164
165
166
168
ТЕХНИКАОБОЗРЕНИЕ СИСТЕМЫ СТАБИЛИЗАЦИИдатчиков угловых и поперечных ускорений да сенсора угла поворота руля. Но контроллер «антиблока» не знает, что ему делать с дополнительной информацией – нужна совершенно новая программа. Почему понадобилось целых 15 лет для ее внедрения? Проблема, прежде всего, в надежности всех элементов. Принципиальное отличие E SP от ABS втом, что она непрерывно следит за соответствием ускорений автомобиля желанию водителя, выраженному в повороте руля. Тогда как ABS включаетсятолько при торможении, притомНЕ ЗАНОСИСЬ! УАлексей Воробьев-Обуховспешно расправившись при помощи ABS с врагом номер один – потерей управляемости при экстренном торможении, конструкторы занялись вторым недругом – заносом автомобиля в поворотах. Зачастую, направляя машину в поворот, мы не представляем, на какой скорости можно безопасно пройти вираж при конкретных дорожных условиях. Почувствовав неладное, «гонщик» сбрасывает газ, а то и вовсе начинает тормозить – и зачастую лишь усугубляет ситуацию. Появившееся ровно десять лет назад на «Мерседесе» S-класса диковинное электронное устройство FDR (FahrDynamikRegelung – управление динамикой движения) фирмы «Бош» ознаменовало новый и весьма важный этап в развитии автомобиля... Program, E lektronische Stabilita tsprogramm – электронная программа стабилизации), намекающей, что речь о программе для компьютера. Отчасти это верно. Антиблокировочная система уже включает основные конструктивные узлы для ESP. Тормозами колес можно управлять индивидуально, давление в системе создает насос. Не хватает лишьРазные «псевдонимы» системы стабилизации – впервые в одной таблице.ESP, ОНА ЖЕ…Аббре-ФирмаПолное наименование виатура ASCБМВAnti Skid ControlПротивозаносная система .. ASMSITT, TRWAutomatisches Stabilita ts-Автоматическая система управления Management-Systemстабилизацией ASTC«Мицубиси»Advanced Stability & Traction ControlПродвинутое управление стабилизацией итягой CBWBS«Континенталь»Control By Wire Brake SystemУправление тормозной системой попроводам DSCБМВ, «Ягуар»Dynamic Stability ControlУправление динамической стабилизацией DSTS«Вольво»Dynamic Stability & Traction SystemДинамическая стабилизация и тяга ICCSGM («Кадиллак»)Integrated Chassis Control SystemИнтегральная система управления шасси ICMБМВIntegriertes Chassis ManagementИнтегральное управление шасси PSM«Порше»Porsche Stability ManagementУправление стабилизацией «Порше» VSC«Тойота»Vehicle Stability ControlУправление стабилизацией автомобиляКАК ЕЕ ЗОВУТ?Первоначальная немецкая аббревиатура FDR продержалась недолго и уступила место универсальной в филологическом смысле E SP (E lectronic StabilityДесять лет назад вместо букв ESP на борту «Мерседеса» было написано FDR. Аббревиатура оказалась недолговечной, в отличие от самой системы.164 За рулем 07/2005 Зачастую водитель вынужден совершить резкий маневр. Например, по вине другого бездумного участника движения… …или пресловутого лося, выбежавшего на зимнюю дорогу.довольно энергичном. Если E SP понимает, что ускорения машины достигли критических (начинается занос), система имеет право (и обязана!) приступить кподтормаживанию колес, сбросу или прибавлению газа. Согласитесь, сбой устройства, обладающего такими полномочиями, чреват тяжкими последствиями. Со временем трудности успешнопреодолели, а ныне почти две трети новых авто в Германии оборудуют этой системой активной безопасности. Монополия «Бош» давно нарушена: аналогичные устройства делают «Континенталь-Тевес», «Лукас», TRW. Пользоваться сокращением E SP они не имеют права, да и желания – хочется ведь показать свою уникальность. Буквы латин-ского алфавита комбинируют в самых причудливых сочетаниях (см.