210
211
212
ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ,ИЗОБРЕТЕНИЯРЫБНЫЙ ДЕНЬПолучившийся в итоге подражания природе «Бионик-кар» смотрится весьма современно, как снаружи……так и внутри.Трудно сказать, в чью светлую голову пришла идея «просушить» пойманную в Красном море экзотическую рыбку-кузовок (Ostraciidae) в… аэродинамической трубе. Результат буквально ошеломил: угловатое тело, над которым природа трудилась на протяжении тысяч, а может, и миллионов лет, показало СХ=0,04! Впечатляет! А ведь примерно в такие контуры можно вписать… салон автомобиля. Пластиковая модель рыбки лишь немного уступила оригиналу – ее СХ = 0,06. Настал черед дизайнеров, нарисовавших по моти-вам рыбки-кузовка концепт-кар «Мерседес-Бенц Бионик». В модели масштаба 1:4 удалось получить СХ=0,095. Руководство фирмы, не скупясь, дало добро на изготовление ходового концепта с мотором, си-А это скелет, сваренный по рыбному рецепту.деньями и колесами. Обтекаемость, конечно, ухудшилась: получили «лишь» С Х=0,19. Но, скажем, у «Мерседес-Бенца» А-класса, кажущегося нам аэродинамически вполне достойным, коэффициент сопротивления 0,29. Венцом ихтиологических изысканий стал четырехместный автомобиль, развивающий со 140-сильным дизельным мотором до 190 км/ч, набирающий сотню за 8,2 си расходующий всмешанном цикле лишь 4,3 л топлива на 100 км. А в устоявшемся режиме на скорости 90км/ч (кстати, так принято измерять экономичность по нашему ГОСТу) расход составил лишь 2,8л! Что касается скромной «ма-Рыбка-кузовок (по-английски – boxfish) довольно неуклюжа – но только на вид.ксималки», то ее ограничили не возможности мотора, а узкие плавн… То есть шины. Рыбка-кузовок подсказала дизайнерам не только форму. Ее тело покрыто жестким панцирем из сросшихся шестиугольных костных пластинок, обладающих максимальной жесткостью при минимальной массе. Конструкторы скопировали и это достижение эволюции, получив 40-процентную прибавку в жесткости кузовных панелей против обычных значений и снижение массы кузова на 30%. А МОТОР-ТО В КОЛЕСЕНа выставке «Отомотив инжиниринг-2005» в Иокогаме (Япония) фирма «Мицубиси» представила любопытный электромобиль MIEV (Mitsubishi in-wheel-motor electric vehicle). Его конструктивная особенность ясна из названия: тяговые электромоторы установлены непосредственно в колесах. Так сэкономили немало места, необходимого для большой литиево-ионной батареи. Базой для этой разработки послужила японская версия «Кольта», из которой убрали «лишнее», включая двигатель, трансмиссию, бензобак и т.д. Вместо этого появились силовой преобразователь напряжения, высоковольтная батарея емкостью 40 А . ч и два мотор-колеса мощностью по 20 кВт. Отпала необходимость ив дифференциале – моменты наВсе самое интересное – сзади под полом багажника. Остальное пространство в полном распоряжении дизайнеров.колесах уравнивает электроника. Не за горами и полноприводный образец. «Кольт MIEV» не станет серийным, но позволит отработать мно-гие технологические решения для будущего водородомобиля – в конце концов, мотор-колесам все равно откуда берется ток.ПО ДРЕВНИМ ЗАВЕТАМГоворят, когда-то огонь добывали трением. Конечно, постараться приходилось немало, но если бы палочку крутил электромотор, дым пошел бы очень быстро. В наши дни технологи использовали этот эффект для так называемой сварки трением, когда две плотно прижатые детали вращаются относительно друг друга. Так удавалось соединять однородные металлы, но чтобы приварить сталь к алюминию… Фирма «Мазда» утверждает, ей удалось решить задачу: именно таким экзотическим способом приварены стальные петли к алюминиевой крышке багажника родстера MX-5. Как известно, основную проблему при сварке разнородных металлов представляет разность электрохимических потенциалов, создающая нечто подобное миниатюрной батарейке. Стоит влаге