232
233
234
СПОРТ И ТЮНИНГИЖ-РАЛЛИ 4х4ФОРМУЛА ЛЮБВИЕвгений Борисенков. Фото: Константин ЯкубовКаких только машин не увидишь на старте отечественных ралли! Мощные «субару» и «лансеры», бюджетные «саксо», ВАЗы всех сортов… Допотопные «волги» – и те рвутся в бой. А в прошлом сезоне на трассах появился совсем необычный новичок – доведенная до спортивных кондиций «Ода» оказалась… полноприводной. Ижевский автозавод здесь, как выяснилось, ни при чем – автомобиль спроектировали и построили в подмосковном КБ «Моторспорт». С единственным в своем классе (Р12) отечественным болидом с колесной формулой 4х4 нас познакомил руководитель коллектива – кандидат в мастера спорта, призер чемпионата России по ралли Дмитрий Овчинников.почти все заняты конструированием ракет. Автоспорт – это для души, но подход профессиональный, космический. Начинали с доводки до ума старенького«Форда-Сьерра Косворт 4х4». Узнав ополноприводной «Оде», решили вернуться на родную землю. Руководство завода (первый и пока последний раз) пошло навстречу – гонцам КБ «Моторспорт» продали не готовый продукт, а полуфабрикат. Голый остов с мотором и трансмиссией доставили на автовозе и,не теряя времени, приступили к работе.НЕ ЧИСЛОМ, А УМЕНИЕМКонструкцию кузова постарались по возможности сохранить: вдруг ИЖ наладит мелкосерийный выпуск спортивной версии? Глянут в чертеж, а тут и переделывать ничего не требуется – лишь кое-что усилить. Так и поступили: вырезав слабый (по меркам автоспорта) эле-ЗЕМЛЯ И НЕБОРасположено КБ в городе Королеве. Контингент соответствующий – на работемент, на его место тут же вваривали доработанный. Очень кстати пришелся установленный по требованию регламента каркас безопасности – на него замкнули основные «силовые цепи». Получилась жесткая, легкая и технологичная(!) конструкция. Входящий в серийную комплектацию мотор – легендарный вазовский 2106 для современного спорткара, разумеется, не годился. Первым делом заменили карбюратор на отечественный же инжекторный комплект от «двести четырнадцатой» «Нивы». Оттуда же позаимствован контроллер «Январь» с доработанной под гоночную специфику программой. При доводке механики упирали на надежность: мотор вышел среднефорсированным. Избегали дорогостоящих решений вроде сборного коленвала и сухого картера – экономия! Обошлись минимумом: полировкой каналов впуска-выпуска, ус-232 За рулем 08/2005 ИЖ-РАЛЛИ 4х4тановкой кованых поршней и нестандартного распредвала. В систему охлаждения встроили трехрядный радиатор «Газели» идва вентилятора от «восьмерки». Работой последних руководят «персональные» датчики, оттарированные на 87 и103°С соответственно. Родной бензобак с креплениями остался на штатном месте – регламент. Топливо качает электронасос «Бош» (не импортный – из Саратова!). Позже схему планируют изменить, оснастив для надежности двумя помпами. Ради лучшей развесовки мотор вместе с подрамником сдвинули к «хвосту» на 70 мм. Одна переделка породила другую: чтобы поддон не наехал на редуктор переднего моста, пришлось изменить его форму. Тогда в него перестал влезать штатный масляный насос. К счастью, подошел тот, что от «41-го» «Москвича». А еще в системе появилась дополнительная магистраль для смазки подшипников… будущего турбокомпрессора! Пока, увы, заглушенная. Прибавка мощности и момента непременно потеснит серийные сцепление и пятиступенчатую вазовскую коробку.Элементы декора салона хорошо горят, потому в спортивной технике – вне закона. Панели приборов повезло: она – элемент пассивной безопасности.