табл.). Оригинальные наименования не всегда прихоть производителей. Ведь фирмы по-разному настраивают программы, учитывая особенности конкретных автомобилей. Например, «в юности» склонный к перевороту «МерседесБенц» А-класса электроника успокаивает гораздо раньше, чем купе SLK. В БМВХ5 система принимает в расчет влияние прицепа. Грузовые и автобусные устройства работают с пневмотормозами, к тому же на большем числе колес, да еще учитывают высоту центра масс машины.КАК ОНА РАБОТАЕТ?Если автомобиль упорно не желает заходить в поворот и скользит передними колесами наружу (недостаточная поворачиваемость), E SP притормаживаетЗа рулем 07/2005 165 ТЕХНИКАОБОЗРЕНИЕ СИСТЕМЫ СТАБИЛИЗАЦИИ407», может притормаживать одновременно до трех колес, причем каждое сразным усилием. А если компьютер выявит склонность водителя к гоночному стилю, электроника снизит порог чувствительности системы, давая возможность если не пройти поворот «веером», то хотя бы немного порезвиться. Кстати, оборотной стороной ESP является ускоренный износ тормозов у тех, кто заставляет ее постоянно работать. Езда на «активно-безопасном» автомобиле скучна? Ни визга шин, ни полицейских разворотов, ни пробуксовки колес! Большинство водителей, впрочем, и не стремятся к этому, а те, кто все-таки хочет «оттянуться», могут на свой страх и риск отключить систему стабилизации кнопкой. Правда, на некоторых моделях ее нужно нажать до… пяти(!) раз подряд, а после выключения зажигания ESP вновь активируется. сторону заноса – помните лекции вавтошколе? Часто этого достаточно. Если же дело зашло слишком далеко, устройство дополнительно начинает процедуру стабилизации с помощью тормозов. Автоматическое подруливание полезно, даже когда автомобиль просто тормозит на покрытии с разным коэффициентом сцепления (например, левые колеса – на снегу, правые – на асфальте). Чтобы машину не развернуло, приходилось снижать тормозное усилие на стороне асфальта, увеличивая тормозной путь. Выход: автоматически парировать разворот рулем. Но поведение машины в критических режимах зависит также от настройки подвески – характеристик амортизаторов. Системы стабилизации научили управлять и ими, что и отразили в аббревиатурах – ICCS, ICM.абНа извилистой зимней трассе автомобиль остается на своей полосе лишь благодаря вмешательству системы стабилизации: а – без ESP, б – с ESP.ГДЕ ОНА СТОИТ? КТО ЕЙ ПОМОГАЕТ?Сегодня E SP норовит управлять уже не только педалями, но и рулем. Машина начинает корректировать траекторию небольшим поворотом управляемых колес в Часто ESP (особенно на массовых моделях) предлагают в качестве опции, поэТехнологичность электрогидравлического блока можно оценить, лишь разобрав его на части.внутреннее заднее колесо. Если же машина в результате заноса задней части пытается повернуть круче, чем надо (избыточная поворачиваемость), устройст-во исправляет ошибку притормаживанием наружного переднего колеса. Ачтобы предотвратить занос заднеприводного автомобиля, система немного «придушит» мотор. Это – работа ESP в классическом виде. Сегодня появились более сложные устройства, позволяющие вернуть автомобиль (и даже с прицепом) на путь истинный в более сложных ситуациях. Например, новейшая разработка TRW, примененная, в частности, на «Пежо-Первое серийное поколение ESP 5.0 фирмы «Бош» было уже пятым вариантом и содержало довольно много отдельных узлов.ДОЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ С ESP, ПРОДАННЫХ В 2004 ГОДУЯпония8% США11% Италия20% Великобритания24% Испания30% Франция39% Германия64%Через десять лет ESP 8.0 состоит из объединенного электронно-гидравлического блока, колесных датчиков, датчиков поворота руля и комбинированного – ускорений, вез сящих всего 2,3кг и занимающих 0,16м пространства.166 За рулем 07/2005 ТЕХНИКАОБОЗРЕНИЕ СИСТЕМЫ СТАБИЛИЗАЦИИМнение эксперта ЗР Анатолий Фомин:«ПЛЮСОВ БОЛЬШЕ!»