296
298
300
РЕТРОКУБОК ГОРДОНА БЕННЕТТАГОНКА ДЛИНОЮ В СТО ЛЕТКАнатолий Суховто сказал, что путешествий во времени не бывает? Тогда каким же чудом оказались в двадцать первом веке все эти «наганы», «панары-левассоры» и «бразье», бодро порыкивающие многолитровыми моторами и печатающие в дорожной пыли четкий след узких допотопных шин на деревянных колесах? И откуда взялисьза рулем странных экипажей колоритные усачи в потертых кожаных шлемах и их механики, деловито подкачивающие воздух в бензобак и присматривающие за капельницами-масленками на приборной панели? А дамы в роскошных туалетах столетней давности, булочники, торговцы, зеваки всех мастей на тесных, мощенных булыжником го-родских улочках? Причиной всего этого стал юбилей последней гонки легендарного кубка Гордона Беннетта – предтечи современной формулы1. Во французскую провинцию Овернь, где проходила та памятная гонка, съехались полторы сотни(!) раритетных авто со всего мира. Многие из них – родные братья тех болидов, что оспаривали век назад ку-Самый старый автомобиль – трицикл «Леон Болле-тандем» 1897 года.Эдуард Мишлен за рулем «Бразье» 1907 года – копии победителя исторической гонки.Робер Панар на месте механика двухместного «Панара» 1908 года.296 За рулем 09/2005 РЕТРОКУБОК ГОРДОНА БЕННЕТТАЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…У некоторых автомобилей мощность двигателей достигала 100, 120 и даже 150 л.с. – как в формуле 1 60-х годов. Зато максимально допустимые обороты редко превышали 2000 в минуту – максимальный крутящий момент достигался почти на оборотах холостого хода. Рабочий объем двигателя нередко превышал 10 литров, но заводить приходилось вручную – стартер в 1905 году был еще неизвестен. Максимальная скорость на шоссе достигала 130км/ч, а рубеж в 100км/ч в1900 году впервые преодолел бельгиец Камиль Женатзи. Абсолютный рекорд,установленный в 1904 году на пляже вОстенде, – 168км/ч. Привод тормозов был шарнирнорычажный, с большим суммарным ходом и сравнительно невысоким передаваемым усилием. Впрочем, и эффективность рабочих механизмов оставляла желать лучшего: дисковые тормоза, испытанные Ланчестером в 1902 году, канули в Лету, а барабаны еще не изобрели. В основном использовали ленточные тормоза в трансмиссии и прижимной тормоз на колесо. Материалы – кожа, дерево, сталь плохо противостояли нагрузкам. Асбестовые колодки появятся двадцатью годами позже. Гоночная трасса в Оверни состояла из более-менее приглаженных грунтовых дорог – пыльных и каменистых. Перед соревнованиями их покрыли связующим –жидким битумом, но он продержался недолго. Зато ограждения и профилирования виражей оказались очень кстати.Почти анатомическое сиденье. В крутых поворотах приходилось крепко держаться за руль и упираться ногами – ведь ремней безопасности тогда еще не было.бок наций, а три автомобиля – вообще непосредственные участники событий. Устроить состязание между европейскими автомобильными державами в 1899 году предложил Джеймс Гордон Беннетт – владелец влиятельной газеты «Нью-Йорк Геральд», известный меценат и поклонник автоспорта. По принятым тогда правилам каждую державу представляли не более трех автомобилей, а стране-победительнице доверяли проведение следующей гонки. Вначале лидерство захватила Франция, но в 1902 году уступила кубок давней сопернице – Великобритании. На следующем этапе вИрландии победили немцы, но потом проиграли французам – уже насвоем поле. Гонка 1905 года должна была стать последней, поэтому сражение за главный приз развернулось не на шутку. Пальму технического первенства оспаривали не только производители автомобилей, но и шинники – английский «Данлоп» и французский «Мишлен». Отповедения покрышек на грунтовых, сострыми камнями дорогах тогда во многом зависел исход гонки. Но, конечно, было важно и то, как быстро смогут механики отремонтировать колесо. Французы убедительно доказали преимущество своих легкосъемных шин еще в 1892 году, с большим отрывом выиграв «гвоздевую гонку» между ПарижемПрижимной тормоз на заднее колесо – удержать на серпантине такой автомобиль может только пилот высокого класса.