180
181
182
183
ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯЧУТЬ ПОМЕДЛЕННЕЕ, «КОНИ»!Не секрет, что подвески современных автомобилей становятсявсе более жесткими. Добавим кэтому низкопрофильные шины, и окажется, что даже семейный седан все подробнее передает седокам неровности покрытия. Комфорт страдает, но ведь мягкие «американские» настройки ухудшают управляемость и устойчивость. А с ростом скоростей они получают приоритет перед комфортом. В дорогих автомобилях параметры амортизаторов изменяет электроника по желанию водителя или в зависимости от состояния дороги. А нельзя ли обойтись механикой? Попытки нащупать такое решение отразились в амортизаторах «Монро Сенсатрак», характеристики которых менялись в зависимости от хода штока. А нынче произошел долгожданный прорыв: фирма «Кони» выпустилаамортизаторы FSD (Frequenz Selective .. Dampfung – частотно-селективное демпфирование), реагирующие на частоту движения штока.Внешне амортизатор FSD можно отличить по цвету корпуса, наклейке и… ценнику. Дополнительный клапан автоматически закрывается при высокой частоте движений штока, и тогда остается лишь поток жидкости через основной канал.Секрет – в хитром клапане, уменьшающем поток жидкости вслучае высокой нагруженности амортизатора. Таким образом, навысокой скорости, при резком и частом маневрировании жесткость подвески заметно возрастает – управляемость улучшается. При плавной спокойной езде, напротив, открывается дополнительный канал, и седоки могут вполной мере насладиться комфортом. Новые амортизаторы внешне выдает только золотистая окраска корпуса. Комплект стоит 500–600 евро и предназначен пока владельцам «Ауди» А3–А6, «пятерок» БМВ, «Мини» всех версий, СААБ 9-3, нескольких моделей «Вольво» 1992–1999 гг., «ФольксвагенаГольф» последнего поколения и «МерседесБенца» Е-класса.180 За рулем 07/2005 НОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯТЕРМОС ВМЕСТО БЕНЗОБАКАПереход на газообразное топливо потребовал замены бензобака емкостью, в которой длительное время царит космический холод. Водородомобили уже расплодились в сотнях экземпляров, есть среди них и те, что используют сжиженный водород, например, БМВ-750Lh. Как раз по заказу баварцев фирма «Магна Штайр» и разработала удивительный «термос». Работы над ним начали еще в 2000 году, а теперь конструкция созрела для серийного производства. А значит, соответствует всем требованиям прочности, безопасности и долговечности, предъявляемым к серийным авто. Итак, баллон вмещает 9,5 кг жидкого водорода и хранит его при температуре минус 253°С, что всего на 20° выше абсолютного нуля. Между вставленными друг в друга цилиндрами из специальной, так называемой аустенитной нержавеющей стали царит не столько космический холод, сколько космический вакуБаллон имеет «снаряженную массу» около полутора центнеров. Интересно, что фирма «Магна Штайр» заявляет о готовности разработать «термос» любой формы.ум. Воздух откачан до давления 10-9 бар! Использована и дополнительная многослойная термоизоляция внутреннего бака. В результате водород хранится практически без испарения целых две недели, а потом если и улетучивается через специальный клапан, то не быстрее одного процента массы в день. В отличие от обычных термосов, этот не боится ударов с ускорением до 30 gи оборудован аварийной системой, предотвращающей мгновенный выброс водорода. Может показаться, что 9 кг – это мало. Однако в таком количестве самого легкого газа столькоже энергии, сколько в 50л бензина. Зато объем, занятый девятью килограммами, – целых 170л! Такой вот непростой и нелегкий «термос»: даже пустой он весит 145кг.На правах рекламы ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯИнтересен привод «Ауто Трама». Он, как ив трамвае, электрический, но дуги и проводов не нужно: энергию вырабатывают 80киловаттные топливные элементы из припасенного на борту водорода. Разумеется, такой мощности недостаточно для энергичного разгона 18-метрового автопоезда. Понадобился буферный накопитель энергии. В«Ауто Траме» это, однако, не привычные аккумуляторы, а тяжелый маховик, способный запасти 4 кВт . ч и отдать до 325кВт пиковой мощности. Окрыленные успехом изобретатели утверждают, что два звена – лишь начало. В ближайшем будущем они построят поезд длиной 56 м, способный быстро и бесшумно перевозить до 300 человек. «Змея» на резиновом ходу будет точно следовать нарисованной линии благодаря тому, что все колеса управляемые. Вагоновожатый, как в трамвае, будет лишь трогать состав и останавливать. Ну и, конечно, следить за окружающей обстановкой.