138
139
140
142
ВТОРЫЕ РУКИHONDA CR-V В ДЕТАЛЯХПАСФАЛЬТОВЫЙ ВЕЗДЕХОДАнатолий Суховусть ехидничают джиперы и стрит-рейсеры – дескать, проигрывают «паркетники» их любимцам: одним – на асфальте, другим – на бездорожье! Но, как гласит арабская пословица, караван идет и, если говорить о «Хонде CR-V», караван не маленький. Маркетологи попали в точку: большинству владельцев вовсе не нужен крутой вездеход с блокировками мостов и пониженным рядом передач (для выездов на пикник хватит и увеличенного клиренса), а вот хороший обзор, комфорт в дальней поездке и вместительный салон дорогого стоят. В России CR-V появились осенью 1997 года, анаступление на вторичный рынок началось три года спустя, с окончанием заводской гарантии на первые проданные авто. Сегодня ряды подержанных машин пополняют уже CR-V второго поколения (см. Историю модели). Но цены на них в Москве остаются высокими – более 22 тыс. долларов, а вот четырехсемилетние экземпляры стоят 14–18 тысяч. О них и расскажем.ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИСпрос на CR-V оказался настолько высок, что их производство наладили повсему миру: помимо Японии – в Великобритании, в США и Канаде, в Таиланде ина Филиппинах. Официально в Россию поставляли в основном автомобилияпонской сборки, но в конце 2000 и в2001 году были отдельные партии «англичан». Основной поток подержанных машин – из Германии. Это практически российский вариант. Встречаются авто из США и Канады: как правило, они дешевле «европейцев». Во-первых, из-за более низких цен на новые автомобили (за северо-американский рынок производители борются изо всех сил), а вовторых, по причине сравнительно бедной комплектации: многие «американцы» не имеют ABS, центрального замка, кондиционера и даже… полного привода. Поэтому, прежде чем соблазняться низкой ценой, «найдите десять отличий». Дешевле и праворульные автомобили, но запчасти к ним придется заказывать на свой страх и риск – мно-138 За рулем 09/2005 HONDA CR-V В ДЕТАЛЯХ ИСТОРИЯ МОДЕЛИ1995 год. Представлена Honda CR-V – пятидверный универсал. Двигатель – бензиновый, Р4, шестнадцатиклапанный В20В, 2,0 л, 94 кВт/128 л.с. Привод – передний или полный (автоматическое подключение заднего моста). Коробка передач – М5 или А4. 1996 год. Начало производства CR-V для японского рынка. 1997 год. Поставки в Европу ив Россию. 1999 год. Рестайлинг. Появились окрашенные бамперы, широкие молдинги на дверях, чехол на запасном колесе и противотуманные фары. Передние сиденья получили более развитую боковую поддержку, а кнопки – подсветку. Двигатель В20В уступил место В20Z того же объема и компоновки, но увеличенной мощности – 108 кВт/147 л.с. 2002 год. Второе поколение CR-V. Обновлены экстерьер и интерьер. Помимо фронтальных подушек безопасности, появились боковые подушки и шторки. Новая схема передней и задней подвески. Новые двигатели с системами i-VTEC и VTC и IMRC* – бензиновые, Р4, шестнадцатиклапанные: К20 – 2,0 л, 110 кВт/150 л.с., К24 – 2,4 л, 118 кВт/160 л.с. 2005 год. Рестайлинг. Улучшилось электронное оснащение, активная и пассивная безопасность. Турбодизельный двигатель 2,2л, 103 кВт/140 л.с. (в Россию официально не поставляется).*Система i-VTEC позволяет варьировать продолжительность открытия и высоту подъема впускных и выпускных клапанов в зависимости от режима работы двигателя. Система VTC позволяет смещать фазы газораспределения поворотом распредвала. Система IMRC регулирует длину впускного тракта.гие детали у них свои, а фирменной программой не располагают даже дилеры. Сразу позаботьтесь о зимнем комплекте колес – европейские не подойдут: у «японцев» четыре шпильки вместо пяти. Перед покупкой приглянувшегося авто стоит посетить дилерский техцентр, и не только ради квалифицированной диагностики. Порой проблемы возникают при постановке на учет вГАИ – структура VIN-кода CR-V менялась: например, год выпуска по 1997-й включительно указывали перед буквой «С» и обозначали цифрами 1 или 2, с1997 года его шифровали буквами и ставили их после «С».Рычаг АКП – «по американской моде»: на рулевой колонке. С 1999 года вместо положения «3» на конце рычага появилась кнопка OVERDRIVE. По умолчанию «овердрайв» включен, и«автомат» может использовать все четыре передачи. При отключении режима на приборной панели зажигается индикатор.