122
123
ЭКОНОМИКАПРОДАЖИ В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИКАК БЫСТРО ВСЕ МЕНЯЕТСЯИгорь МоржареттоВэтот раз мы подводим итоги за полугодие, может быть, впервые собрав воедино полные данные о продажах всех новых автомобилей в стране – как отечественных, так и иностранных. В самом деле, сколько можно выяснять, каким считать вседорожник «Шевроле-Нива» – нашим или «ихним»? Одни источники (ЗР в том числе) всегда относили его к иномаркам, другие – плюсовали к продукции АВТОВАЗа, а третьи и вовсе оговаривали: «включая (или исключая) СП «ДжиЭм-АВТОВАЗ». Чем дальше, тем путаницы могло стать больше, и мы решили оперировать единым списком. Получилась такая вот картина… По отечественным компаниям мы приводим здесь данные не о производстве, как раньше, а об отгрузке товара дилерам. Иными словами, завод автомобили продал, а вот дошли ли они до конечных покупателей – пока неизвестно. Впрочем, такие же данные в большинстве случаев мы получаем и от иностранных представительств. Все матери-алы по отечественным производителям – от аналитической службы компании «АСМ-Холдинг», а по зарубежным – от их официальных представительств. Единственное допущение – количество проданных автомобилей «Шевроле-Нива»; его мы рассчитали, исходя из цифр выпуска. По необъяснимым причинам руководство СП «Джи-Эм-АВТОВАЗ» дает лишь общее число произведенных и отгруженных автомобилей, отказываясь отделить «нивы» от «вив». Для «старых» отечественных производителей первое полугодие оказалось крайне неудачным. В январе-апреле продажи практически остановились, и все без исключения автозаводы пошли на вынужденное сокращение рабочих смен и дней, а то и временную остановку производства. Хуже всего дела обстояли на «ИжАвто», где за полгода выпустили 23,3 тыс. автомобилей (в первом полугодии 2004-го – 45,9 тыс.). Сокращение производства составило 50%! Витоге завод вынужден был в июле снять с конвейера свою единственнуюПРОДАЖИ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ВIПОЛУГОДИИ 2005 ГОДАПроизводительI пол. 2005I пол. 2004Изменения АВТОВАЗ337 541356 392-5% СОК («ИжАвто»+ «РосЛада»)43 85451 928-15% «Хёндэ»42 43118 217+57% «Шевроле»30 68924 670+20% «Тойота»29 79819 404+50% «УзДэу»28 89615 953+81% «Мицубиси»24 72612 208+100% «Ока» (КамАЗ+ СеАЗ)23 40328 938-19% ГАЗ23 25932 802-29% «Ниссан»19 79810 319+92% «Форд»19 68316 574+19% УАЗ12 23415 870-23% «Рено»10 5147 311+44% КИА970210 381-7% «Мазда»90632591+238% «Фольксваген»51263464+48% «Опель»48595228-5% «Сузуки»42232843+50% «Пежо»40464223-4% «Хонда»38162954+29% «Шкода»32712301+74% БМВ31002330+33% «Ауди»27171718+58% «Ситроен»25632044+25% «Вольво»23252427-4% «Мерседес»20591935+6% «Лексус»20161633+20% «Субару»18621568+19% «Ленд-Ровер»17331103+63% «Крайслер»448235+52% «Джип»416250+60% «Ягуар»17960+200% СААБ135232-46% «Кадиллак»92112-16% ФИАТ77160-52% «Феррари»/нет «Мазерати»72данных СЕАТ1647-66% Итого710 742660 265+7,6% Из них 440 291485 930 российские(61,9%)(73,6%)Самые популярные иномарки в России (поитогам продаж I полугодия 2005 года)«Старые» отечественные заводы потеряли за год 11,7% рынка – неутешительный результат.собственную модель ИЖ-2126 и все ее модификации. Крупнейший наш производитель АВТОВАЗ хоть и не ощутил такого спада, сократил выпуск на 4%, а продажи – на 5,3%, и только в начале лета положение стабилизировалось: в июне 2005-го объем продаж в России в сравнении с соответствующим периодом предыдущего года был увеличен на 10% – до 55 360 штук (при том, что выпущено за этот месяц было 55 084 машины). Не слишком радужная ситуация сегодня и на СП «Джи-Эм-АВТОВАЗ». Как там сообщили, за первые шесть месяцев 2005-го выпущено 28 290 автомобилей (на 18% больше, чем за такой же период прошлого года – 23 930 автомобилей), но при этом дилерам отгрузили 22 640 машин. Это на 10% меньше, чем в первом полугодии 2004-го (24 861). Невостребованными пока остаются примерно5,7 тыс. машин (ежемесячный выпуск 4,7 тыс.). Если кто и увеличил выпуск (при этом продав все!) – так это новые отечественные сборочные заводы: всеволожский «Форд», таганрогский ТагАЗ, калининградский «Автотор». Московский «Автофрамос» только-только начал производство