122
123
124
126
127
ВТОРЫЕ РУКИHONDA HR-V В ДЕТАЛЯХСВНЕКЛАССОВЫЙ ЭЛЕМЕНТАнатолий Суховтоль «джипоподобных» универсалов и столь «легковых» вседорожников в истории еще не было. Но в 1998году японские конструкторы и маркетологи попали вточку: HR-V мгновенно завоевала сердца покупателей (и, конечно, покупательниц!) по всему миру. И это несмотря на скромный интерьер и довольно бедное оснащение. К тому же до 2000года в Европе предлагался единственный мотор – 1,6л, 105л.с., пока не появилась опять-таки единственная альтернатива – 125-сильный двигатель того же объема (см. Историю модели). Удачный компромисс между изяществом форм, высокой посадкой, вместимостью и компактностью позволяет использовать HR-V для поездок на работу ина рынок, в отпуск и на пикник. Не забудем и то, ради чего многие выбирают «Хонду», – выдающуюся управляемость, несмотря на высокий центр тяжести и зависимую заднюю подвеску этой модели. Автоматически подключаемый полный привод (в обычных условиях это – переднеприводный автомобиль) – дополнительный козырь для России. Впрочем, покорителям бездорожья напомним, что болото и раскисшая тракторная колея – не для этой машины. Зато клиренс 170мм позволяет не слишком опасаться колдобин и буераков. А встречаются и совсем асфальтовые HR-V – сприводом только на передние колеса. На российском рынке этих машин немало. Цены на рестайлинговые экземпляры пока высоки (больше 20тыс. долларов), а вот авто первых лет выпуска подешевели до 11–15тысяч. Конструктивно они практически идентичны, да и детских болезней у HR-V нет, поэтому среди 5–7-летних автомобилей можно подыскать вполне достойный. Но выбирать все равно надо с пристрастием, помня про высокие цены на фирменный сервис и оригинальные запчасти.СОТНЯ-ДРУГАЯВысокооборотные моторы «Хонды» надежны: если неукоснительно соблюдать регламент, неприятных сюрпризов не преподнесут. В регламенте же счет идет на сотни тысяч километров. После первой сотни меняют ремень ГРМ (оригинальные ролики обычно служат и со вторым ремнем, обязательной замены не предусмотрено), после 200тыс.км или через 5лет – охлаждающую жидкость (в последующем ее предписано обновлять каждые 100тысяч или 3года). После второй сотни тысяч стоит«Синяя гамма» в цветах обивки и приборной панели – фирменный стиль старой HR-V. Интерьер предельно прост, но эргономика водительского места – на высоком уровне.После рестайлинга салон не стал богаче, но строгость белого металла многим пришлась по вкусу. Расположение приборов и органов управления не изменилось.122 За рулем 07/2005 HONDA HR-V В ДЕТАЛЯХИСТОРИЯ МОДЕЛИ1998 год. Представлена трехдверная Honda HR-V. Двигатель – бензиновый шестнадцатиклапанный, 1,6 л, 77 кВт/105 л.с. (D16W1). Трансмиссия – М5 или А (CVT), 4х4 Real Time или передний привод. 1999 год. Пятидверная версия (база увеличена на 100 мм, прибавка досталасьзадним пассажирам). Новый двигатель – бензиновый, шестнадцатиклапанный, ссистемой VTEC, 1,6 л, 92 кВт/125 л.с. (D16W5). 2002 год. Рестайлинг: изменились передняя часть и интерьер автомобиля, появились противотуманные фары вбампере.Фиксирующая сетка, множество кармашков и отсеков для инструмента и… несерьезная для «джипа» «докатка». Впрочем, сюда уместится и полноразмерное колесо.Двигатель 105 л.с. – самый распространенный в России. Все основные данные – модель двигателя, комплектация, VIN – на синей табличке (вкружке). VIN продублирован и на моторном щите. За рулем 07/2005 123 ВТОРЫЕ РУКИHONDA HR-V В ДЕТАЛЯХПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ ОРИГИНАЛЬНЫХ ЗАПЧАСТЕЙЗапчастьСтоимость, $ Ремень ГРМ/его ролики75/103 Жидкость MTF/ATF Z1 (за литр)21/27 Жидкость DPSF/VTM4 (за литр)22/26 АКП (CVT)/гидропакет DPS7862/2750 Подшипник передней/126/ задней ступицы117 Комплект передних тормозных колодок/дисков172/449 Стойка/втулка стабилизатора поперечной устойчивости передней подвески115/27 Рычаг передней подвески (в сборе)375 Карданный вал (в сборе)3197 Жгут электропроводки водительской двери51 Крыло переднее288 Капот505 Передний бампер (до/591/ после рестайлинга)600 Фара393Среди дорестайлинговых машин на рынке больше всего трехдверок. Это, скорее, автомобиль для двоих – сзади свободно лишь детям. Спойлер на крыше – чисто декоративный: на скорость не влияет, но покупателям нравится.