РЕМНИ И ЦЕПИВопрос выбора двигателя перед покупателем CR-V не стоит. До рестайлинга 1999 года все автомобили комплектовали единственным 2-литровым 128-сильным мотором В20В, затем он уступил место опять же единственному 147сильному В20Z (инженеры поменяли настройки впуска и выпуска, фаз газораспределения и программу управления). Даже самого слабого мотора «Хонде CR-V» хватает с лихвой. Для своего класса она очень динамична и при этом отличается умеренным аппетитом: с механической коробкой передач расходует на шоссе 9–10 л на сотню. Авот за «автомат» придется доплачивать на каждой заправке – он дополнительно съедает до 3л топлива. Впрочем, аппетит можно умерить спокойной ездой: адаптивная АКП подстраивает моменты переключения под стиль вождения. Моторы серии В традиционно надежны, боятся лишь очумелых ручек, низкокачественных масел и забитого пухом радиатора. Масляное ТО (каждые 10 тыс.км) удобнее проводить на подъемнике или эстакаде: доступ к фильтру – только снизу. Раз в 40 тыс. км обновляют антифриз и проверяют зазоры ГРМ (обычно они не нуждаются в регулировке, но пренебрегать осмотром не стоит). Ремень ГРМ без проблем выдерживает положенные 100 тыс.км. При замене обязательно осмотрите помпу и натяжной ролик, а со вторым ремнем лучше поменять их в любом случае – до четвертой сотни тысяч большинство не доживает, а работа дорогая. На 92-м бензине свечи зажигания служат до 20 тыс. км, а вот богатый жеЗа рулем 09/2005 139Под ковриком багажника – вместительная ниша (по размеру докатки) и удобный раскладной столик.С 1999 года мощность двигателя увеличилась до 147 л.с. – с ним разгон до 100 км/ч занимает всего 10,5 с. Страну-производитель можно определить по первому символу VIN на моторном щите (показан стрелкой): 1 или 4 – США, 2– Канада, J – Япония, S – Великобритания. На табличке указаны код региона и модель двигателя. На правах рекламыHONDA CR-V В ДЕТАЛЯХлезосодержащими присадками АИ-95 порой приканчивает их до очередного ТО. Двигатель В20В можно кормить и тем, и другим, а вот более форсированные агрегаты переваривают низкооктановое топливо (рекомендованное О.Ч. – не ниже 95) лишь в паре с «автоматом». Датчика детонации здесь нет, а начальный угол опережения зажигания регулируется поворотом корпуса распределителя, поэтому в случае крайней необходимости его можно сдвинуть, чтобы уйти от детонации. Но не забудьте вернуть его на место и помните, что регулировать опережение нужно при замкнутых контактах сервисного разъема. Впрочем, при нормальной эксплуатации этого практически не требуется. Защищать моторный отсек «Хонда» не рекомендует, чтобы не нарушить его вентиляцию, да и картеры двигателя и коробки передач расположены достаточно высоко.Двухрычажная передняя подвеска первого поколения обеспечивает великолепную управляемость в сочетании с хорошей плавностью хода. Верхняя опора служит 100–200 тыс. км и меняется в сборе с рычагом, нижняя столь же долговечна и меняется отдельно. Чаще всего – каждые 40–50 тыс. км – придется заниматься стойками стабилизатора.СПОРТСМЕН-ЛЮБИТЕЛЬХотя клиренс 205 мм позволяет не бояться «легковых» препятствий, «Хонду CR-V» создавали не для ралли- и трофирейдов, поэтому задний мост здесь подключается по необходимости – при разности скоростей вращения передних и задних колес. Перераспределением момента (до 50% на заднюю ось) управляет автоматика, а водителю остается лишь коробка передач да педаль газа. Чтобы выехать из сугроба или преодолеть скользкий подъем – вполне достаточно. При равномерном движении без проскальзывания CR-V – переднеприводный автомобиль, послушный и экономичный. Великолепно настроенная независимая подвеска всех колес позволяет проходить повороты на высокой скорости. Но не доводите дело до скольжения – подключившийся задний мост резко меняет характер поведения машины, а тут еще и высокий центр тяжести… Удержать «поплывший» CR-V вскользком повороте неподготовленному водителю едва ли удастся, поэтому совет один – не гонять. Механическая коробка передач без проблем служит более 200 тыс. км, только не забывайте обновлять масло (MTF) каждые 40 тысяч. Сцепление с гидроприводом выдерживает в среднем свыше 150 тыс.км. Многим неудобен большой ход педали – его можно уменьшить регулировкой. Очень хорошо настроенный «автомат» CR-V не требует вложений по крайней мере до 150 тыс. км при условииВ задней подвеске первого поколения слабое звено – большие сайлент-блоки продольных рычагов – их хватает на 80–90 тыс. км. Механизм подключения заднего моста встроен вкартер редуктора. Принцип его работы тот же, что иу HR-V (ЗР, 2005, № 7, с. 124). Масло DPSF рекомендуется менять каждые 60 тыс. км, а если редуктор стал издавать посторонние звуки в поворотах, смените масло еще раз после короткой поездки. Лучше работает в этом узле современная жидкость VTM4.ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ РАБОТ УОФИЦИАЛЬНОГО ДИЛЕРАРаботаСтоимость, Диагностика электронных систем автомобиля40 Диагностика состояния тормозной системы и подвески на стенде BOSCH/ подвески (на подъемнике)40/25 Замена ремня ГРМ115 Замена жидкости в АКП/заднем мосту (с промывкой)20/30 Замена карданного вала40 Замена подшипника передней/задней ступицы90/60 Проточка/замена передних тормозных дисков150/100 Замена стойки/втулки стабилизатора поперечной устойчивости передней подвески25/15 Замена верхнего рычага/нижней опоры передней подвески60/85 Замена сайлент-блока продольного рычага задней подвески85 Регулировка углов установки колес50 долл. США140 За рулем 09/2005 ВТОРЫЕ РУКИHONDA CR-V В ДЕТАЛЯХрегулярной смены масла (ATF). В России это лучше делать почаще – нечерез 60, ачерез 40 тыс.км. Регулярные «заезды на время» приканчивают фрикционы, но после их замены коробка работает как новая: подшипники и шестерни практически не изнашиваются. Кстати, «хондовские» «автоматы» выполнены по схеме механических коробок с параллельными валами, поэтому намного проще в ремонте, чем планетарные. А вот карданная передача – весомая статья расходов. Крестовины начинают постукивать после 120–150 тыс. км пробега, с АКП – заметно позже (меньше ударных нагрузок в трансмиссии). С ремонтом можно какое-то время подождать, копя деньги на новый вал – его положено менять только в сборе. Замена крестовин в гаражных условиях годится лишь для барышников, которые торопятся сбыть проблемный автомобиль – препарированный кардан долго не ходит. О существовании ШРУСов можно забыть: если не порвали чехол, служить им до скончания века. Подшипники ступиц менее долговечны, но 100–120 тысяч выдерживают с честью; дальнейший прогноз зависит от числа пойманных ям и загрузки багажника. Тормоза безотказны при регулярном уходе: очистка и смазка направляющих и замена тормозной жидкости каждые три года. Колодки задних барабанных тормозов служат 80–100 тыс. км, но изнашиваются неодинаково: передние – быстрее, задние – медленнее. Временно можно просто поменять их местами (конечно, если не прозевали момент критического износа). Но максимум через 40 тыс. км придется-таки разориться на новые, иначе истончившаяся накладка отскочит и заклинит колесо. Возникающее биение руля на торможении обычно вызвано образованием слоя окалины на поверхности диска (когда автомобиль долго простоял с влажными колодками). Продлить жизнь передним дискам удается проточкой, а такой дефект, как коробление дисков от перегрева, здесь не встречается. Кузова CR-V не сильно боятся коррозии. Все нижние панели – с двойной оцинковкой, а небольшие следы ржавчины возле задней двери – продукт коррозии стальных шайб в креплении фирменного шильдика. Благодарим дилерский техцентр ФКМОТОРС запомощь вподготовке материала.На машинах первого поколения, чтобы открыть заднюю дверь, нужно было поднять стекло – лишняя операция, зато в дождь над головой всегда есть козырек.ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ ОРИГИНАЛЬНЫХ ЗАПЧАСТЕЙЗапчастьСтоимость, долл. СШАК CR-V первого поколения прилагались ключи с отдельным брелоком для управления центральным замком. Иммобилайзер устанавливался на всех автомобилях. До 1999 года вкомплект входил обучающий (красный) ключ. Всего можно запрограммировать до шести ключей, а при потере одного из них – стереть информацию онем из памяти автомобиля.Ремень ГРМ/его ролики/помпа94/100/210 Жидкость DPSF/VTM4 (за литр)21/22 Карданный вал в сборе2121 Подшипник передней/задней ступицы110/221 Комплект передних тормозных колодок/ дисков190/450 Стойка/втулка стабилизатора поперечной устойчивости передней подвески135/20 Верхний рычаг передней подвески (в сборе)/нижняя опора227/112 Нижний рычаг передней подвески 400 Наконечник рулевой тяги112 Сайлент-блок нижнего продольного рычага задней подвески39 Крыло переднее350 Капот660 Передний бампер 1997/ 1999 года (окрашенный)480/710 Фара406Внутреннее пространство салона на редкость рационально. Ровный пол позволяет пройти между рядами, задние сиденья – регулируемые и складываются в соотношении 60:40.142 За рулем 09/2005