128
ЭКОНОМИКАИНВЕСТИЦИИдено множество жилых зданий, предприятий, и они стоят вот уже по 200–300 лет. Сейчас разрабатывается проект завода. По словам представителя компании, какие-либо типовые схемы они не применяют, но, создавая предприятие, среди множества факторов обязательно учитывают и местную специфику, и современные архитектурные тенденции. Самой современной будет и начинка завода. В качестве базовой модели уже названа «Кэмри», но при мощности завода 50 тыс. автомобилей в год в проект закладывается возможность увеличения ее и до 200 тысяч: используемая «Тойотой» технология позволяет производить одновременно три-четыре модели. Какие? «Может, «Королла», может, «Лексус», – улыбается г-н Чибо, – надеемся, что рынок в России будет расти, имы готовы откликнуться на все его запросы». Выходит, «Кэмри» ценой под $30 000 отвечает самым насущным потребностям рынка.Как не порадоваться за соотечественников... «Невидимая миру» работа, идущая сейчас в кабинетах руководителей корпорации и городского правительства, – это масштабный тендер. В течение ближайших месяцев надо изучить исравнить все заявки и назвать две компании-победительницы. Одна станет генеральным подрядчиком по земляным работам, другая – будет строить заводские корпуса. «Может, тендер на генеральный подряд выиграют русские компании, может – германские, но это не так и важно, – считает глава представительства ТМС. – Ведь у каждого из них будут свои многочисленные субподрядчики, в большинстве своем – местные. По нашим правилам, 80% бюджета должно доставаться местным, даже если генподрядчик, скажем, японская фирма». Одновременно со строительными работами с начала будущего года японцы начнут набирать кадры для будущего завода. Главных критериев – два. Образование и опыт работы (причем не так важно, где человек трудился раньше – на химическом предприятии или на автомобильном) и, наверно, более значимо для претендентов отношение к работе, желание учиться, совершенствоваться, повышать свою квалификацию. . Пока все идет по плану. Первоначально, по словам губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко, гарантированные японские инвестиции составят 142 млн. долл., а в случае удачной реализации проекта они могут увеличиться и до 1 млрд. долл. Чтобы именно так и произошло, председатель совета директоров компании «Тойота» Хироси Окуда попросил президента Владимира Путина «лично проконтролировать реализацию проекта компании в России». Ну, тогда уж точно все должно получиться…ПЕРВЫЕ ШАГИ «ТОЙОТЫ»КИгорь Моржареттоаких-то два месяца назад район Шушары представлял собой обычную «совковую» промзону, куда добраться можно было разве что на танке. И вот буквально за несколько дней все чудесно преобразилось! В лучших советских традициях сюда бросили, наверное, все резервные силы дорожников из северной столицы. За пять суток был капитально отремонтирован участок Софийской улицы от проспекта Славы до Кольцевой автодороги, а оттуда до самой площадки будущего завода проложили отменную трассу шириной 8 метров. А какую красивую разметку сделали (это в Питере, где разметки не видели отродясь!), белоснежные бордюры установили, две площадки для стоянки машин обустроили… Работа шла и днем и ночью – одного асфальтобетона уложили почти 160 тыс.м 2! Такие бы темпы – да будущей стройке... Четырнадцатого июня по новой пустой дороге (ее на этот день оцепили сотрудники ФСО) поехали дорогие гости – президент РФ Владимир Путин, бывший премьер-министр Японии Иосиро Мори, председатель совета директоров компании «Тойота» и председатель Федерации экономических организаций Японии Хироси Окуда и вместе с ними сопровождающие. В этот солнечный день в петербургской промышленной зоне Шушары состоялась торжественная закладка автомобильного завода «Toйота». …Праздники закончились, фанфары отгремели, а в промзоне что-то не слышно ни гула тракторов, ни визга лесопилок. Тишина! Но работа, оказывается, идет – пусть пока только вкабинетах. – Да, сейчас в Шушарах никаких событий не происходит, – рассказывает руководитель строительства, директор санкт-петербургского представительства «Тойота мотор корпорейшн» (ТМС) г-н Ичири Чибо, – но совсем скоро тут появятся бульдозеры, грейдеры, другая техника – начнется подготовка строительной площадки. Корпуса завода будем строить с февраля 2006 года, а в начале 2007го – уже монтаж оборудования и пуско-наладочные работы. Выпуск автомобилей планируем на конец 2007 года. Все это мы уже знали, но в последнее время появились и другие новости. Шушарская промзона размещена на торфяном грунте, и заместитель главы администрации Ленобласти Григорий Двас считает, что до начала строительства придется снять и утилизировать торф в объеме не менее 5 млн. кубометров. А это потребует немалых сил и средств. Так надо ли было «упираться» вплощадку под Санкт-Петербургом? – Мы должны были выбрать место для завода, отвечающее многим требованиям, – объясняет г-н Ичири Чибо. – Нам нужны удобные транспортные пути, близость к рынкам сбыта, наличие квалифицированной рабочей силы, хорошо развитой промышленности поблизости и др. Это был нелегкий выбор – мы рассматривали примерно двадцать вариантов. В последний момент решающую роль сыграла огромная поддержка проекта региональным правительством во главе с г-жой Матвиенко. Мы понимаем, что участок в Шушарах непростой, тут сложный грунт – торф и строить здесь непросто, но мы видели, как на подобных грунтах в Санкт-Петербурге возве-128 За рулем 08/2005