попасть на шов, начинается электролиз, быстро разъедающий металл. Именно поэтому электрики никогда не скручивают вместе алюминиевые и медные провода, а используют переходные муфты. Алюминиевые радиаторы также всегда изолируют от соприкосновения со стальным кузовом, ина-че скорой течи не избежать. Технологи «Мазды» сумели найти не только оптимальный режим сварки трением, но и нужное гальваническое покрытие стальной детали, которое сохраняется при сварке и препятствует образованию электрохимической разности потенциалов. Процесс защищен более чем 20 патентами иделает, как утверждают, соединение стали и алюминия несравненно более простым, чем, например, заклепками. А значит, иболее дешевым.Первая в мире установка для сварки стали и алюминия трением прописалась на «Мазде».Гости и работники фирмы придирчиво осматривают соединения на крышке багажника. За рулем 08/2005 211 ТЕХНИКАРУБРИКУПОДГОТОВИЛ АЛЕКСЕЙВОРОБЬЕВ-ОБУХОВОХОТА К ПЕРЕМЕНЕ МЕСТОдин из ведущих производителей систем пассивной безопасности – фирма «Отолив» решила кардинально изменить места крепления диагональной ветви трехточечного ремня. Если раньше они располагались на средней стойке кузова слева от водителя (и справа от пассажира), то теперь – в углу спинки сиденья, справа от водителя. Переедут и пряжки: они окажутся не между сиденьями, а со стороны дверей. Казалось бы, какая разница? Дело в том, что обычный ремень не в силах воспрепятствовать выскальзыванию плеча изпод диагональной ветви, если водителя бросит вправо. И тогда при перевороте ничто не спасет голову от контакта (порой фатального) с потолком. При новой схеме выскользнуть вправо невозможно, а влево – не даст боковая стенка кузова. Для пассажира, естественно, все наоборот. Надежному удержанию тела в кресле способствует и пиротехнический преднатяжитель с ходом 150 мм: он срабатывает от датчика, фиксирующего начало опрокидывания. Параллельно с презентацией новых ремней профессор Ола Бострём представил дополнительные подушки безопасности SSA (Side-Support Airbag), обеспечивающие лучшую боковую поддержку. Утверждают, что все эти меры помогут значительно снизить количество смертельных исходов при опрокидывании. А ведь только в США так расстаются с жизнью до 10 000 человек в год!На кинограммах, сделанных высокоскоростной видеокамерой, отчетливо видно преимущество новой системы крепления ремней безопасности (внизу) перед традиционной (вверху).КЛИН КЛИНОМ…«Хед-Ап дисплей» (HUD) позволяет проецировать графическую информацию на ветровое стекло так, чтобы картинка казалась водителю висящей в воздухе на фоне набегающей дороги. Сложность в том, что при довольно сильном наклоне стекла проектор приходится размещать в не самом удачном месте – на горизонтальном участке «торпедо» за щитком приборов. Проблему решили, навалившись «всем миром»: вклад внесли «Дюпон», «Асахи Гласс» и «Ниппон Сейки». Ключ нашли в пленке, которая заключена между двумя слоями стекла-триплекса. Обычно у нее одинаковая толщина по всей поверхности, но для успешной работы HUD пленка должна иметь клинообразное сечение. Именно на этот промежуточный слой пластика проецируется картинка. Фирма «Дюпон» научилась производить прозрачный клин (Wedge) из специального материала Butacite PVB, роль «Асахи Гласс» – в изготовлении трехслойного стекла на клиновидной основе, а «Ниппон Сейки» разработала проектор, выдающий контрастную и четкую картинку. Водителю для считывания информации не нужно изменять фокусировку глаз (это особенно важно для дальнозорких). Более того, он может регулировать яркость изображения и «передвигать» его по стеклу. «Клин» найдет применение, вчастности, в автомобилях концерна «Дженерал моторс».Технология Wedge бросается в глаза, оставаясь незаметной: проектор теперь не виден, зато создаваемая им картинка четкая и яркая.212 За рулем 08/2005