120
121
ЭКОНОМИКАЦЕНА И КАЧЕСТВОДЕШЕВОГО БЕНЗИНА НЕБУДЕТАндрей Морозов. Фото: Николай ЧебановВначале года «За рулем» предложил свой прогноз возможного изменения цен на бензин. Наши эксперты посчитали тогда: резкого повышения розничных цен не произойдет – они будут расти плавно, хотя и неминуемо. В своих оценках, как оказалось, мы были недалеки от истины. Вконце весны некоторые «горячие головы» прочили резкий, до 20% скачок цен, но, к счастью, этого не случилось.СУЕТА ВОКРУГ ПОСЕВОВВо многом этому помешало государство, введя высокие пошлины на вывоз сырой нефти. – Высокие пошлины сейчас заставляют нас искать сбыт внутри России, – говорит вице-президент «ЛУКойла» Леонид Федун. – При этом наша компания больше не будет искусственно сдерживать цены на своих АЗС. Просто станем двигаться вместе с рынком. Это признание – свидетельство того, что бензиновый бизнес в России можно уже рассматривать как вполне цивилизованный. Сложился баланс спроса ипредложения. И дальше, если ничего экстраординарного не произойдет, цены на бензин будут расти в среднем на 1% вмесяц, что по темпам совпадает с мировыми тенденциями. В чем же тогда причина весенней бензиновой лихорадки? Ажиотаж устроили прежде всего… политики. Так, вразгар посевной губернатор Красноярского края Александр Хлопонин заявил, что рост цен на бензин страшнее монетизации: – Перед началом посевной кампании в сибирских регионах цены на нефтепродукты выросли на 40%, но субъекты федерации не имеют рычагов влияния на эту ситуацию, – заявил губернатор, – сверхдоходы в виде пошлин и акцизов от продажи топлива по завышенным ценам остаются на федеральном уровне. Регионы от этого ничего не имеют… Правда, – добавил он, – посевную кампанию мы пройдем без срывов. Никакого отношения к собственно ценам на бензозаправках это и ему подобные высказывания не имеют. Если перевести с политического языка на обыч-ный, то это острое желание региональных чиновников зафиксировать цены на топливо для сельхозработ или получить на эти цели субсидии из казны. Независимо от реакции федеральных властей подобные «инициативы» способны раскачать рынок бензина – механизм, надо сказать, весьма чувствительный. К счастью, в этом году он очередную атаку выдержал. Если бы она удалась, мы в России получили бы ситуацию, схожую с той, что была на Украине. Там «оранжевый» премьер Юлия Тимошенко обвинила российские топливные компании в заговоре против «незалежности», а затем ввела фиксированные цены на бензин. Итог – топливо на украинских АЗС тут же пропало, и впервые за многие годы на заправках возникли очереди. После нескольких раундов переговоров украинское правительство перед нефтяниками извинилось, цены отпустили (потом, правда, они выросли, но совсем немного – на рубль, в переводе на российские деньги). Конфликт был погашен, бензин у на-ших соседей снова повсеместно – добраться на своей машине до Крыма этим летом можно без проблем. Но, как говорится в одном анекдоте, «осадочек остался» и выразился в том, что Украину на саммите ЕС не признали страной с рыночной экономикой. Рухнули инвестиционные рейтинги, страна осталась без долгожданных западных вливаний.ПОДЕШЕВЛЕ ИЛИ ПОЛУЧШЕ?– Да какое нам дело до политики, посевных и инвестиций! – гневно заметит иной читатель. – Мне надо мой «жигуль» подешевле заправлять, чтобы на дачу доски возить, а с дачи картошку. Нефтяники жируют, государство бездействует, а мы… Доколе! Справедливо, в общем-то. Государству до забот рядового потребителя бензина АИ-92 формально дела нет. Хотя бы потому, что оно сегодня на бензиновом рынке выступает как игрок, а не контролер. Установленные им высокие акцизы на топливо – одна из причин того, что наши розничные цены превзошли американские. При этом качество бензина находится в весьма странной связи с ценой: чем оно ниже, тем ниже акциз. Например, за бензин марки 80 в казну надо платить 2657 руб. за тонну, за 92-й и выше – уже 3629 руб. Если перевести на литры, то акциз в литре АИ-92 доходит до 2,6–2,7 руб. (около 17% от стоимости). Получается, что правительство подталкивает нечистых на руку дельцов: давайте, ребята, «бодяжьте» – сегодня это выгодно… Минэкономразвития вроде хочет изменить такой порядок вещей: предлагают понизить ставки акцизов для качественных видов топлива. Такое, по расчетам министерства, снизит цены на высокооктановый бензин идаст возможность заводам больше вкладывать в реконструкцию и модернизировать мощности. В чем они крайне нуждаются.Походная лаборатория может заявиться на АЗС «ЛУКойл» в любое время суток.120 За рулем 08/2005 ЦЕНА И КАЧЕСТВО ЗАПРАВКА С КОМФОРТОМ– Когда говорят о цене бензина, упоминают только один аспект его стоимости – нефтяной, – говорит глава пресс-службы «ЛУКойла» Дмитрий Долгов, – но ведь никто не покупает бензин прямо из трубы. На цену бензина влияет еще стоимость строительства, реконструкции и содержания автозаправочных станций. А это немалые суммы. Мы беседуем с ним на Ленинградском шоссе, возле новенькой станции «ЛУКойла». Слово «бензоколонка» у «ЛУКойла» ныне под запретом. С этого года компания ввела новые стандарты для своих АЗС. Там, между прочим, обязательно должен быть магазин с солидным набором товаров, бар, стойка со свежей прессой, даже стенд для компакт-дисков. Глупости все это! – скажет ктото. Но с цифрами не поспоришь. После реконструкции этой АЗС в соответствии с новой концепцией реализация бензина выросла в 1,6 раза, а сопутствующих товаров – в два раза. Выходит, готов российский водитель к цивилизации – только дайте ее! На наших глазах на АЗС въезжает микроавтобус с надписью «Контроль качества нефтепродуктов». Производят забор пробы из подземной цистерны и тут же в автобусе подвергают анализу. Через несколько минут – результат: бензин АИ-95 соответствует ГОСТу. Все это замечательно: и нарядные заправщицы, и обходительный персонал, и свежие пончики в кафе. Вот только строительство одной такой АЗС в пределах Московской области обходится в 1–1,5 млн. долларов. Кто же в итоге будет платить за качество и контроль? Ну конечно же мы с вами. Но если уж платить – то хотя бы ощущая свою причастность к цивилизации. Обратной дороги к ржавой бочке у России, видимо, уже нет.На правах рекламыДИНАМИКА ЦЕН ПО РОССИИ В 2005 Г. (ПРОГНОЗ) В ПРОЦЕНТАХ К ДЕКАБРЮ 2004 Г.120 % 110100цены на товары и услуги90цены на бензин цены на нефть80дек. 2004янв. февр. март 2005апр.майиюнь июльавг.сент.окт. ноябрь дек. 2005НЕФТИ МНОГО, БЕНЗИНА НЕ ХВАТАЕТРоссия – страна парадоксов. Добывая миллиарды бочек нефти, мы регулярно испытываем недостаток бензина. Наша нефтепереработка может обеспечить лишь 70% от необходимого количества АИ-92, а нехватку АИ-95эксперты оценивают в миллион тонн в год. Вообще же сегодня в России из сырой нефти вырабатывается несравненно меньше бензина, чем, скажем, в США. Из тонны нефти в РФ получают 150 литров бензина, а там – 430–450 литров… Нужны комментарии?