160
162
164
КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА МОТОРНЫЕ МАСЛА ГРУППЫ SGЗАЛИВАЕМ «ЭС-ДЖИ»Александр БудкинСо скрипом вводятся у нас экологические нормы Eвро II, но дело, кажется, cдвинулось с мертвой точки. Кроме отказа от карбюраторных машин, это означает и переход на другие моторные масла.ЕСЛИ СОБЛЮДАТЬ ФОРМАЛЬНОСТИВ карбюраторных автомобилях можно было использовать импортные моторные масла группы качеств API SF или отечественные – типа API SF. Именно так с формальной точки зрения правильно было называть наши продукты сприведенной на них импортной классификацией. С появлением наших впрысковых автомобилей мы обязаны обеспечивать их моторными маслами, удовлетворяющими следующей, более высокой группе качества API SG (никто, кстати, не мешает использовать эти масла ив старых карбюраторных машинах). Именно такие продукты оте-чественного производства, пригодные в новых условиях для всех традиционно российских машин, мы и собрали сегодня вэкспертизе, сделав, правда, для одного оговорку. Образец от «Квалитет», попавший на тест, имеет«дизельный приоритет» в маркировке, а именно – CF-4/SG. На этот раз моторные масла мы решили оценить гостовскими методами испытаний. Где допускалось, выбирали ужесточенные варианты стандартных тестов. Данных набрали так много, что решили ограничиться лишь самыми важными, разбив их на три таблицы. В первой, кроме показателей «щелочность» и «зольность», приведена динамическая вязкость при низкой температуре – она определяет пусковые свойства зимой. Во вторую таблицу свели результаты проверки образцов на стойкость к высокотемпературному окислению.КЛАССИФИКАЦИЯ МАСЕЛПо классификации, предложенной Американским институтом нефти (American Petroleum Institute), уровень качества масел для бензиновых двигателей обозначается двумя буквами латинского алфавита, первая из которых всегда S (от слова Service), например, SF SG, SH, SJ, SL. Аналогичная картина ис маслами для дизелей, но здесь первая буква C (от слова Commercial) и иногда используются циф-ры: CC, CD, CE, CF, CF-4, CG-4. Поскольку большинство масел сегодня универсальны, их маркировка включает и «бензиновые», и «дизельные» свойства. Масло API SG/CF предназначено для бензиновых моторов (на первом месте в маркировке «бензиновые SG»), но может применяться ив дизелях (на это указывают буквы CF). А, например, масло, маркированное API CF-4/SG, разрабатывалось для дизелей, но может использоваться в бензиновых двигателях.Кроме основных показателей, присущих этому методу, здесь приведена вязкость каждого масла до и после испытаний. Третья таблица – самая скромная, но, возможно, самая показательная. В ней результаты наиболее доходчивого испытания – проверки масел на склонность к лакообразованию.КАК ЭТО БЫВАЕТЧем ближе к финалу, тем любопытнее, чем же все этоНа российских маслах, не прошедших официальные испытания API, маркировку правильно пишут так.«ЛУКойл Супер» (полусинтетическое)«ТНКСупер Ойл» (полусинтетическое)Sintec «Стандарт» (минеральное)Qualitet «Сатурн» (полусинтетическое)Емкость: 4 л. Ориентировочная цена: 250руб. Отличные результаты почти по всем видам испытаний и лучшие низкотемпературные свойства. Еще бы вязкость при 100°С была чуть выше... Впрочем, масло все равно заслуживает лестных оценок.Емкость: 4 л. Ориентировочная цена: 240руб. Рекордов, недосягаемых для коллег, образец не показал, но всегда попадал в число лучших. Да ик вязкости не придерешься. Как и предыдущий образец, заслуживает похвалы.Емкость: 5 л. Ориентировочная цена: 180руб. Всеочень хорошо, но если бы вязкость оказалась чуть выше, было бы просто отлично. Образец вчисле лидеров по моющим свойствам. Имеет невысокую зольность и... цену.