262
263
264
265
266
ТЕХНИКАОБОЗРЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХДОРОГИ, КОТОРЫЕ НАСКак по-вашему, сильно ли отличается, скажем, ФИАТ-124 середины 1960-х от автомобилей XXI века? Примерно такие же изменения претерпели за последние 50 лет некоторые (увы, далеко не все!)дороги. Продолжив аналогию с автомобилем, замечу – здесь тоже есть устройства пассивной и активной безопасности: первые призваны не допустить аварийной обстановки, вторые – смягчить ее последствия.СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКАНаблюдательные автомобилисты наверняка замечали, как разнится дорожная обстановка в зависимости от разметки. Стоит съехать с повесеннему грязного асфальта со стертой разметкой на «све-жеразрисованный» участок, как ряды машин становятся стройней, а их движение – явно более осмысленным. Всего лишь размечены ряды, а езда уже стала безопасней! Протяженность дорог в нашейстране превышает 900262 За рулем 10/2005 ОБОЗРЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХСветовые табло оперативно информируют водителей о пробках, ремонтных работах, изменении погодных условий.пливая в свежий слой асфальтобетона. Такая полоса или пунктир не только намного долговечней, но и отражает свет – благодаря микропризмам, заключенным в ромбовидные капсулы (с внешней стороны они закрыты слоем прозрачного полимера). Даже под водой в сильный дождь разметка отлично видна водителю.ЗАЩИЩАЮТтыс. км, но лишь малая доля отвечает современным требованиям. Даже в столице есть над чем поработать. К тому же покрытие требует постоянного ухода. Разметка уже к середине зимы стирается шипами, ее разъедают противогололедные реагенты. Современные технологии позволяют продлить срок службы разметки даже в российских условиях с трех-четырех месяцев до двух лет. Столько будут работать полимерные ленты.Первые, тогда еще пленочные 35миллиметровые камеры появились в США еще 40 лет назад, но настоящий бум слежения за перекрестками пришелся на последнее десятилетие. Полимерная лента фирмы 3М служит в 10 раз дольше, чем краска. Теперь такая разметка есть ив Москве.Михаил ГзовскийНанести их на дорогу не так уж сложно: рулон уложен в тележку вроде газонокосилки, с которой управляется один человек. В отличие от традиционной краски, разметку можно наносить сразу после укладки покрытия, ута- ОБОЗРЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХПомимо материалов, дорожники мудрят и над рисунками разметки. Особенно преуспели японцы и австралийцы, разработав любопытные нестандартные варианты – например «галочки», нанесенные посередине ряда. Зачем? Оказывается, при достижении определенной скорости этот рисунок начинает мелькать с такой частотой, что создается иллюзия езды с большей, чем в действительности, скоростью. Водитель машинально сбавляет газ. Созданы участки с рельефной разметкой, вызывающей вибрацию и дискомфорт при превышении определенной скорости. Пока все эти изобретения не нашли широкого применения, но ведь и «лежа-Эта система автономная – на солнечных батареях. Такой пешеходный переход можно оборудовать в самом неудобном для подключения к питанию месте.чие полицейские» когда-то начались с эксперимента. Трудно представить, что случилось бы, исчезни с улиц городов хотя бы на час дорожные знаки и указатели! Даже российские водители понемногу привыкают ик светящимся информационным табло. Лишнее напоминание, например, о гололеде не помешает. А чтобы сделать табло максимально экономичными, за рубежом начали применять питание от солнечных батарей. Им достаточно всего 20 минут солнечного света, чтобы всю ОБОЗРЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХрий. На перекрестках ежегодно погибают сотни человек, а материальный ущерб, связанный с выплатой по страховкам, потерей трудоспособности и счетам за лечение, достигает 7 миллиардов долларов. А у нас – кто считал последствия проездов на красный или «оранжевый»? За океаном давно поняли: поставить у каждого светофора полицейского невозможно. Гораздо эффективнее фиксировать нарушение видео- или фотокамерами. Они работают в автоматическом режиме. Обычно камеры устанавливают так, что съемка идет с разных ракурсов ив разных направлениях. Когда в светофоре горит зеленый, его камера бездействует. После включения красного, она, выждав долю секунды, чтобы водители завершили проезд перекрестка, включается – с этого момента любой нарушитель попадет в кадр. Мало того, первая камера передает сигнал другим: они тоже старательно фиксируют проштрафившегося. А фотоотчет о происшествии очень скоро окажется… правильно, в полицейском участке. В некоторых штатах полиции достаточно фото номерного знака машины-нарушителя, по законам других – к делу нужно приложить портрет водителя за рулем. Соответственно настроены и фотокамеНа правах рекламыСветовозвращающие пленки высокой интенсивности используют не только для дорожных указателей. Полосы из них наносят на крупногабаритные автомобили и спецодежду сотрудников дорожных служб.ночь табло ярко светилось. Кстати, уже есть экраны, на которых текст предупреждения можно изменить всего за пару минут, например, подключив ноутбук.ВСЕВИДЯЩЕЕ ОКООдно из самых опасных нарушений – проезд перекрестка на красный свет. В США, например, из-за этого происходит почти четверть всех ава- ТЕХНИКАОБОЗРЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХЗа пассивную безопасность на дорогах отвечают в первую очередь металлические ограждения. Самые совершенные принимают на себя эн ергию столкновения, смягчая последствия для людей.ры. Уже через пару дней в вашем почтовом ящике окажутся конверт с «компроматом» и штрафная квитанция на внушительную сумму. Уйти от ответственности невозможно: камеры работают 24 часа семь дней в неделю без перерыва на обед. Все что вы можете – попытаться обжаловать постановление всуде, если есть контраргументы. Вот такая демократия. Аналогично работают и детекторы скорости. Про-стейшая схема: на определенном расстоянии висят две камеры, соединенные с компьютером. При движении с разрешенной скоростью автомобиль попадает в поле зрения второй камеры через определенное время. Если оно меньше запрограммированного, второй «глаз» зафиксирует нарушителя. Остальное – дело техники. В России камеры тоже потихоньку внедряют. Но, как правило, они лишь наблюда-ют за потоками. А если и видят нарушителя… его еще нужно отловить. Ведь наши законы не позволяют штрафовать заочно. Наверное, кому-то так удобней… В других странах считают иначе. Стоило властям американского города Окснард установить камеры, фиксирующие проезд на красный свет, и заявить об этом, как количество ДТП в течение нескольких месяцев уменьшилось на 30%! А ведь каме-ры следили лишь за 11 из 125 перекрестков. И вновь вернемся на родные просторы. На 989-м километре трассы Иркутск – Красноярск из года в год зимой происходило четырепять аварий с тяжелыми последствиями. После установки светоотражающих знаков и оградительного барьера количество аварий на этом участке снизилось до… нуля! Значит, и у нас не все безнадежно…На правах рекламы266 За рулем 10/2005