Внедорожные возможности HR-V ограничивает пластиковый фартук под бампером. Дополнительную защиту «Хонда» не рекомендует, чтобы не ухудшить охлаждение двигателя.Задняя подвеска – зависимая балка с тягой Панара. Втулки и стойки стабилизатора (стрелки) здесь служат заметно дольше, чем спереди. Сайлент-блоки рычагов способны пережить автомобиль. Сложнее всего заменить подшипник ступицы, это лучше доверить специализированному сервису.профилактически поменять и помпу: до четвертой сотни она может не дожить, аснимать ремни все равно придется. Кстати, если увидели следы от потеков антифриза возле дренажного отверстия в левой задней части двигателя – это первый сигнал. Обрывов оригинальных ремней за «Хондой» не замечено, зазоры в клапанах (они регулируются как на двигателях УЗАМ – упорным винтом толкателя) на хорошем масле не уходят ик 100тыс.км, поэтому расходы на обслуживание здесь минимальны – «масляное» ТО каждые 10тыс.км. Моторное масло – синтетика или полусинтетика уровня качества не ниже SJ API.КАРТИНА МАСЛОМВариатор (CVT) – одна из изюминок «Хонды HR-V». Традиционных планетарных «автоматов» на эту модель не предлагали, тем более что коробка CVT зарекомендовала себя неплохо. Плавный, без рывков ив то же время мощный разгон на оптимальных оборотахмотора может огорчить разве что слух – двигатель занудно поет на одной ноте. Динамика же с вариатором даже лучше, чем с «механикой», да и торможение двигателем достаточно эффективно. Однако любителям позажигать все же порекомендуем МКП. Вариатор не любит резкой, рваной езды – от нее изнашиваются стартовое сцепление и механизм реверса. При покупке переберите все режимы CVT, попробуйте плавно тронуться с места. Если выбор режимов сопровождается ударами в трансмиссии, а троганье – толчком, от такой машины лучше отказаться. Замена отдельных частей механизма помогает редко, а агрегат в сборе очень дорог. Для CVT до 2002года предусмотрено оригинальное масло CVT Transmission Fluid, с2002-го – ATF Z1. Подойдет оно и старым авто вместо CVTTF, а вот обратная замена недопустима. Интервал замены – 40тыс.км. С той же частотой положено менять масло ив МКП – оригинальное MTF (Manual Transmission Fluid). С ним ко-робка передач без нареканий служит более 300тыс.км. В виде исключенияподойдет и моторное, только обязательно минеральное масло 10W40; его максимальный срок службы – 20тыс.км. В заднем мосту полноприводных HR-V смонтирован оригинальный механизм включения с двумя насосами DPS (Dual Pump System). Один насос приводится от карданного вала, другой – отколес, при разнице их скоростей возникает разница давлений, которая и приводит в действие механизм подключения моста. Регламентный интервал замены масла DPSF – 120 тыс.км, но обновлять его приходится гораздо раньше – примерно через 60–70тыс.км. Кэтому пробегу на крутых поворотах вмосту возникает хрюкающий звук – значит, масло потеряло свои свойстваиначался износ деталей. Если продолжать ездить на старом масле, износ будет прогрессировать, и к 150– 200тыс.