224
225
226
227
ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯЗА ЖЕЛЕЗНОЙ ДВЕРЬЮСамое интересное и дорогое в двери автомобиля скрыто под внешней стальной оболочкой. Там довольно много узлов и деталей: механизм стеклоподъемника, его электропривод, динамик аудиосистемы, привод замка… В общем, дверь получается довольно тяжелой и дорогой. Сделать ее легче и дешевле удалось фирме «Арвин Меритор», специализирующейся на изготовлении так называемых дверных модулей. Дело в том, что на заводах – изготовителях автомобилей давно не горят желанием прикручивать вышеупомянутые детали и узлы, оставляя эту кропотливую работу фирмам – поставщикам модулей. На сборочном конвейере согласны лишь установить этот модуль как единое целое в будущую дверь. Поставщик, однако, тоже стремится минимизировать себестоимость продукции. Для этого вместо стальной пластины, к которой раньше прикручивались детали, «Арвин Меритор» предложил литой пластиковый каркас с защелками. «Клик» – и динамик на месте, «щелк» – изафиксирован стеклоподъемник… Кроме того, весь модуль получился на 25% легче стального предшественника! Есть уHIP-модуля (HIP – Highly-Integrated Plastic) и другие преиму-В легкой и прочной пластиковой основе защелкиваются основные детали двери.Мотор стеклоподъемника всвою очередь объединен сконтроллером, управляющим всейдверной начинкой. Модуль со стеклом просто вдвигается в будущую дверь сверху.щества. Новый материал неплохо поглощает звуковые волны ипотому улучшает шумоизоляцию. Еще одной новинкой фирмы стал электронный модуль управления для двери EDCM (Electronic Door Control Module). В нем на одной плате собраны компоненты, заведующие стеклоподъемником с функциями экспресс-подъема и опускания стекла, защиты от защемления руки, а также подсветки порогов, управления зеркалом... И, наконец, третий модуль объединяет стекло и механизм его подъема. В итоге сборка двери превращается в детскую забаву: надо лишь собрать все три модуля вместе. В общем, сэкономить фирме уда лось. Еще шаг – ина конвейер пойдет уже дверь всборе.СОЛНЦЕ ВМЕСТО БАТАРЕЙКИКак добыть водород из воды, знает каждый школьник: погрузить вводу два электрода и пропустить между ними ток. Гораздо менее известен другой, фотокаталитический процесс. Выглядит все эффектно: добавил в воду некий волшебный порошок, выставил на солнышко – и собирай выделяющийся водород. Нечто подобное происходит в листьях растений, где под действием света ив присутствии хлорофилла расщепляется СО 2 – без этого процесса нам давно уже стало бы не чем дышать! Просто, однако, только на бумаге. Ведь фотонам видимого света недостает энергии, чтобы разбить молекулы воды на составные части, процесс идет лишь под жестким ультрафиолетовым излучением, что сводит к нулю практическую пользу. Ученым Токийского университета удалось найти рецепт каталитического снадобья, в присутствии которого вода расщепляется под воздействием обычного света. Это так называемый твердый раствор ряда сульфидов: цинка (ZnS), медно-индиевого (CuInS 2) и серебряно-индиевого (AgInS 2). В него добавили довольно редкий металл рутений, получив фотокатализатор с широким спектром поглощения волн света. «Если наше открытие найдет практическое применение, – говорит руководитель группы профессор Акихико Кудо, – нам удастся получать водород с помощью нынешних вредных отходов химического производства. Ведь сероводород и сернистый газ являются основой сульфидов».224 За рулем 09/2005 НОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯСВЕТИТЬ СУМОМДополнительные фары, позволяющие водителю заглянуть за не освещенный штатными прожекторами поворот, «Хелла» уже обкатала в версии «Дайна Вью» (ЗР, 2002, №2), в том числе на российском рынке. Надо сказать, гироскопический датчик поворота работает весьма надежно, жаль только включать дорогую игрушку приходится нечасто: фары предназначены лишь для работы вкупе с дальним светом... Ивот появился комплект «Дайна Вью Эво2», работающий вместе с ближним светом штатных фар. Один из двух дополнительных прожекторов диаметром всего 90 мм включается либо вместе суказателем поворота, либо от гироскопического датчика (при скорости до 40км/ч), либо… при включении заднего хода. Впоследнем случае активируются сразу обе фары, ярко высвечивая зоны справа и слева от передних крыльев. После возвращения на прямой курс «Эво2» гаснут плавно, так что освещенные до этого участки не проваливаются неожиданно во мрак. Пригодится новинка и на прямой дороге, ее прожекторы также можно использовать в качествепротивотуманных фар – на этот случай вкомплекте есть тумблер принудительного включения. Если все так хорошо и просто, то почему пришлось ждать появления «Эво 2» несколько лет? Дело в том, что европейские законодатели дали добро на добавочный боковой свет лишь в апреле этого года. Еще некоторое время ушло на сертификацию комплекта – в Германии не принято «украшать» авто никем не разрешенными подфарниками.