140
141
ГРУЗОВИКИMERCEDES-BENZ TOURISMOЮБИЛЕЙ «ТУРИСТА»Юрий Нечетов. ФотоавтораДело было лет пять назад… Колесил я по итальянским Альпам в поисках красивых пейзажей для фотосъемки автомобиля. Выбрался на заброшенную дорожку – узенькая лента потрескавшегося асфальта, припорошенная листьями, причудливыми изгибами уходит в горы. Карабкаюсь на первой-второй передаче и благодарю судьбу, что у меня маленький юркий «Фольксваген-Лупо». И тут… я просто потерял дар речи! На одном из «тещиных языков» вижу громадный пустойавтобус! Монстр застыл, упершись носом в скалу и вывесив корму над обрывом. Господи, как он вообще сюда попал? Откуда-то возник причитающий водитель, ростом чуть больше гнома. Не надо было знать итальянский, чтобы понять: бедняга заблудился и продирался вперед в надежде найти площадку для разворота. Я провез его еще несколько километров, где дорогу преградил поваленный ствол. Потом была эпопея спасения: полтора часа беготни вокруг пятящегосяпо серпантину автобуса, вопли «влево», «вправо», «стоп» на немыслимой смеси языков и сорванный под конец голос. Так состоялось мое знакомство с автобусом «Мерседес-Бенц Туризмо». Эту модель производят в Турции на заводе Mercedes Benz Turk A.S. с 1994 года – сначала под индексом «О350», а с 1999-го как «Туризмо». Двенадцатиметровый лайнер имеет две модификации – RHD (Regular Height Deck) высотой 3,65м и довольно редкая SHD (Super Height Deck) «ростом» 3,88м. С конвейерасошло уже ровно 10000 машин. В ознаменование этого выпустили специальную ограниченную серию в 70 автобусов. На одном из них довелось поездить. Впрочем, юбилей – не единственный повод для знакомства, «Туризмо» значительно обновили. Например, благодаря легкосплавным колесным дискам, сэндвичевой конструкции алюминиевого пола грузового отсека (вместо прежнего фанерного), алюминиевым же бакам и некоторым другим новшествам автобус сбросил в весеДвигатель – турбодизель с насос-форсунками, вертикальная рядная «шестерка» OM457 LA объемом 12 ли мощностью 422 л.с. Справа виден 30-киловаттный отопитель «Вебасто».Полукруглая приборная панель весьма эргономична – к переключателям не приходится тянуться. Пневмоподвеска кресла автоматически подстраивается под вес водителя.Объем багажников – 10,5 м з. В отсеке позади центрального входа можно оборудовать спальное место для сменного водителя, впереди – туалет. MERCEDES-BENZ TOURISMOНаиболее заметное отличие машин юбилейной серии – передняя декоративная панель из полированного алюминия и легкосплавные колесные диски.около полутонны. Весь выигрыш достался грузовым отсекам – масса багажа увеличилась почти наполовину. Свою долю в снижение массы внес и новый облегченный ведущий мост от «Травего» (ЗР, 2005, №3) – от него же и усилитель рулевого управления. Можно заказать три варианта главнойпередачи – «шоссейную» 2,85, универсальную 3,08 или «горную» 3,15. На тестовом автобусе стоит средняя пара. Машина достаточно уверенно идет в подъем, но на автобане на VI передаче при максимально разрешенных для автобусов 100км/ч стрелка тахометра упирается в верхнюю границу зеленой зоны – 1600об/мин. Учитывая, что начинается зона от 1000 об/мин, шесть передач – это минимум, который позволяет держаться в границах экономичного режима. Самая ходовая передача – высшая, поэтому, в отличие отлегковых коробок, она прямая – 1,00. Пристальное внимание уделили безопасности: ABS, ASR, дисковые тормоза на всех колесах, двухточечные ремни на пассажирских местах. А еще круиз-контроль и мощный гидродинамический тормоз-ретардер. Без него удержать тяжелую машину на длинном спуске невозможно – тормозного момента двигателя не хватит, а тормоза перегреются. Излишне размашистыми показались ходы рычага, а привод коробки огорчил низкими избирательностью и четкостью включения. Отмечу также расположенный на полу крохотный рычажок стояночного тормоза, за которым приходится буквально нырять под кресло. Впрочем, этой парой список обнаруженных недостатков и ограничивается. В активе же «Туризмо» проверенная конструкция и высочай-шая надежность – порой машины пробегают в год до 400 тыс. км! Все правильно: автобус не должен простаивать, апассажиры выматываться в дороге. Поэтому бак на 400л (по шоссе с ним можно пройти полторы тысячи километров), спальник для отдыха второго водителя (с телефонной связью с водительским местом), кухонный блок, туалет, два холодильника, кондиционер, 30-ваттный отопитель. Чтобы не заблудиться – навигационная система. Для развлечения – аудиосистема с тюнером, кассетным магнитофоном, CD- и DVDплейерами, два 14-дюймовых монитора. Любители почитать могут воспользоваться индивидуальной «штурманской» лампой. На ночь, чтобы не толкаться локтями, боковые кресла выдвигают впроход, откидывают спинки и подножки – вполне можно подремать, учитывая мягкую регулируемую пневмоподвеску. Кстати, комфортабельно путешествовать теперь могути российские пассажиры – компания «ЕвоБус Руссланд» импортирует «Мерседес-Бенц Туризмо» в Россию. Правда, удовольствие обойдется в 275 тыс. евро.ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМодельMERCEDESBENZ TOURISMOСнаряженная масса, кг13 260 Полная масса, кг18 000 Размеры (длина х ширина х 11980х2500х высота), мм3647 (3880*) База, мм6250 Число пассажиров44 или 49 (46 или 50*) Объем багажников, мз 10,5 (11,6**) Максим. скорость, км/ч140 Тип двигателя, ТД расположение, число P6 цилиндров Рабочий объем, смз 11 970 Мощность, кВт/л. с.310/422 при об/мин1900 Максим. крутящий момент, Н . м1900 при об/мин1100 Коробка передачМ6 (GO 190) Подвеска: на пневмобаллонах сперединезависимая сзадизависимая Тормозадисковые, ретардер Размер шин295/80R22,5* Отличающиеся характеристики модификации SHD. ** Модификация без туалета.За рулем 08/2005 141