178
179
КОМПОНЕНТЫМУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТАДИНАМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕЕлизавета КочубееваЧто ни говори, а культура Car Audio развивается в нашей стране с невероятной быстротой. Теперешний покупатель требует мощных усилителей, грамотной звуковой сцены и «умных голов», что не может не радовать владельцев «музыкальных» салонов. Однако все вышеперечисленное не имеет никакого смысла без динамиков – именно это устройство позволяет услышать и оценить результат всей кропотливой работы по установке «музыки». К счастью или к сожалению – сказать сложно, но за последние 100 лет и принцип работы, и устройство динамика не слишком-то изменились. Главной его задачей остается преобразование электрических колебаний в колебания воздуха. Конечно, применяются новые материалы, дизайн также занимает не последнее место, но суть все та же. Тогда в чем проблема? Отсоединил колонки от домашней акустики и перетащил в машину: они ведь такие мощные и большие! Но автомобильный звук – штука более тонкая. Можно даже сказать, чувствительная – ведь именно в чувствительности и заключается первое отличие «автомобильной» музыки от «домашней». Родные стены, хоть ис трудом, но все-таки могут позволить включать одновременно бесчисленное количество музыкальных прибамбасов, пусть ценой обесточивания всего дома. Автомобиль же ограничен бортовыми 14В. Прибавим к этому тесный салон, шум двигателя, резины и прочие гадости… Хорошей музыке, казалось бы, здесь места нет! Побороть эту какофонию смогут динамики с чувствительностью от 87 дБ/Вт/м до90 дБ/Вт/м. Правда, при умелом подходе верхнюю границу можно еще приподнять. Вам кажется, диапазон невелик? Тогда расшифруем обозначения: чувствительность динамика показывает уровень звукового давления на расстоянии 1м при прикладываемой мощности 1Вт. Вот и получается, что при снижении чувствительности, например, на 3дБ для достижения того же уровня звукового давления потребуется удвоить подводимую мощность. А нам это удвоение надо? И мне кажется, что не очень!Согласитесь, синий подиум этому динамику очень «к лицу».МИДБАСЫ ОТДЕЛЬНО, ТВИТЕРЫ ОТДЕЛЬНОДинамики разделяют по размерам и назначению. Твитеры – высокочастотные динамики диаметром от 19 до 28мм. Воспроизводящие средние (мидрейнж) и низкие (мидбас) частоты имеют диаметр от 7 до 20см. Сабвуферы же начинаются от 20см. Но это так, для справки. Чтоб не подсунули вам на рынке саб размером со спичечный коробок. Кто-то посоветовал отличную коаксиальную акустику, а вы совершенно случайно и именно сегодня забыли дома толковый словарь? Не волнуйтесь, вас никто не хотел обидеть. Бывает еще компонентная акустика, и между ними, как говорится, две большие разницы!Коаксиальная означает, что твитер (впростонародье – пищалка) находится на одной оси с мидбасом. В компонентной они разнесены в пространстве, только и всего… Короче говоря, в первом случае твитер прикреплен к мидбасу, а во втором к чему-то другому, например, к стойке ветрового стекла. Серьезным плюсом коаксиальной акустики считают равное удаление динамиков от слушателя – в статьях о создании звуковой сцены важность этого нюанса описана в красках. А не менее серьезный минусМидбасы в этом автомобиле обладают самой что ни на есть «штатной» внешностью.178 За рулем 09/2005 МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТАвтом, что эта звуковая сцена находится на уровне нижней части туловища слушателя. Страшного, конечно, ничего, но привычней все-таки, когда сцена на уровне глаз. Компонентная акустика дает нам такую возможность, но расстояние до слушателя от мидбаса, установленного, например, в двери, и твитера на «торпедо» приходится выравнивать весьма хитроумными способами (все они описаны в предыдущих номерах). Решить за вас, какой вариант лучше, какой