178
179
180
РЕМОНТ И СЕРВИСЛЕГКОСПЛАВНЫЕ ДИСКИЧЕРТОВО КОЛЕСОЕвгений Борисенков. Фото: Георгий Спиридонов 178 За рулем 08/2005 ЛЕГКОСПЛАВНЫЕ ДИСКИНародных колдобинах туго приходится не только седокам, но и автомобилю. Чаще всего достается колесам, особенно легкосплавным. Наглотавшись ям, они теряют форму и повреждаются. Далеко на таком не уедешь, но выбрасывать покалеченную деталь хозяева не спешат. Литье и так стоит дорого, а ведь на замену надо отыскать внешне похожий образец. Иначе придется «обновлять гардероб» целиком. Благо мир не без добрых людей – предприимчивые мастера за умеренную плату берутся возродить пострадавшее колесо. Будет ли оно «лучше нового»? Можно ли, не опасаясь последствий, ставить его на автомобиль?АТТЕСТАТ ЗРЕЛОСТИСтрого говоря, колесо – комплектующее I категории, прямо влияющее на безопасность движения. Прежде чем вывести новую модель в свет, ее подвергают комплексу серьезных испытаний – сертифицируют. Начинают с определения механических свойств материала. Лабораторному анализу подвергают образцы, вырезанные из самых нагруженных зон. Следующий этап – контроль геометрических размеров. Далее следует тест на изгиб с вращением – имитация нагружения колеса при движении вповороте. С этой целью обод крепят квращающейся планшайбе, а ступицу нагружают изгибающим моментом. После оценивают сопротивление усталости при динамической радиальной нагрузке – колесо в сборе с шиной катают на беговом барабане до появления трещин. Чтобы проверить жесткость бортовых закраин, на обод давят стержнем в критических точках (вентильное отверстие, зоны напротив и между спицами). Закраина может согнуться, но не должна треснуть. Следом определяют сопротивление колеса удару под углом 30°, роняя груз с некоторой высоты. Завершают цикл испытания на герметичность в жидкостной ванне и на коррозионную стойкость в камере с солевым туманом. Лишь после этого продукт, успешно преодолевший все тяготы, попадает в продажу. А как он выглядит после ремонта?– поврежденное колесо надевают на горизонтальную ось и гидроцилиндром через оправку выправляют вмятину. Результат полностью зависит от старания и квалификации мастера. Иногда получается «один в один» – от подлинника не отличишь. Беда в том, что порой сходство чисто внешнее. Алюминиевый сплав хоть и пластичен, но чувствителен к концентраторам напряжений – микротрещинам. Разглядеть их «на свет» практически невозможно – требуется рентгеновский анализ. Разумеется, такого аппарата в шиномонтаже нет, авфлюорографию при соседней поликлинике вас вряд ли пустят. Остается надеяться на авось. Вероятность разрушения восстановленного колеса 50% – или развалится, или нет. А шампанское все равно выпьют – не вы, так за вас. Впрочем, если в колесе обнаружится разрыв материала, в первой попавшейся мастерской с таким связываться не рискнут. В специализированных заведениях спектр услуг куда шире – тут и выправят, и аргоном заварят, и восстановят утраченный фрагмент. Но издесь никаких гарантий вы не получите – устные заверения в расчет не идут. Ведь правка чревата микротрещинами, сварка – нарушением структуры металла в зоне шва, фрагмент может оказаться из другого сплава, а ремонтная краска вряд ли повторит достоинства промышленного порошкового покрытия. Выход, конечно, есть – вновь сертифицировать возрожденное колесо, пускай методами неразрушающего контроля. Только это, сами понимаете, утопия. Куда проще (и дешевле!) купить новое колесо. Впрочем, судя по обилию колесных дел мастерских, потребитель судит иначе. Каким же красноречием надо обладать, чтобы убедить человека рискнуть! Вооружившись расколотым колесом, мы отправились по нескольким адресам выслушать аргументы.Типичные разрушения «отремонтированных» колес. Еще немного, и диск навсегда расстался бы с ободом.Длина утраченного фрагмента – 100 мм. Латание такой прорехи обойдется минимум в тысячу рублей.Старательный мастер сумеет восстановить форму. Сумеет ли он восстановить прочность? Не прошедший испытаний образец «тянет» впереплавку всю партию.НА ЧЕСТНОМ СЛОВЕОпасаясь попасть в лапы «леваков», знакомство начинали с проверки документов. Лицензии предъявляли охотно – видимо, содержать мастерскую, оставаясь глубоко в тени, нынче невыгодно. Правда, интересующие нас услуги вдокументе конкретно не оговаривались. В лучшем случае – «ремонт автомобильных колес», в худшем – просто «шиномонтаж». А вот сертификат – грамоту, гарантирующую качествоНА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХСтанки для правки гнутых ободьев есть нынче едва ли не в каждом шиномонтаже. Принцип действия предельно прост На правах рекламыЛЕГКОСПЛАВНЫЕ ДИСКИработ, нигде обнаружить не удалось. Чтож, сертификация – дело добровольное, ана нет и суда нет. Охотнее всего на контакт шли там, где занимаются восстановлением геометрии: зачем скромничать, когда припасен в полном смысле железный аргумент – фирменный станок для правки колес. Они же там умные, знают, что делают. Правда, изучение шильдиков показало, что «фирмы» родом из Турции и Ливана (а вовсе не из Канады, как утверждают некоторые владельцы). Похоже, станки изготавливают мелкие предприятия, готовые ради прибыли удовлетворить любой спрос. Возвращение квадратному колесу классической формы обошлось нам вдесятую часть стоимости нового – около 600рублей. К чеку прилагалась устная, но безапелляционная гарантия – «годно без ограничений!». Мастера по заварке трещин и восстановлению утраченных фрагментов, как правило, общаются с клиентами через два окна: одно для приема колес, другое – денег. Оно и понятно – кроме малопрезентабельной аргонной горелки, им продемонстрировать нечего. Цеховая солидарность напрочь отсутствует – коллег-конкурентов обзывают убийцами и халтурщиками. – Там наляпают, раковины зашпаклюют, и на токарный станок. После первой поездки все развалится, автомобиль – под откос. А у нас все вручную, по-человечески! Прочность – идеальная: наплавляли по полколеса, назад никто не возвращался! К счастью, рост числа потенциальных жертв сдерживается ценой на услугу. Один сантиметр шва – 100руб., правка геометрии – до 800, окраска – 600. В большинстве случаев новое колесо обойдется дешевле. Итог очевиден – колеса из легкого сплава ремонту не подлежат! Для многих это плохая новость. Но есть, как водится, и хорошая. За тонну сплава во вторсырье дают от 800 до 1000долларов! При наших дорогах недолго разбогатеть. Редакция благодарит заслуженного деятеля науки и техники России, профессора, д.т.н. Ирину Демьянушко и руководителя сертификационной испытательной лаборатории колес автомобилей Александра Вахромеева за помощь в подготовке материала.Падение груза под углом 30 градусов имитирует удар обода о бордюр.Тест на изгиб с вращением позволяет оценить «стойкость» колеса при движении в повороте. Жесткость боковой закраины колеса проверяют на прессе.180 За рулем 08/2005