км придется покупать новый «гидропакет».124 За рулем 07/2005 ВТОРЫЕ РУКИHONDA HR-V В ДЕТАЛЯХ ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ РАБОТ У ОФИЦИАЛЬНОГО ДИЛЕРАРаботаСтоимость, $ Диагностика электронных систем автомобиля40 Диагностика состояния трансмиссии и ходовой/подвески40/25 Замена ремня ГРМ115 Замена жидкости в АКП/20/ заднем мосту (с промывкой)30 Замена АКП (CVT) в сборе225 Замена гидропакета DPS в сборе75 Замена подшипника передней/70/ задней ступицы45 Проточка/замена передних тормозных дисков150/75 Замена стойки/втулки стабилизатора поперечной устойчивости передней подвески25/15 Замена рычага передней подвески/обоих40/70 Регулировка углов установки колес50 Замена жгута электропроводки водительской двери50Авто после рестайлинга узнаваемы по противотуманным фарам в бампере. Пятидверный вариант отлично подойдет большой семье. А со сложенными сиденьями HR-V превращается в маленький фургончик.Передняя подвеска – типа «Мак-Ферсон». Чаще всего (30–40 тыс. км) изнашиваются втулки стабилизатора поперечной устойчивости (зеленая стрелка), реже (80–90 тыс. км) – его стойки. Сайлент-блоки можно заменить отдельно, но, как правило, их меняют вместе с рычагом в сборе с шаровой опорой – она служит около 150 тыс. км (в кружке). Амортизаторы выдерживают около 150 тыс. км, а верхняя опора стойки подвески практически вечная.У полноприводной HR-V «раздатка» крепится непосредственно к коробке передач.У переднеприводной версии на ее месте – глухая крышка.Steering Fluid), но не исключено, что она и не потребуется: замена регламентом не предусмотрена, за исключением явных признаков износа (сильное потемнение и горелый запах). Менять жидкость лучше всего последовательным замещением (ЗР, 2003, №4, с.246).Для замены лучше взять два литра масла: один уйдет на промывку (для прокачки системы придерживают вращающиеся задние колеса, пока автомобиль висит на подъемнике), другой – на окончательную заливку (в принципе, промыть можно и любой ATF, она сливается почти полностью). Есть и другой способ избежать досрочной замены DPSF – заливать масло нового поколения VTM4 («Хонда» выпускает его для других моделей). Оно намного лучше защищает детали и без проблем служит положенные 120тыс.км. Не менее требователен к маслу и гидроусилитель рулевого управления. Распространенная ATF губит его раз и навсегда. Для него подходит только «хондовская» жидкость PSF (PowerБОЛЬШОЙ ОРИГИНАЛОригинальные запчасти на «Хонду» дороги, но надежны и при долгосрочной эксплуатации окупают себя с лихвой. Так, сцепление на HR-V служит более 200тыс.км, карданный вал – 150– 200тысяч (он неремонтопригоден и меняется в сборе). Рулевая рейка – практически вечная, как и насос ГУР, а наконечники продержатся не менее 100тыс.км. Нет претензий ик тормозам. Задние – барабанные, их приходится контролировать лишь каждые 80–100тыс.км. Передние дисковые, несмотря на малый допуск на износ (0,5мм на сторону), также служат немало (колодок хватает на 40–80тыс.км). Главный их враг – соль и редкие поездки. Диски ржаве-ют, и колодки начинают неравномерно прилегать к поверхности диска, появляются неровности и трудноудаляемый, въевшийся слой окалины. Иногда такие дефекты можно устранить проточкой. Термической же деформации дисков (от перегрева и резкого охлаждения) на HR-V не наблюдалось. Надежна и система ABS. Тормозные шланги рассчитаны на весь срок службы, ажидкость DOT-4 меняют каждые три года. Кузов HR-V оцинкован до крыши и очень хорошо сопротивляется коррозии. По крайней мере, без «посторонней помощи» ржавчины даже на машинах первых лет пока не появилось. Впрочем, дополнительный антикор не помешает, особенно если много ездите по грейдерам и грунтовкам – «Хонда» не ставит подкрылки в задних арках.