Сегодня ESP мало похожи на «гадких утят», с которыми удалось познакомиться безмалого десяток лет назад. Идело не только в том, что их программы совершеннее, датчики точнее, а процессоры быстрее. Системы стабилизации стали неотъемлемой частью автомобилей, а сложность управления мощной заднеприводной машиной на скользкой дороге – понятием из прошлого. Основной плюс системы стабилизации в том, что в критической ситуации она позволяет сохранить контроль над машиной. Особенно это важно в российских условиях, где протяженность маршрутов диктует высокие скорости. Однако дороги – далеко не идеальные, очень часто без разделительных барьеров между встречными полосами– не исключают опасности лобовых столкновений. Хотя проведенные ЗР измерения показали, что во многих случаях хорошо подготовленный водитель сумеет «переиграть» электронику, не стоит ориентироваться на секунды, достигнутые на «змейках» и «переставках». Реальные, на дороге, маневры, даже самого здравомыслящего (другим, вроде, права не дают) водителя всегда весьма далеки от тех, что профессионалы отрабатывают на полигонах. Естественно, системы, о которых идет речь, вмешиваются в процесс управления, в большей или меньшей степени нарушая связь «водитель-машина». Но альтернативы этому, не всегда приятному соседству нет. А все более распространяющиеся электронно-управляемые трансмиссии и гибридные приводы просто не смогут эффективно работать без ESP. Главное, чтобы конструкторы не забывали уделять внимание и настройке шасси машины. Ведь от этого все еще зависит, насколько простой, безопасной и удобной в управлении она будет.Компоненты ESP в автомобиле: 1 – электрогидравлический блок с контроллером; 2 – датчики вращения колес; 3 – датчик угла поворота руля; 4 – датчик линейных и угловых ускорений; 5 – контроллер двигателя (тоже участвует в работе ESP).тому на ее распространение в различных странах оказывает влияние менталитет водителей и особенности дорог (см.табл.). В Германии, как известно, нет ограничения скорости на автобанах. В Японии, напротив, разогнаться негде. В США на широких ровных хайвэях повороты редки… Но статистика «настаивает» на эффективности устройств стабилизации. Например, «Даймлер-Крайслер» заявляет, что количество аварий из-за потери водителем контроля над автомобилем снизилось с момента внедрения E SP всерию на 42%. Американская национальная служба безопасности движения NHTSA дает близкий показатель – 35%. Количество смертей в таких ДТП снизилось в США на 30%. Особенно показательна эффективность E SP на высоких,тяжелых вседорожниках: число аварий уменьшилось на 67%, погибших в них – на 63%! Не случайно в США с 2006 года все вседорожники «Форда», GM и «Крайслера» будут оснащать ESP. Комиссия по транспорту Евросоюза даже объявила 2005-й годом ESP под девизом «Спасем 25 000 жизней». Выполнить его можно, снизив количество жертв вдвое(!) не позднее 2010 года. Германии осталась относительно небольшая часть пути: уже 90% автомобилей среднего и выше классов комплектуют ESP. А как в России? Нужна ли в наших условиях сложная электроника? Выбор иномарок без ESP постепенно сужается. Впрочем, для большинства недорогихВ автобусе ESP может спасти не пять, а гораздо больше жизней.В грузовике компьютер вычисляет высоту центра масс, да и массу самого груза по ускорению и наклонам автомобиля и определяет порог срабатывания системы.автомобилей это устройство пока опция. Доплатить или сэкономить? Решать, конечно, вам. Но мы ведь уже привыкли покупать страховку от ущерба в ДТП. Аможет, лучше платить за то, чтобы избежать аварии?168 За рулем 07/2005