ТРАМВАЙ ЖЕЛАНИЙЛюбопытную презентацию нового вида транспорта «Ауто Трама» (по-русски – безрельсового трамвая) провел Фраунгофферовский институт транспортных систем в Баутцене (Германия). Сочлененный «автобус» лиходвигался вдоль извилистой линии, нанесенной на асфальте. Причем без участия водителя – тому оставалось лишь, позевывая, наблюдать за собравшейся публикой. Аналогия с трамваем втом, что экипаж движется какПожалуй, если отказаться от оптических датчиков, следящих за нарисованными «рельсами», машину впору назвать автобусом.по рельсам. А то, что они «виртуальные», сути дела, считают конструкторы, не меняет.ПОДУШКА НАВОСТРИЛА… УШИПодушки безопасности обычно получают команду на срабатывание от датчиков замедления. Впринципе, их работа не вызывает нареканий, вот только чуть бы раньше получать информацию. При столкновении счет идет на доли миллисекунды, аощутимое замедление начинается не сразу: пока сминаются бампер и первые сантиметры передка, оно невелико и сопоставимо сэкстренным торможением. Значит, возможны ложные срабатывания либо, наоборот, слишком позднее раскрытие спасительного мешка. Фирма «Сименс VDO» предложила принципиально новый подход к решению проблемы, снабдив эйрбэги… ушами. Факт столкновения и его тяжесть контроллер распознает по шуму от сминающихся конструктивных элементов. Скрежет металла, треск пластика – эти противные звуки распространяются в твердых телах еще быстрее, чем в воздухе, и практически мгновенно достигают специальных датчиков CISS (Crash Impact Sound Sensor – звуковой сенсор удара при столкновении). В итоге системы пассивной безопасности раньше иточнее изготовятся к работе: преднатяжители притянут седоков к спинкам сидений, подушки выстрелят снужной силой, вовремя и не напрасно. Впрочем, для начала «Сименс» не планирует вовсе отказаться от акселерометров – «уши» будут работать вместе с ними. Ау серийных авто они «вырастут» в 2007 году после завершения всех испытаний. Помимо «ушей», фирма разрабатывает и «глаза». Ведь еще до того, как услышать удар, приближающуюся опасность можно увидеть.У автомобиля вскоре «вырастет» целых шесть «ушей», каждое из которых станет ловить звуки удара в своей зоне ответственности.182 За рулем 07/2005 МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВПЛАВНЕЕ, ЕЩЕ ПЛАВНЕЕ!Так увещевает пассажир водителя при слишком резком троганье с места. Но всегда ли виноват человек? Может, в мощном моторе трудно обеспечить плавное открывание дроссельной заслонки? Для конструкторов фирмы «Бош» создание оптимальной конфигурации немудреной на первый взгляд детали было лишь одним поводом задуматься, все ли уже изобретено в этой области. Оказалось, не все. И на свет появился первый в мире пластиковый модуль DV-E8 дроссельной заслонки для бензиновых моторов с системой «электронный газ». В нем, кроме самой заслонки сложной формы, выполненной из термопласта, усиленного стекловолокном, разместили и датчик угла ее открытия, который может быть как бесконтактным, так и потенциометрическим. А вот каналов, по которым циркулирует охлаждающая жидкость, нет. Ведь пластик имеет куда меньшую, чем уметалла, теплопроводность и потому не склонен к обледенению. Разумеется, выиграли ив массе узла – он легче силуминового на целую четверть. И, кстати, дешевле – не все новое дороже старого! Водитель же ощутит пользу новинки по исключительной плавности прибавления газа при самых малых нагрузках. Старт получится действительно максимально плавным. «Бош» ожидает, что скоро новинку оценят все ведущие автопроизводители, а уж изготовитьузел с нужными присоединительными размерами и штекерами из пластика проще, чем из металла.Привычная плоская заслонка стараниями изобретателей стала похожа на летающую тарелку. Зато «взлет» получается очень плавным. На правах рекламы