150
151
152
153
РЕМОНТ И СЕРВИСЛЕГАЛИЗУЕМ ТЮНИНГСЧУЖИЕоздавая автомобиль, инженеры ориентируются на среднестатистического владельца – каждому не угодишь. Большинство покупателей это устраивает. Но некоторые растворяться втолпе не желают и, едва приобретя средство передвижения, тут же начинают воплощать внем свою мечту о прекрасном. Официально процесс называется «внесение изменений вконструкцию транспортного средства», но краткости ради в обиходе именуется тюнингом.Евгений Борисенков. Фото:АлександрКульневСледуя этим путем, владелец в конце концов получит автомобиль, соответствующий рекламе производителя. Если этого недостаточно, потребуется вмешательство в конструкцию. Многие тюнинговые компании имеют готовые пакеты услуг, пропорциональные платежеспособности клиента. Предлагаемые изменения, как правило, грамотно согласованы, из-за чего конечный продукт получается сбалансированным. Полный набор обычно включает доработку тормозов, подвески, трансмиссии, двигателя, эргономики, интерьера и внешнего облика. Впрочем, можно растянуть удовольствие, «тюнингуя» автомобиль по частям. Это позволяет, не тратя больших денег, определить личную границу разумного. Но и здесь выработана определенная последовательность. Начинать надо с тормозов, иначе деньги, отложенные на дальнейшее усовершенствование, могут понадобиться на иные цели. И лишь построив надежное во всех отношениях шасси, стоит приниматься за двигатель. Особо опасны аэродинамические обвесы. Итоги прочих работ легко подвести на самых обычных стендах, аэродинамика требует специализированной трубы. Столь дорогое удовольствие (ито в виде кратковременной аренды) могут себе позволить только лидеры рынка. Остальные работают «на глазок». Поэтому лучшим украшением облика может оказаться скромность.ПРЕДЕЛ СОВЕРШЕНСТВАПереоборудовать автомобиль можно до бесконечности, но специалисты, работающие с отечественным «сырьем», полагают, что разумный предел затрат – $15–20 тыс., включая стоимость исходного объекта.Обычно практикуют несколько уровней тюнинга, зависящих от амбиций и кошелька. Самый простой – подгонка характеристик к верхнему уровню паспортных данных. Работа сводится к устранению заводских огрехов, селективной подборке деталей и достижению оптимальных условий работы узлов и агрегатов. Повысить эффективность тормозов, например, хорошо помогает замена дисков, барабанов и колодок на импортные со специально подобранными парами трения. Еще лучше– поменять «до кучи» усилитель в паре сглавным цилиндром. Важно, чтобы имплантируемые запчасти предназначались именно вашей модели, а то до беды недалеко. Во избежание необъяснимых отклонений в поведении двигателя хорошо также заменить датчики системы управления.СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯИнициатива, как известно, наказуема. Чтобы избежать150 За рулем 07/2005 ЛЕГАЛИЗУЕМ ТЮНИНГнеприятностей, плоды тюнинга необходимо узаконить. Уклониться от нудной процедуры можно в трех случаях: при замене запчастей аналогичными импортными; если изменения уже сертифицированы заводом-изготовителем (скажем, если на ВАЗ-2106 установить двигатель 1500, получится модификация ВАЗ-21061); при покупке тюнинговой версии в автосалоне (при этом автомобиль должен иметь одобрение типа транспортного средства, то есть состоять вкаталоге завода-изготовителя базовой модели). Остальным дорога – вГИБДД. Формально это можно сделать и до, и после внесения изменений. Но лучше перестраховаться, ведь если ваш подход в ГАИ не одобрят, то жаловаться будет некому. В присутственном месте страждущему вручат бланк заявления на внесение изменений в конструкцию транспортного средства, в котором энтузиаст изложит свои пожелания. Рассмотрев прошение, ГИБДД принимает один из вариантов решения: отказать, разрешить либо представить заключение о возможности и порядке внесения изменений вконструкцию (иными словами, потребует технической экспертизы). В этом случае соискатель обращается в уполномоченную организацию – скажем, вНАМИ. Заключение, в свою очередь, содержит описание работ, рекомендации по выбору производственной базы и перечень операций, которые можно сделать самостоятельно. При сложных переделках прилагают техническую документацию. Фирмы, дорожащие временем клиента, берут часть бумажной волокиты на себя, заранее оформив заключение на объем производимых работ в виде технических условий. После этого можно приниматься за переделку. По окончании мастерская выдает собственнику заявление-декларациюСПРОСИМЧИТАТЕЛЕЙВаше отношение к тюнингу автомобиля?19% полезное занятие все хорошо 62% вмеру 19% пустая трата денегНакладки на педали можно крепить со смещением, подобрав положение опорных площадок «по ноге».