Ручной тормоз с гидроприводом действует на задние колеса. В перспективе рядом появится регулятор («перед–зад») тормозных сил.Заменять негодные реле и предохранители – забота штурмана. Много времени это не требует – все «под ногами» и на виду.Планируют устанавливать кулачковую КП от «ТоргМаша». Раздаточная коробка приводится через ШРУС. По опыту эксплуатации «Нивы», решение не слишком удачное. Впрочем, комфорт экипажу раллийной машины и так не положен – главное, чтобы надежно работала. Теперь, когда внутри серийного корпуса вращаются валы и шестерни собственного изготовления, сомнений на этот счет нет. А вот родная (ижевская) начинка не протянула и одной гонки – сырье! Памятуя о сверхзадаче (как можно больше российского), оба карданных вала менять не стали, а лишь привели всоответствие чертежам и отбалансировали. В переднем мосту вместо главной пары 3,9 теперь стоит пара 5,0, а обычный межколесный дифференциал уступил место самоблокирующемуся. А вот цельную заднюю балку отвергли еще на стадии проектирования – с таким анахронизмом в гонках можно участвовать, но никак не побеж-дать. Зато полностью новая трехрычажная (два поперечных рычага и продольный) независимая подвеска с подруливающим эффектом вышла хоть куда! Корпуса задних стоек (как, впрочем, и передних) изготовили самостоятельно, а вкладыши – гидравлические с газовым подпором – приобрели у питерской фирмы «Плаза». Пружины тоже типовые – «копеечные» спереди и «восьмерочные» сзади. Пре-Тормоза с перфорацией эффективны даже вгрязи. Для асфальтовых гонок предусмотрены механизмы больших размеров. За рулем 08/2005 233 СПОРТ И ТЮНИНГИЖ-РАЛЛИ 4х4Схему привода, разработанную инженерами ИЖа, трогать не стали. Но для повышения надежности многие элементы усилили.Под капотом появились усиленные «стаканы» стоек передней подвески, насос гидроусилителя, «нулевой» воздушный фильтр.Все четыре тормозных механизма – дисковые, от серийного ВАЗ-2112. Единственное усовершенствование – перфорация для лучшего удаления грязи с поверхностей трения. После «разделки» колесных арок автомобиль готов принять колеса диаметром до 18 дюймов, но пока опирается на скромные 15-дюймовые покрышки «НИИШП-ралли» на кованых дисках АТ. Много хлопот доставило рулевое управление. В «родном» сразу вылезли ошибки кинематики – при повороте руля схождение передних колес изменялось в пределах 10°! В ход пошли детали все от того же «Косворта». Сегодняшний расклад таков: механизм, тяги и усилитель – «фордовские» (точнее, ZF), а поворотные кулаки и масляный радиатор – самодельные. Вариант не окончательный – поиски продолжаются!КТО СКАЗАЛ «ПРОЕХАЛИ»?Первый опытный образец (кстати, вывезший экипаж на второе место в классе на Кубке России-2003) стоит около $20 тысяч. При мелкосерийном производстве стоимость, очевидно, упадет. Интересное предложение, и не только на внутреннем рынке, – автомобиль попадает в европейскую классификацию «Супер1600». Будет жаль, коль надежды не оправдаются. Технологию ковки блохи разработали еще в позапрошлом веке – пора ставить дело на поток!Двигатель во имя надежности сильно не форсировали, использовав систему впрыска от «двести четырнадцатой» «Нивы».Регулируемая трехрычажная подвеска с подруливающим эффектом пришлась впору спортивной машине.дусмотрели настройки (как же без них!) – длину поперечных рычагов и высоту установки пружин можно регулировать. Конструкция привода задних колес полностью повторяет привод пе-редних: редуктор, вал, внутренний ШРУС от «Нивы», наружный – от ВАЗ2108. Поскольку вал редуктора вращается в обратную сторону, пришлось заменить сальники.234 За рулем 08/2005