228
229
КЛУБХОББИ 300 МОДЕЛЕЙ ГАЗмагазинов вдруг стали прогибаться под сотнями разнообразных моделей, все объяснилось само собой: коллекцией мой «гараж» так и не стал! Тут-то старенькая «бибика» и подсказала верное тематическое решение… Действительно, ведь коллекция – это всегда нечто неожиданное, удивительное, редкое. «Винегрет» из сотни-другой «мерседесов» или «ауди» любого масштаба – хоть 1:1 – сегодня может «приготовить» любой толстосум, случайно забредший в магазин: что ж тут интересного? Скажи такому про модели Горьковского автозавода, и он презрительно наморщит лоб – мол, чего там? Ну – «Волга», ну – «Газель». Но когда назовешь число «300», реакция меняется: ГАЗ? 300 штук? Цифра солидная, но удивительнее другое. За свои семьдесят с небольшим лет Горьковский автозавод умудрился выпустить столько разновидностей настоящих автомобилей, сколько копий я не собрал до сих пор! Автопром, презираемый нынешним поколением, когда-то пахал вовсю – причем так, что ни «Победа», ни «Волга» не казались даунами еще до рождения. Как предки все это делали – без компьютеров и сотовых телефонов – тема другого разговора. Несколько фотозарисовок изОТЕЧЕСТВО СЛАВЛЮ, КОТОРОЕ ЕСТЬМихаил КолодочкинЛучше или хуже жилось в нашей стране полвека назад – вопрос спорный. Скажем, игрушек в СССР конца пятидесятых продавалось куда меньше, чем сейчас, – однако при этом многие были намного интереснее нынешних. Ни черта яв этом тогда не понимал, однако же первый крошечный автомобильчик, подаренныймне почти полвека назад, храню по сей день. Для меня он был просто черной «бибикой», но папа пояснил, что ее зовут «ЗИМ». Поначалу словом «коллекция» я называл все, что появлялось в моем «автохозяйстве» – огромной коробке из-под торта. В нем поселялись как доступные гэдээровские автомобильчики, так и небожители – при-шельцы из Великобритании c подрессоренной подвеской и мягкими шинами. С годами разросшееся хозяйство захватило старый книжный шкаф: на этой полке – «мерседесы», ниже – «ситроены», а вот там – «ягуары». По тем временам это было весьма «круто», однако внутри что-то мучило: не то, не то! А когда вечно пустые полки наших«Парад – смирно-о-о-о!» Конечно, на Красной площади использовался транспорт посолиднее, но за Садовым кольцом и «Победа» сойдет за ЗИЛ…Судя по «обувке» ГАЗ-60, дороги когда-то были хуже нынешних.228 За рулем 07/2005 Такую машину я когда-то мечтал купить «живьем». Увы, не сбылось – ограничился двумя разновидностями «одиннадцатой» вмасштабе 1:43.Навороченный «пожарник» на базе ГАЗ-4 и водоплавающий ГАЗ-46.Проведать, чем занят народ в поле, председатель колхоза мог на полноприводном ГАЗ-72.Самая первая «Волга» ГАЗ-21 – та, что посередке. А самая последняя «21-я» – справа: купе создали наши современники.Термин «ментовозка» еще не придумали… «Поедем в таксо?»«Бибика» справа – примерно моя ровесница. Слева – привычный «43-й» масштаб. Узнали замаскированную «Победу»?моего «прогазовского» гаража предлагаю вашему вниманию. Все ли ГАЗы у меня есть? Да нет, куда там. Забавные «тяни-толкайчики» ГАЗ-73, неродившаяся «суперчайка» ГАЗ-3105,ГАЗ-А «Сверхбаллон», а также модели с индексами 011, 11-41, 18, 33, 34, АААА – все это никак не доедет до моего «гаража». Если кто захочет подсказать им маршрут – заранее признателен.Въедливый скептик скажет, что не все машины выпускал сам ГАЗ – часть собиралась с газовской начинкой в других местах. Согласен – но закваска-то все равно нижегородская! Авоссоздавать в миниатюре кусочек собственной истории лично мне куда интереснее, чем прислушиваться к многоголосым воплям о неполноценности всего «нашенского»…За рулем 07/2005 229