КТО РАНЬШЕ С НЕЮ БЫЛЭлектрооборудование HR-V практически безотказно – разъемы надежно герметизированы, а жгуты проводов защищены дополнительной изоляцией.126 За рулем 07/2005 HONDA HR-V В ДЕТАЛЯХНо при покупке машины с сигнализацией, управляющей центральным замком, постарайтесь проверить, как установщики подключили провода: многие, недолго думая, сверлят разъем в водительской двери, и через некоторое время контакты окисляются – приходится менять весь жгут. Кстати, для защиты от рядовых угонщиков хватит и штатного иммобилайзера (ответный чип – в ключе зажигания), им оснащали все автомобили. Обратите внимание на задние динамики: места для них отведено немного, поэтому при попытке вживить «неродную» акустику нередко повреждают пластмассу. Начальный угол опережения зажигания традиционно для «Хонды» задается вручную, поворотом корпуса распределителя. Регулировать его не требуется, а вот проверить, особенно если видны следы вмешательства, полезно. Не забудьте при этом замкнуть соответствующие контакты диагностического разъема. Пригодится разъем и вдали от фирменного техцентра – он позволяет считать коды ошибок (неисправностей) с помощью индикаторов на панели приборов (E ngine, CVT, SRS, ABS). Отключение аккумулятора здесь не вызывает проблем, только электростеклоподъемники «забывают» крайние положения. Чтобы вспомнить их, достаточно несколько секунд удерживать клавишу после того, как стекло дошло до упора. Благодарим дилерский техцентр «ФК МОТОРС» за помощь в подготовке материала.КАЛЬКУЛЯТОРВПОЧЕМ «ПАРКЕТНИК» ЗА МОРЕМ?Игорь МоржареттоПредлагают за 7450 евро. Ныне цены в Европе, особенно на вседорожники, немаленькие, так что мы нашли еще недорогой экземпляр. Если евро перевести в привычные нам доллары, то получается 9,7 тыс. И это пока в Германии. Дальше ставим прочерк в графе «дорожные расходы». Как и за сколько можно доставить автомобиль до вашего города, каждый решает сам, но меньше 500 долл. до Центральной России никак не получится. Не будем забывать, что еще до отправки за автомобиль придется оставить на таможне депозит, который ныне для такой машины равен 7тыс. евро! При расчете таможенного платежа разницу потом вернут (если только не придется еще доплачивать). Итак, автомобиль уже доставлен в Россию. Что придется потратить за право нацепить «Хонде» гордые российские номера? Таможенный платеж составит 3015 долл. да еще 1000 руб. (35 долл.) сбор за оформление. Итого в «сухом остатке» 13150 долл. за стильный «паркетник» с«автоматом». Напомним: цену доставки мы взяли минимальную. А теперь учтем еще «интерес» продавца, если пользоваться услугами фирмы или перегонщика. Согласно нашим данным, средняя цена за подобный автомобиль в России сегодня – 15 900 долл.! Так что если вам на рынке вМытищах предлагают такую машину «только что из Германии» меньше чем за 14 тыс. долл., будьте осторожны – она может оказаться собранной из «фрагментов» разных убитых «хондочек»!читательской почте ЗР по-прежнему немало вопросов о правилах и условиях ввоза в страну подержанных иномарок. Насколько вообще выгодно это сегодня? В ближайших номерах мы решили вместе с вами подсчитать, в какую сумму обойдется доставленная из-за рубежа неновая иномарка разного класса и возраста. Оговоримся сразу: машин старше семи лет касаться не будем – еще три года назад правительство на них ввело запретительные пошлины, так что ввоз таких крайне нерентабелен. Сосредоточимся на другой группе – «от трех до семи». Именно их в основном и везут сегодня в Россию. При расчете таможенных платежей все автомобили этой группы поделены на шесть классов, в зависимости от объема двигателя. Ставки таможенных платежей тоже установлены для них разные. Самые маленькие сборы – для микролитражек с объемом двигателя до 1л – 0,85 евро за 1 см з, но таких к нам, можно сказать, не везут – нет спроса. А вот следующие классы – самые массовые: от 1 до 1,5л (ставка здесь – 1 евро/см з). Подсчитаем для примера, во сколько обойдется очень популярный в Европе и США «паркетник» «Хонда HR-V». По объявлению на одном из известных немецких сайтов находим, судя по фото и описанию, очень симпатичную машину: трехдверную, полноприводную, золотистый металлик, выпуска 2001 года с двигателем 1,6 л. Есть АBS, АКП и кондиционер, пробег 150 тыс. км.На правах рекламыЗа рулем 07/2005 127