хуже, никто не сможет. В конце концов, помимо музыкальных предпочтений, здесь важны еще ипараметры слушателя. Если коаксиальные динамики играют значительно выше ваших колен и звуковая сцена как раз там, где вам нужно, остается только позавидовать. Это же такая экономия! Не надо разоряться на современное головное устройство, настройки временных задержек и игры звукоотражения… Особенно если вам безразличен результат. предпочтений не имеют. Особое внимание следует обращать на материал при выборе пищалок: именно они задают тон автомобильному «оркестру». Допустим, вы уже во всем определились. Материал, размер, дизайн, вид акустики – решительно все подобрано так, как вы хотели. Думаете, все параметры учтены? Напрасно расслабились… Забыли-то сущий пустяк: параметры акустического оформления! Параметров этих несметное количество – если будем разбираться с каждым, места под рекламу не останется. Но мир не без добрых людей, господа Тилль и Смол создали параметры имени себя, систематизируя все, что необходимо учесть. Встретив незнакомое сочетание букв в схеме у мастера автомобильной акустики, помните: Fs – резонансная частота динамика в открытом воздухе, Qts – полная добротность, Vas – эквивалентный объем. Зная эти параметры, можно рассчитать, как именно ив каком корпусеустановить динамик. Актуально это восновном для сабвуфера, профессиональный «музыковед» может повысить чувствительность динамиков на 6дБ, аэто в4 раза громче общепринятой верхней границы! Особенно изгаляться над корпусом для пищалки не имеет смыла, она из всех динамиков – ближайшая к слушателю. При установке мидбасов еще можно подумать, что лучше: бесконечный акустический экран (Free Air) или все-таки закрытый ящик. При установке сабвуфера к двум уже перечисленным способам акустического оформления присоединяются фазоинвертор (ящик с дыркой) и сложный ящик (Band Pass). При грамотном исполнении последнего чувствительность может достигать 96 дБ/Вт/м, а это уже не шутки. И цена у такого ящика получается совсем не смешной. Так что ко всеобъемлющей характеристике цена-качество стоит добавить еще и целесообразность.На правах рекламыВладелец этой машины особое внимание уделил пищалкам. Оригинальный корпус и подиум, обтянутый кожей, обращают на себя внимание.ШЕЛК, ТИЛЛЬ И СМОЛНад созданием идеального динамика бьются лучшие умы. Не то что бы уже созданное ими никуда не годилось, но до идеала не дотягивает. Совершенный динамик должен ничегошеньки не весить и обладать максимальной жесткостью. Материалы для этой цели приспосабливают самые разные, но немаловажную роль играет и человеческий фактор. Речь не о том, что кто-то упер с завода очередное изобретение, а о музыкальных предпочтениях. Для желающих прочувствовать, не выходя из теплого авто, как морозным утром хрустит снежок под ногами, отлично подойдет титан, нежные трели флейты или бэк-вокал Шуфутинского наилучшим образом сыграет шелк. Алюминий, как ни абсурдно это звучит, – нечто среднее между текстилем и титаном. Майлар – самый доступный материал, динамики из него стоят недорого и музыкальныхКлассическое оформление твитеров: простенько и со вкусом. Главный в этой машине, определенно, сабвуфер. Теперь понятно, почему мидбасы оформлены синим.Официальные дилеры: Москва: «Кроун Авто», 8 (095) 739-35-39; «Север-Авто», 544-21-21; Санкт-Петербург: ЗАО «Невские диски», 8 (812) 773-10-12, 327-28-32; Волгоград: «Марго Плюс» («Автошины»), 8 (8442) 28-37-59; Тольятти: ООО «Автодром» («Таер Плюс»), 8 (8482) 20-77-62; Ростов-на-Дону: «Автолюбитель-Юг», 8 (86350) 42-303, 42-304; Екатеринбург: ООО «Лайт Вил» («Автошины и диски мира»), 8 (343) 373-43-01, Челябинск: ООО «ШинИнвест» 8 (3512)620-850; Новосибирск: «Резиновая подкова», 8 (3832) 727490, 741-134; Иркутск, ООО «Байкал Шина», 8 (3952) 22-55-68За рулем 09/2005 179