Емкость: 5 л. Ориентировочная цена: 250руб. Результаты испытаний этого образца в целом на высоком уровне. При проверке антиокислительных свойств показало рекордно малое количество осадка. Общая оценка – хорошо.160 За рулем 09/2005 КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА МОТОРНЫЕ МАСЛА ГРУППЫ SGLuxoil «Люкс» (полусинтетическое)U-tech Navigator (полусинтетическое)Consol «Спринт» (полусинтетическое)Spectrol Global (частично синтетическое)Емкость: 4 л. Ориентировочная цена: 340руб. Вцелом показал неплохие результаты, но проверку антиокислительных свойств масло перенесло тяжелее, чем коллеги-конкуренты, хотя в общем неплохо.Емкость: 5 л. Ориентировочная цена: 330руб. Масло справилось с программой, но показало странные результаты при проверке антиокислительных свойств: осадка почти нет, вязкость заметно упала.Емкость: 5 л. Ориентировочная цена: 300руб. Специалисты остались недовольны результатами моющих свойств образца. Из достоинств отмечают хорошие низкотемпературные свойства.Емкость: 4 л. Ориентировочная цена: 270руб. Даже проявив снисходительность, специалисты остались крайне недовольны результатами проверки моющих свойств этого образца.кончится. Вот мы и приблизились к развязке. Среди проверенных параметров таких, которые можно явно отнести к малозначимым, не оказалось, но есть другие, требующие обратить на себя внимание в первую очередь. К ним специалисты отнесли упомянутую уже нами склонность масел к лакообразованию. Из табл.3 видно, что в товарищах по испытаниям согласья нет – есть и лидеры, и отстающие. Да и табл.2, где приведены данные, кто и сколько часов продержался, опять демонстрирует отличия образцов. Единственная из таблиц – первая – дает основание хвалить всех участников. Хотя бы потому, что предельно допустимую динамическую вязкость не достиг ни один из образцов – все показали лучшие, чем европейские, нормы. Познакомившись со всеми результатами, вы сами сможете решить, согласны ли с нашей оценкой общихитогов или нет. Наши предпочтения на стороне «ЛУКойла» и ТНК. Менее всех нас удовлетворили результаты «Спектрол» и Consol.СТЕПЕНЬ ВСЕСЕЗОННОСТИВ нашем тесте участвовали масла с вязкостью SAE 10W40. Их официальный диапазон применения для большинства автомобилей от –20 до +35°С (иногда встречается –25 до +40°). Однакоэто говорит скорее о предельных возможностях масел, чем об условиях их регулярного применения. Если ввашей климатической зоне температура зимой часто опускается до –20°С и ниже, предпочтительнее использовать масло с вязкостью SAE 5W40, а при температурах до –30°С и ниже – связкостью SAE 0W40. Однако впослед-нем случае все равно успешный запуск не гарантирован – вмешиваются другие факторы: степень зарядки аккумулятора, качество топлива, состояние автомобиля и т.д. Производителям масел скромничать, как мы понимаем, невыгодно, поэтому указанный на их канистрах диапазон применения колеблется виных пределах. Самые нескромные цифры мы обнаружили на графиках у канистры «Спектрола»: от минус 35° до плюс 45°. Это особенно любопытно на фоне результатов, представленных втабл.1.ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫЩелочное число и сульфатная зольность говорят омногом. Содной стороны, они косвенно характеризуют количество присадок в масле (чем их больше, тем оба параметра выше), с другой – каждый из них по-разному влияет на работу двигателя. Отдельно взятый щелочной запас, как обычно считалось у нас, это уже хорошо, поскольку он определяет способность масла нейтрализовать кислые продукты, образуемые во время работы. Однако содержание серы – основного источника кислот – в теперешних топливах меньше, да и наука о маслах не стоит