седанов «Логан», но даже еще не собранные машины проданы – до октября включительно. Общая картина продаж за шесть месяцев такова: «старые» отечественные производители хоть и занимают более половины рынка, но доля их сокращается: с 73,6% (первое полугодие 2004-го) до 61,9%. За год потерять 11,7% рынка –122 За рулем 09/2005 ПРОДАЖИ В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИэто серьезный сигнал! А прогноз еще более неутешительный. Единственный, кто держится – это АВТОВАЗ (он такой крупный, что устоит долго), а вот остальные производители могут очень быстро покинуть рынок, как это только что случилось с маркой ИЖ… В первом полугодии 2005 года на российском рынке было продано примерно 270 тысяч новых иномарок (включая продукцию СП «Джи-Эм–АВТОВАЗ» и других сборочных предприятий на территории России). Рост – 56%! Доля автомобилей российской сборки в объеме реализации иномарок по итогам полугодия составила примерно 25%. А средний уровень реализации новых иномарок в начале лета в России превысил месячную планку 50 тысяч штук. Это уже сопоставимо с тем, что «показывает» АВТОВАЗ. Восемь иностранных компаний преодолели психологическую планку в 10 тыс. автомобилей. Это «Хёндэ» (продано 42,4 тыс. шт.), «Шевроле» (сучетом СП – примерно 30,7 тыс. шт.), «Тойота» (29,8 тыс. шт.), «УзДэу» (28,9 тыс. шт.), «Мицубиси» (24,7 тыс. шт.), «Ниссан» (19,8 тыс. шт.), «Форд» (19,7 тыс. шт.) и «Рено» (10,5 тыс.). В спину им дышат КИА (9,7 тыс. шт.) и «Мазда» (9,1 тыс. шт.). Первая десятка лидеров продает сейчас около 85% иномарок на российском рынке. Причем три корейские («Хёндэ», «Дэу» и КИА) за первые шесть месяцев текущего года суммарно реализовали вРоссии 81 тыс. автомобилей (30% общего объема за полугодие!). Две модели«Хёндэ» собирают в Таганроге, «Дэу» – в Узбекистане, а в августе начинается сборка «КИА-Спектра» в Ижевске… Так что корейцы практически уже «взяли» российский авторынок. И невысокой ценой (в первую очередь на машины местной сборки), и широким модельным рядом в сочетании с хорошим качеством автомобилей, и развитой сервисной сетью. За ними идут японцы. Американские и европейские бренды от азиатов сильно отстают. Исключение составляют разве что «Шевроле» и «Форд», имеющие в России собственные производства. Остальные в конце второго десятка списка иностранных фирм на российском рынке. Испанская компания СЕАТ вообще объявила о прекращении своих официальных продаж. Этот факт все же единичный; в целом наш рынок один из самых перспективных. По нашим оценкам, в 2005 году здесь может быть продано около 1,6 млн. новых автомобилей, из них 600–640 тысяч иномарок.ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ЛИДЕРЫПо нашим оценкам, эти модели, представленные летом–осенью текущего года, способны заметно повлиять на итоги продаж в 2005-м.«ФОРД-ФОКУС II»(ЗР, 2005, № 5, 8, 9). В его активе – широкий выбор моторов, кузовов иоснащения, развитый сервис и, конечно, разумная цена самой машины и ее обслуживания. Плюс – самая развитая в стране дилерская сеть.«РЕНО-ЛОГАН» (ЗР, 2005, № 1, 8). Тех, кто впервые покупает иномарку, привлекут внем просторные салон и багажник, приспособленность к нашим дорогам. За это «Логану» простят скудность базовой комплектации.«ОПЕЛЬ-ЗАФИРА» (ЗР, 2005, № 8). Последние два года отмечены оживлением в секторах мини- и компакт-вэнов. Свежий дизайн в сочетании с функциональностью и безопасностью конструкции дают новой «Зафире» неплохие шансы потеснить лидеров – «ХёндэМейтрикс» и «Рено-Сценик».«ФОЛЬКСВАГЕН-ПАССАТ» (ЗР, 2005, № 4, 7). Его козыри – элегантная, солидная внешность, высокий комфорт, новейшие экономичные моторы. Вкупе с несокрушимым авторитетом марки все это делает «народный» конкурентом для наиболее дорогих моделей в классе.«ЛАДА-КАЛИНА» (ЗР, 2005, № 4, 7, 8). Единственная российская новинка, способная хоть как-то повлиять на расстановку сил среди самых доступных и массовых моделей, «раскручивается» слишком медленно и долго.«КИА-СПОРТИДЖ» (ЗР, 2005, № 7). Прежним осталось лишь название модели. На рынок выходит современный, хорошо оснащенный «паркетник», готовый конкурировать с японскими аналогами. За рулем 09/2005 123