаем к применению масла с хорошими противоизносными характеристиками, и они не нуждаются в какойлибо модификации, поскольку обеспечивают надежную работу агрегатов трансмиссии автомобилей в течение всего срока до замены масла. Какое же еще требуется снижение трения и износа? Мы очень тесно работаем с АВТОВАЗом, там не раз проверяли продукты такого рода в Научно-техническом центсчитать всесезонным SAE 80W90 или SAE 80W85 (до минус 26°С), а в Москве и севернее - SAE 75W90 (до минус Что лучше для коробок передач «девяток» 40°С). Чем шире класс вязкости масла, и «десяток» - SAE 80W85 или SAE 80W90? тем в большем температурном диапазоМожно ли для них использовать моторное не его можно применять. Так, SAE 70W90 будет всесезонным и для Якутии, масло? Какое-то время на АВТОВАЗе при и для Москвы, и для Сочи. первой заправке коробок передач использовали моторные масла. Но это быДелают ли сегодня масла по ГОСТу? ло связано только с тем, что на нашем Нет. Государственный стандарт карынке до 1996 года отсутствовали спесался только масла для легковых авциальные трансмиссионные масла груптомобилей - ТАД-17И (ТМ-5, SAE пы ТМ-4 (типа GL-4 по API). Моторные 85W90). Сейчас под этой маркой масло же масла, как показал опыт, не обеспена законных основаниях выпускать не чивают необходимого срока службы должны. Производители работают по синхронизаторов и дифференциалов петехническим условиям, но, к сожалереднеприводных автомобилей. нию, в некоторых из них заложены треБольшая часть имеющих допуск для бования ниже старых гостовских. этих коробок передач масел относится Правда, многие уважающие себя комк классу вязкости SAE 80W85. Их в свое пании выпускают масла на уровне ТАД17И и лучше. время выбрал АВТОВАЗ для первой заправки на конвейере. Думаю, однако, что для реальной эксплуатации класс Обязан ли производитель вписывать в ТУ вязкости SAE 80W90 предпочтительней показатели, реально необходимые для тех - он охватывает больший температурили иных автомобилей? ный диапазон. Главное же, что должен После того как ТУ позволили разразнать потребитель: для переднеприводбатывать самим производителям, ситуаных автомобилей необходимы масла ция вышла из-под контроля. Раньше ТУ группы ТМ-4 (типа GL-4). А то ведь у нас согласовывали разработчики масла, его иные продавцы в магазинах путают их изготовители и производители техники, с гипоидными маслами группы ТМ-5. для которой продукт предназначен. УваИ еще одно предостережение. Нельзя жающие себя компании делают это и сеслепо ориентироваться на указание годня, а вот мелкие фирмы, как прави«всесезонное». Масло может быть все- ло, игнорируют. Хочется надеяться, что сезонным для определенной климатинавести в этом порядок сможет недавно ческой зоны. Скажем, в Якутии тасозданный Департамент по техническоким будет SAE 70W90 (до минус 55°С), му регулированию и ему постепенно для Сочи - SAE 85W90 (до минус 12°С). удастся расширить сферу цивилизован• В средней климатической зоне можно ных производителей. ре. Результаты... Хорошо, если добавка хотя бы не вредит качеству масла.С помощью этого прибора определяют вспениваемость масел.Это рентгенофотоэлектронный спектрометр. Что делает - не спрашивайте! За рулем 06/2005 247