на месте. Сегодняпоявляются импортные масла очень высокого уровня качества, щелочной запас которых, однако, не так уж высок. Наконец, зольность – признак высокого содержания присадок – сама по себе, как выясняется, не полезна (не говорим «вредна», чтобы не напугать). С ее ростом выше допустимого уровняТАБЛИЦА 1. РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙОбразецЩелочное Зольность Вязкость число, сульфатная, динамимг КОН/г%ческая,* МПа ПримечаниеПо ГОСТ не более 1,3 не более 7000 11362по (по ASTM ГОСТ Р 516345293-92) «ЛУКойл»8,91,252940 ТНК8,51,163690 Sintec8,21,104550 Qualitet8,71,204730 Luxoil9,11,254630 U-tech9,41,185260 Consol8,20,903160 Spectrol8,81,075810*При имитации холодной прокрутки при -25°С.увеличивается нагар на свечах зажигания. Иногда специалисты вспоминают, что она способна еще и увеличивать износ. Однако не будем на этом останавливаться: по мнению других ученых, это не более чем теоретические предпосылки.162 За рулем 09/2005 ЭКСПЕРТИЗА МОТОРНЫЕ МАСЛА ГРУППЫ SG МЕТОД ПЗВЛабораторная установка для окисления моторных масел имитирует работу одноцилиндрового двигателя. Нагрев деталей ведется искусственно, что позволяет точнее поддерживать тепловой режим и при необходимости изменять его. В нашем случае использовали так называемый ужесточенный метод ПЗВ – с увеличенными зазорами в кольцевых уплотнениях и сокращенной по времени продолжительностью такта выпуска. Критерий оценки моющих свойств масел на этой установке – лаковые отложения на боковой поверхности поршня, выраженные в баллах. Их проставляют специалисты, сравнивая отложения на поршне с эталонной шкалой (см. фото). На наших образцах был отмечен ощутимый разброс. Полбалла или балл, набранные некоторыми образцами, могут служить поводом для оптимизма – примерно столько ждут от масел типа API SG, ну а два балла и больше настораживают.ТАБЛИЦА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ АНТИОКИСЛИТЕЛЬНЫХ СВОЙСТВ МАСЕЛОбразецВязкость кинема-Вязкость кинема-Осадок, % Осадок, % тическая до испы-тическая после200°С, 200°C, 2/с30 часов40 часов таний, мм2/сиспытаний, мм Примечание12,5–16,3 не нормируется по SAE J300 «ЛУКойл»13,212,30,080,16 ТНК14,213,30,110,16 Sintec13,115,00,100,23 Qualitet14,112,30,0060,06 Luxoil15,412,90,321,10 U-tech15,410,20,0790,085 Consol13,511,90,090,24 Spectrol14,811,20,100,20МЕТОД ДК-НАМИОн позволяет оценивать стойкость масел к окислению с помощью лабораторной установки, напоминающей наклоненную центрифугу. Обычно результаты выражают в часах работы. Мы оценили, какое количество осадка останетсяпосле 30 и 40 часов работы масла при температуре 200°С. Вязкость после испытаний вообще-то не нормируется, но изменение параметра красноречиво говорит о возможностях масел – чем она меньше изменилась, тем лучше. Авот вязкость до испытаний нормируется и ГОСТом, и европейскими стандартами, и даже некоторыми производителями. Например, АВТОВАЗ для этой категории масел предпочитает вязкость более 14мм 2/с (или сСт). О том, сколько времени продержалось масло при испытаниях по методу ДК-НАМИ, судят по величине осадка. Если он ниже 0,5% – задание посильно и время можноувеличить.Жесткой нормы для этого метода нет, но тридцать часов обычно образцы выдерживают. Так произошло ив нашем тесте. Правда, кто-то выдержал 40 часов и, не исключено, был способен продержаться дольше.Чем выше балл, тем больше отложений на поршне.ТАБЛИЦА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ МОЮЩИХ СВОЙСТВ МАСЕЛ*ОбразецБаллы «ЛУКойл»0,5 ТНК0,5 Sintec0,5 Qualitet1,0 Luxoil0,5 U-tech1,0 Consol2,0 Spectrol3,0Примечание: меньший балл соответствует лучшему результату. *Испытания поГОСТ 5726. Ужесточенная методика ПЗВ.