Яркий цвет тюнинговых комплектующих привлекает зевак и тешит самолюбие автовладельца.Покрышка для экстремального тюнинга. Что делать, если пойдет дождь?Изменять диаметр рулевого колеса можно лишь при наличии усилителя в приводе. За рулем 07/2005 151 РЕМОНТ И СЕРВИСЛЕГАЛИЗУЕМ ТЮНИНГЕсли сертифицированное сиденье крепится на штатные места, специального разрешения на установку не требуется.Легкосплавное колесо должно соответствовать штатной размерности и иметь сертификат.Доля звуковых сигналов в тюнинге особенно тяжела – попробуй перекричать прямоточный глушитель!Внешний вид выхлопной трубы – дело владельца. Главное – соблюсти норму по шуму.об объеме и качестве работ, приложив сертификаты на использованные запчасти. Самодельщики заполняют иподписывают декларацию самостоятельно. Следующий этап – инструментальный контроль, получение диагностической картыи (наконецто!) свидетельства, на основании которого внесут изменения вучетные данные. Очевидно, сфера деятельности тюнинговых ателье не должна ограничиваться возней с автомобилем да торговлей аксессуарами. Кто-то же должен просветить клиента ввопросах права ипомочьузаконить эксклюзивный продукт. Впрочем, наступить на горло собственной песне готовы не все. Знают, что руль малого диаметра при отсутствии усилителя, демонтаж нейтрализатора, равно как и установка гоночных антикрыльев на дорожные машины, – вне закона, а ведь продают и ставят. Что это – злой умысел или безграмотность? Чтобы проверить, как обстоят дела в этой сфере автомобильной жизни, мы посетили несколько специализированных мастерских с просьбой «добавить прыти» нашей редакционной «десятке».ПОЛЕ ЧУДЕСВсе так называемые тюнинговые ателье (одно название чего стоит!), встретившиеся на нашем пути, условно поделим на три категории. В первую входят грязноватые сарайчики на территории разорившихся НИИ, автохозяйств и гаражно-строительных кооперативов. Поиздержавшись на халтурном ремонте, горе-мастера переключились на установку ревущих глушителей, «нулевых» фильтров и прочих аксессуаров на потеху самолюбию автовладельца. Дело прибыльное и куда менее ответственное, чем,скажем, переборка мотора. Главное– потуже надувать щеки и чаще вставлять в разговоре ключевые слова типа «дроссель», «кулиса» и «шестой ряд». Что они означают, помнить не обязательно – редкий клиент уличит вас внекомпетентности. Разумеется, ни о каких сертификатах здесь и не слышали – в тени прохладнее. В следующей категории собрались специалисты пограмотнее. Свою стратегию они построили с учетом психологии отечественного клиента. Какой дурак (пусть даже и законопослушный) ста-152 За рулем 07/2005 ЛЕГАЛИЗУЕМ ТЮНИНГнет ходить по инстанциям, усердно собирая на себя компромат? Вот, скажем, поменяли вам программу управления двигателем, переведя его (из-за прибавки мощности) в другую налоговую сетку. Формально теперь вместо 5 рублей за лошадиную силу надо, кпримеру, выложить 15. Просто так эти деньги не возьмут, прежде надо оформить соответствующее заключение. Но стыдно тому, у кого видно, апроверка программы в перечень операций инструментального контроля не входит. Поэтому классический набор, предлагаемый в этих мастерских, предусматривает комплекс «теневых» операций: доводку двигателя, трансмиссии и ходовой всочетании с процедурами, не требующими официальной легализации. Сюда, как уже говорилось, входит замена некоторых отечественных узлов на высококачественные импортные. Следующий уровень – автосалоны дилеров и их придворные ателье. Кое-что предлагают в готовом виде – модный обвес, переделанные сиденья и руль, фонари Sonar (те самые, что были забракованы нашими экспертами в ЗР, 2005, №1) и… пятнадцатидюймовые колеса! Думаете, на продажу выставлена узаконенная версия? Увы, это сыр из мышеловки – вПТС указан обычный ВАЗ2110 (11, 12, 13, 14, 15 и т.д.)! Азначит, объясняться вГИБДД по поводу несертифицированных деталей придется наивному владельцу. За доплату всалоне готовы переделать автомобиль до неузнаваемости, благо производственные мощности позволяют. Условия те же – заваренную кашу придется расхлебывать заказчику. Логика железная: нашел несколько тысяч на тюнинг, найдешь и сто долларов для ГАИ. Как же, не попав впросак, отличить «своих» от «чужих» – произведение инженерного искусства от поделки, чей девиз «имидж в ущерб безопасности»? Рецепт до смешного прост – живите по правилам! Редакция благодарит Главногоконструктора полегковым автомобилям НИ и ЭКОАТС НАМИ А.НАМЕСТНИКОВА итольяттинскуюфирму «ТОРГМАШ» запомощь вподготовке материала.Многие, к сожалению, забывают, что бампер – не украшение, а элемент пассивной безопасности.