72
73
74
АВТОМОБИЛИТЕСТ ЭКОНОМИЧНОСТЬРАСХОД, КОТОРЫЙ ЖИВЕТ НА КРЫШЕСергей Канунников, Анатолий Карпенков. Фото: Константин ЯкубовВ72беседах и гаражном «трепе» с темой расхода топлива, пожалуй, соперничают лишь разговоры о максимальной скорости. Легендам и мифам о сверхэкономичных и чудовищно прожорливых машинах нет числа. Скажем, сосед одного из авторов круглый год прогревает у подъезда впрысковую «десятку» до рабочей температуры: иначе она «плохо тянет и много жрет весь день». Многие, конечно, слышали, что на расход топливавлияет отнюдь не только состояние двигателя и трансмиссии. Порой мы просто выпускаем литры бензина, а заодно и рубли на воздух. Тот, что обтекает автомобиль сверху или наполняет шины. Даже тем, кто читал нечто об аэродинамике, иной раз кажется, что мудреная наука далека от повседневной жизни. Кстати, у вашей-то машины стоит багажник на крыше? Углы установки колес давно проверяли? А шины когда подкачивали?СХОД И РАСХОДДля начала – «эталонная» поездка на исправном ВАЗ-2114. Условия испытаний: движение на установившихся скоростях (см. табл.). При этом на показатели меньше влияют побочные факторы, скажем, характер водителя. Расход топлива и скорость измеряем профессиональной аппаратурой. Что ж, «Самара» выдала предсказуемые и очень, кстати, неплохие показатели. Конечно, в реальной жизни, когдаЗа рулем 08/2005 ТЕСТ ЭКОНОМИЧНОСТЬры» со временем склонны именно к увеличению угла по сравнению с номиналом. На ходу заметить это практически невозможно, поэтому-то владельцы и не торопятся на сервис. А сколько сжигают лишнего топлива? Оказалось, немного, в быту разницу не заметите. Даже на высоких скоростях (см.табл.). Поэтому оставляем схождение в типичном для очень многих «самар» состоянии и начинаем самую интересную часть программы. покупки машины: крепеж давно и накрепко прикипел. Не правда ли, на улицах немало таких автомобилей? Стоит себе неказистая «опция» и вроде бы денег не просит. Ой ли? На скорости 60км/ч порожний багажник съедает лишних 200г на сотню. Вроде бы опять немного – если не умножать это число на годовой пробег и не вспоминать, как возмущаемся недоливу пары литров на нечестной бензоколонке. Поедем-ка побыстрее: начинают действовать подзабытые законы аэродинамики! На скорости 80км/ч расход вырос уже почти на поллитра, а начиная со100км/ч – на 0,8л!ЛИТРЫ НА ВЕТЕРСобираемся на дачу. Или в отпуск. Понадобится багажник на крыше. А его и ставить не надо! Он там едва ли не со дняВещей на багажнике немного, лобовая площадь «Самары» увеличилась примерно на 0,3 м 2, нона расход это повлияло заметно. Автомобиль «вооружили» измерительной аппаратурой и… калькулятором.автомобиль разгоняется и тормозит, подолгу скучает на светофорах, расход будет иным. Но в данном случае нам важны не рекорды, а отправная точка. Внесем маленькую корректировку в параметры автомобиля: выставим схождение колес +24мм. Это в допустимых пределах (15мм ±10мм), но у верхней границы. Такое значение установили неслучайно. Специалисты утверждают: «сама- АВТОМОБИЛИТЕСТ ЭКОНОМИЧНОСТЬПодкачать шины или выложить лишние рубли за бензин – что вам проще?Регулярный контроль установки колес окупится экономией топлива, да, кстати, и шин.РАСХОД ТОПЛИВА ВАЗ-2114, л/100 км (V передача)Скорость, км/чЗаезд 1*Заезд 2*Заезд 3* Заезд 4*Заезд 5* 604,454,54,75,255,6 805,155,25,657,087,45 1006,156,27,08,69,28 1207,858,29,012,1212,63*Заезд 1. Исправный автомобиль. Заезд 2. Увеличенное схождение передних колес: +24 мм. Заезд 3. Схождение передних колес +24 мм, пустой багажник на крыше. Заезд 4. Схождение передних колес +24 мм, груженый багажник на крыше. Заезд 5. Схождение передних колес +24 мм, груженый багажник на крыше, давление в шинах – 1,5 атм.В первом приближении параметры установки колес можно проверить даже рулеткой.Залог экономичности – движение на невысоких скоростях на высшей передаче, без интенсивных разгонов и торможений.БЕНЗИН УШЕЛ В…Автомобилисты со стажем помнят старую шутку про «искру, ушедшую в баллон». Не туда ли порой пропадает топливо? Не разгружая багажника, снижаем давление с предписанных инструкцией 1,9атм всего на 0,4атм. На глаз, атем более на ходу уловить изменение едва ли возможно. А что покажет расходомер? То, что и должен был: в «баллоны», вместо выпущенного воздуха, ушло в зависимости от скорости еще 0,35–0,5л на 100км. И, конечно, чем быстрее вы едете, тем перерасход больше. лем, меняем свечи. А ведь следить за шинами, схождением колес гораздо проще. Как и рационально укладывать вещи, не загромождая без нужды крышу. Если уж без этого не обойтись, помните: разница между аппетитом машины без багажника и навьюченной будет заметно расти сувеличением скорости. Вернемся к показателям исправного автомобиля и сравним их с результатами пятого заезда. Согласитесь, разница заметная. Реальная езда – с разгонами и торможениями сделает ее еще более ощутимой. Прикиньте-ка, сколько лишнего топлива потратите, скажем, от Москвы до Черноморского побережья? Если для вас это не «блохи», соотнесите полученные нами результаты с характеристиками своего автомобиля, умножьте на средний пробег, например за месяц. А теперь вспомните, сколько стоит литр топлива в вашем регионе. «Тыщу» можно сэкономить. Интересная арифметика, не правда ли?Водители, привыкшие к повышенному шуму «в головах», должны смириться ис тем, что вместе с воздушным потоком, просачивающимся через порожний багажник, убегают литры из бака, рубли из кармана. Ну а теперь собираемся на дачу. Навьючивать на ВАЗ-2114 шкаф или холодильник не станем, ограничимся парой чемоданов да сумками. Масса машины почти не изменилась (напомним: грузить более 50кг на крышу запрещает заводская инструкция), а вот аэродинамика… Косвенно о ней сообщает заметно усилившийся шум. Не беда – окошко можно прикрыть, а музыку сделать погромче. Наверняка даже многие из гаражных бывалых не поверят, что вполне исправная «Самара» способна, не поперхнувшись, проглатывать более 12л бензина на 100км! Вы не ездите со скоростью 120? Но и на «детских» 80км/ч груз на багажнике добавил к расходу почти 1,5л. Согласитесь, это уже не копейки!ДОВОЛЬНО ПРОСТОТЫ?Итоги теста – отнюдь не открытие. Но, согласитесь, часто мы забываем о простейших вещах. Хотя подчас, пытаясь сделать машину менее прожорливой, не жалея времени, диагностируем на сервисе впрыск и зажигание или без устали возимся с карбюратором и прерывате-74За рулем 08/2005