Весь комплект «Дайна Вью Эво 2» легко размещается в любом автомобиле: его предшественник в свое время поместился даже в«Оке», причем те фары были заметно крупнее. На схеме отчетливо видно, как дополнительные фары высвечивают при повороте «мертвые», авернее, темные зоны по бокам.На правах рекламы ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯПЛАКАЛИ ДЕНЕЖКИ?Чуть более года тому назад мы рассказали о гонке автомобилейроботов «Грэнд Челлендж» (ЗР, 2004, № 7). Тогда на кону был приз в миллион долларов, да только ни одна машина даже близко не подошла к финишу: лидер соревнований «Песчаная буря» (Sandstorm), например, смог преодолеть лишь около 12 км из 225. Видимо, решив, что ив этом году деньгам налогоплательщиков ничто не угрожает, устроитель – Агентство передовых оборонных исследовательских проектов DARPA поднял ставку вдвое. На ошибках, однако, учатся, и во время показательного заезда на ипподроме Питтсбурга доработанный «Сэндсторм» на глазах журналистов преодолел 131 круг (а это 322 км!) за 7 часов. Напомним: чтобы «сорвать банк», достаточно проехать 225 км за 10 часов. Так разработчики сделали серьезную заявку на победу в будущей гонке. Единственное, что может спасти двухмиллионный приз, – двухчасовой лимит времени на ввод маршрута гонки в компьютеры машин-участников. В спешке можно заслать «Робо-хаммер» куда-нибудь не туда... Сам же робот вряд ли ошибется: его «мозги» отныне состоят из семи компьютеров «Интел Пентиум М» и 64-битного процессора «Итаниум-2». А уж видит он получше любого водителя: радар, работающий на частоте 77 ГГц, различает металлические и неметаллические предметы в самом густом тумане, ему помогают семь лазерных «глаз», буквально ощупывающих дорогу. Не забыта и навигационная система GPS, точность которой довели до нескольких сантиметров. В «Песчаной буре» применены и другие новшества – напри-мер, активная подвеска, смягчающая толчки, способные повредить нежной электронной начинке, самая совершенная система управления по проводам «Драйвбай-вайр». Так что студенты университета Карнеги Меллоуна и их спонсоры вполне могут рассчитывать на пару миллионов долларов, если не брать в расчет конкурентов. Ждать осталось недолго: старт финала «Грэнд Челлендж 2005» назначен на 8 октября.Пример дорожной карты, введенной в память компьютера: отмечены точки поворотов и скорость движения.Полю зрения водителя-робота можно только позавидовать.226 За рулем 09/2005 МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВВАС ВЫЗЫВАЕТ… БАТАРЕЯ!Аккумуляторные батареи итальянской фирмы Midac, продающиеся в России под брендом «Моратти», предлагают настоящие сюрпризы. Например, новейшая конструкция под кодом S.S.S. (Safe Starting System), кроме свинцовых пластин и электролита, содержит электронный модуль с радиопередатчиком. Процессор постоянно контролирует состояние батареи, уровень ее заряда, напряжение и вслучае неполадки посылает тревожный сигнал на брелок-приемник.«Говорящая» батарея продается в комплекте с симпатичным брелоком: в нем – приемопередатчик (его плата на снимке слева) для связи со встроенной системой диагностики.Батарея серии Xtra по телефону не звонит, зато не проливается даже в перевернутом состоянии.Водитель может и сам вызвать батарею на связь, нажав кнопку на брелоке. Если в ответ загорится зеленый – все в порядке. Красный – проверьте батарею и генератор. Главное, не нужно сразу лезть под капот, подключать контрольные приборы. Такие батареи, кстати, могут появиться у нас уже в этом году, а в перспективе брелок заменитразвернутое SMS-сообщение сописанием неполадки, которое аккумулятор пошлет прямо на ваш мобильник. Если идея «переговоров» с батареей вас не воодушевляет, товот еще одна весьма практичная новинка фирмы – батареи серии Xtra, которые не только щадят атмосферу благодаря фильтрации выделяющихся газов, но и не боятся опрокидывания. Хитрая двойная крышка, выполненная по технологии M.A.S.S. (Midac Anti Spilling System), исключает выливание электролита в любом положении.На правах рекламыЗа рулем 09/2005 227