Самый молодой экипаж – из Германии. Адевушка Катя хоть и выросла вдали от России, отлично говорит по-русски.Редкий экземпляр – «Рено тип АХ» со сдвоенными колесами. Автомобиль прошел две войны и ни разу не реставрировался.298 За рулем 09/2005 РЕТРОКУБОК ГОРДОНА БЕННЕТТАЛеон Тери – победитель гонки 1905 года. Он же выиграл кубок год назад в Германии.Гудок в виде змеи – мода той эпохи. Иллюзию дополнял извивающийся воздушный шланг.«Назад в будущее» – мобильный телефон изобретут на столетие позже.и Клермон-Ферраном – столицей Оверни, где располагались завод и штабквартира «Мишлен». Организаторы специально(!) рассыпали на дорогах гвозди, чтобы продемонстрировать скорость и удобство замены покрышек (около получаса против двух часов у конкурентов). Победителем тогда стал Анри Фарман, позже прославившийся как авиатор. В организации заключительной гонки кубка Гордона Беннетта самое активное участие приняли братья Мишлен: они проложили 137-километровый маршрут по живописным дорогам Оверни, вьющимся среди лесистых склонов по-тухших вулканов в самом сердце Франции. Кстати, затраты на благоустройство трассы вполне сопоставимы с расходами на постройку современного автодрома формулы 1: были перепрофилированы дороги, построено три моста, 11километров ограждений, проложены телефонные и телеграфные линии, возведены трибуны на тысячу с лишним мест, кафе, рестораны и пресс-центр. Накануне гонки в Клермон съехались 5000 автомобилей (при том, что самая мощная тогда французская автомобильная промышленность выпускала всего 4000 машин в год!), 80000 зрителей и 300 журналистов.Отметка на старте очередного участка – гонка есть гонка.Победу на дистанции 1238 км одержал француз Леон Тери за рулем «Бразье», обутого в «Мишлен». Французские шинники завоевали пять из шести первых мест в этой гонке – у них были обустроенные площадки с твердым покрытием для быстрой замены покрышек (первые пит-стопы). На каждой замене французы отыгрывали у конкурентов по нескольку минут. На юбилейной гонке за рулем «Бразье» – правнук и тезка Эдуарда Мишлена, впервые выступивший в соревнованиях такого уровня. Впрочем, известных имен хватало: Робер Панар, Тьери Пежо, лорд Монтагю. А от раритетных авто просто рябило в глазах! Мне посчастливилось прокатиться в «Бразье» Эдуарда Мишлена на месте механика. Признаюсь: на кожаном сиденье в высокой открытой машине, где дверца – кусок дерматина, а ремней безопасности нет ив помине, скорость 80км/ч на горной дороге кажется запредельной. А ведь накануне этот отреставрированный автомобиль развил 108км/ч (спидометра здесь не предусмотрено – скорость измерял отец Эдуарда с помощью GPS-навигатора). Но это не предел. Трудно представить, но уже в ту эпоху «максималка» иных болидов достигала 130км/ч – иэто с примитивным рулевым механизмом и кожаными тормозами! Несмотря на отдельные поломки, финишировали почти все «старички», пройдя не одну сотню километров по горным дорогам. Не подвели и шины, хотя запасные, как и положено, были приторочены к кузову. Уезжая, я еще и еще раз вспоминал эту атмосферу праздника, живое общение людей, блеск в глазах и любовь к своей истории и, конечно, автомобилю. Жалел лишь об одном – что такие юбилеи отмечают раз в сто лет.300 За рулем 09/2005